Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ"
план-конспект урока по теме

Ламзина Татьяна Александровна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта  «РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ
ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_raboty_nad_problemoy.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОБЛЕМОЙ

«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ
ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ»

Редкодубская средняя школа

Учитель: Ламзина Т. А.

Полный стаж работы 34года.Работаю над проблемой формирования орфографической зоркости учащихся. Эта проблема трудна и многогранна.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма. Орфограмма – это трудное место в слове; чтобы не ошибиться на письме, необходимо научиться замечать орфограммы. Взрослый человек обычно не видит орфограмм, хотя пишет без ошибок. Школьник, обучающийся грамотному письму, должен научиться видеть орфограммы и работать над ними. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если и ученик и школьник видят ее. При этом учитель оказывается в преимущественном положении: он не только видит орфограмму, но и понимает ее тип, относит к тому или иному принципу орфографии, знает способ проверки. По данным исследований, учащийся начальных классов видит орфограмму не более чем в 40 % случаев, может успешно проверить ее в 70 % случаев   (учитывались лишь те орфограммы, которые уже знакомы школьникам).

Школьник идет к пониманию орфограммы не от допущенной на нее ошибки, а от языкового анализа, от знания орфографических правил, от знания грамматики, от способов проверки написаний.

Обычно орфограммы проверяются в тексте: в диктанте, изложении, сочинении. Для проверки каждой орфограммы необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется проверка орфограммы. Так для проверки «у» в слове чуткий достаточно сочетание чу, то есть минимальное орфографическое поле – две буквы, сочетание чу. Для проверки безударной гласной в слове весной минимальное пространство, необходимое для проверки, - это корень «весн» - в слове весной и в проверочных родственных словах вёсны, вешний.

Для проверки падежного окончания имени существительного необходимо словосочетание , позволяющее определить падеж: живу в городе, живу в деревне. В данных примерах окончание  в предложном падеже единственного числа 2-го склонения (город ) и 1-го склонения (деревня).

Термин «орфографическое поле», так же как и термин «орфограмма» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке написаний учащихся постоянно пользуются полем. Ни чрезмерное расширение орфографического поля, ни тем более его сужение не способствуют успеху проверки правописания.

Школьник не может (и не должен!) проверять каждую букву в словах. Опознавательные признаки орфограммы помогают быстро и в основном безошибочно обнаружить трудные места на письме, то есть определить орфограммы.

Итак, первый опознавательный признак – это несовпадение буквы и звука.

Второй опознавательный признак – это сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, и не только звуки, но звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания. Условно их назовем «опасными»звуками, звукосочетаниями, парами звуков. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

-гласные [а] / [о], [и] /[е];

-пары звонких и глухих согласных : [б] / [п]; [г] / [к]; [в] / [ф]; [д] / [т]; [з] / [с]; [ж] / [ш];

-сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу ;

-cочетания стн-сн, здн- зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

-согласные [п], [к], [ф], [т], [с], [ш] на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем <б>, <г>, <в>, <д>, <з>, <ж>;

-повышенное внимание должно обращаться на буквы Я, Е, Ё, Ю; в устном звучании – звукосочетаний [йа], [йэ], [йо] ,[йу];

-мягкие согласные, особенно [л], также относится к числу “опасных”.

Опасной позицией в слове следует считать окончание, особенно если на конце имени существительного звучит [е], [и] без ударения; опасная позиция – стык приставки и корня , а также многие другие .

Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительная гласная в сложных словах, возвратная частица «ся(сь)», сочетание морфем – две приставки, два-три суффикса, наконец, суффикс, сливающийся на письме с окончанием типа – «-ение, ание».

Обнаруживая в слове морфему, школьник целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже заранее знает, какие именно орфограммы могут встретиться в приставке, в корне, в окончании, какие на стыке морфем. Так, ученики 3 и 4 классов уже знают из практики, что в приставке «под-» вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что «под-» - это приставка, а не начало корня (например, в словах подставка, подвез), так как приставки «над-» , «пот-» в русском языке нет. Сказанное относится также к написанию предлога «под».

Вариантом третьего опознавательного признака можно считать служебные слова – предлоги, в первую очередь, ибо они сходны с приставками. Наличие такого слова, то есть «предлога/приставки», возбуждает у учащихся внимание к данной ситуации и вызывает необходимость проверки орфограммы «между словами», то есть раздельного написания предлога и слитного написания приставки.

Обнаруживая в слове корень, школьник уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны также звонкие – глухие согласные и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова. Находя орфограммы в корне слова, школьник подчеркивает их, проговаривает, определяет их тип, выбирает способ проверки, вспоминает необходимое проверочное слово.

Обнаруживая в слове окончание, школьник, в первую очередь, устанавливает, есть ли в окончании безударные гласные, то есть орфограммы: он должен знать, что проверять ударяемое окончание нет необходимости, в них нет орфограмм (исключение составляет звук [г] в окончаниях «-ого,-его», в именах прилагательных мужского или среднего рода, в родительном падеже единственного числа; эти окончания произносятся как [овъ], [эвъ]. Если окажется, что окончание существительного, прилагательного или глагола безударное, то начинается операция проверки: определяется часть речи; если проверяемое слово – имя существительное, то указывается 1-е, 2-е или 3-е склонение, падеж и так далее.

Обнаруживая стык морфем (приставки и корни ), школьник ожидает таких орфографических трудностей, как двойные согласные: ссыпал , оттянул, подделка, рассыпал, введение. Нередко встречается необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем: отдохнул, отдал, [адахнул, од*ъл]; подтянул, подсунул [пътьнул, пътсунул], можно ожидать разделительного ъ после приставки перед корнем, если он начинается на Я, Е, Ё: подъём, съел [пъдйом, с*йэл].

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий.

Это общие опознавательные признаки, пригодные для работы с большинством орфограмм: первый – расхождение между буквой и звуком, между произношением и написанием; второй – «опасные» звуки, их сочетания и другие позиции; третий – морфемы, их выделения, прогнозирование орфограмм в них.

Кроме общих опознавательных признаков, каждый тип орфограмм имеет еще и частные, собственные, специфические опознавательные признаки, присущие этому типу. Так, специфическими опознавательными признаками орфограммы «ь после шипящих в корне слова имен существительных» являются следующие сведения, которые школьник должен установить в процессе грамматического и фонетического анализа слова.

А) Является ли проверяемое слово именем существительным?

Б) Если да, оканчивается ли оно на шипящий согласный?

В) Если да, то какого оно рода: для мужского рода – вариант без ь (нож); для женского рода – с ь(ночь)?

Создается устойчивая последовательность действий, нечто вроде алгоритма. Очень важно, чтобы у учителя, а вслед за ним и у учащихся сложилась четкая структура орфографического действия. Для этого необходимо охарактеризовать каждый тип орфограмм в курсе начальных классов. В таблице 1 приводятся такие характеристики.

Таблица 1 – Характеристика типов орфограмм.

Названия орфографических тем и орфограмм. Природа орфограммы, основа её проверки

Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные). Что распознают учащиеся

1 Безударные гласные в корне слова – проверяемые и непроверяемые. Для проверяемых – морфологический

способ проверки; для непроверяемых – запоминание (традиционные написания).

а) безударность, отсутствие ударения;

неясность звучания;

б) гласные[а], [о], [е], [и], как наиболее «опасные»;

в) место в слове: находятся в корне слова.

2 Звонкие и глухие согласные –

проверяемые и непроверяемые.

Для проверяемых – морфологический

способ проверки; для непроверяемых –

запоминание (традиционные написания).

а) согласные, образующие пары по

по звонкости – глухости: [б] / [п]; [г] / [к]; [в] / [ф]; [д] / [т]; [з] / [с]; [ж] / [ш];

б) их место в слове: в корне слова(с точки зрения морфологического состава), в абсолютном конце слова или перед согласными (с точки зрения фонетического

состава)

3 Непроизносимые согласные в

корне слова.

 Морфологический способ проверки.

а) «опасные» звукосочетания  (буквосочетания) стн, здн или сн, зн в словах и др.

б) место в слове: «опасные» сочетания находятся в корне слова

4 Разделительный ь. Правило графики – один из способов

обозначения звука [й] и мягкости

согласного перед ним.

наличие звука [й] после мягкого

согласного (нал* йу), наличие гласных букв я, е, ё, ю, и (точнее, гласных [а], [э], [о], [у], [и] после [й].

5 Разделительный ъ. Правило графики – один из способов

обозначения звука [й]. Морфологический способ проверки.

а) наличие звука [й] после согласного (падй*ом), наличие гласных букв я, е, ё, ю, и (точнее, гласных [а], [э], [о], [у], [и] после [й];

б) место орфограммы: после приставки,

оканчивающейся на согласный, в начале корня, т. е. на стыке приставки и корня.

6 Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок. Морфологический и

частично синтаксический способ проверки, опора на значение текста.

а) наличие такого звукосочетания

(буквосочетания, которое может оказаться

предлогом/приставкой; дети запоминают эти

сочетания: по, на, до, под, в и многие другие;

б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени

существительному или местоимению.

7 Заглавная буква в именах, фамилиях, названиях городов и в прочих собственных именах существительных. Дифференцирующие написания.

а)место в слове: первая буква;

б) Значение слова: имя, фамилия, название города, реки, кличка животного и пр.

8 Заглавная буква в начале предложения. «Сигнал» его начала.

а)место в слове: первая буква;

б) Место в предложении: первое слово.

9 Буквы и, у, а после шипящих согласных: сочетания жи, ши, ча, чу. щу.

Наличие в слове сочетаний жи, ши, ча, чу. щу ( они звучат: [жы, шы ], [ч*а , щ*а], [ч*у, щ*у ]

10 Мягкий знак ь на конце имен существительных после шипящих. Дифференцирующее написание (ь–различитель рода имен существительных)

а)наличие на конце слова[ч*], [щ*](всегда мягкие согласные), [ж], [ш] (всегда твердые согласные);

б)часть речи имя существительное;

в)род: мужской или женский.

11-ться- и –тся- в глаголах. Морфологический способ проверки. Дифференциация грамматических значений при одинаковом звучании сочетания или даже целого слова.

а) звучание долгого[ц] с последующим редуцированным гласным[ць]в обоих вариантах:встретится- [фстр*эт*иць] и встретиться тоже[фстр*эт*тць];

 б)место орфораммы(сочетания): на конце слова;

в) часть речи: глагол( в предложении сказуемое).

12 Правописание безударных гласных –е или –и в окончаниях имен существительных.

Морфологический способ проверки.

а)место орфограммы: в окончании;

 б)наличие  безударных –е/–и в окончании;

в) часть речи: имя существительное.

13 Правописание окончаний имен прилагательных –ого/-его (орфограмма –ого).Непроверяемое написание, усваивается запоминанием. Морфологический способ: выделение окончания.

а) наличие сочетаний звуков: [овъ] в ударяемом варианте,  [ъвъ], [ьвъ] в безударном варианте;

б) место: на конце слова, в окончании;

в) часть речи: имя прилагательное.

14 Правописание окончаний имен прилагательных –ого/-его (родительный падеж) и  -ом/-ем (предложный падеж). Морфологический способ проверки: выделение окончаний.

а) место орфограммы: на конце слова, в окончании;

б) наличие сочетаний [ъвъ]или [ьвъ] их безударность(имеется в виду безударный гласный перед [в];

в) часть речи: имя прилагательное.

15 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений в настоящем и будущем времени: -е/-и в окончаниях 2-го и 3-го лица единственного числа, 1-го и 2-го лица множественного числа, -у/-а или –ю/я в 3-ем лице множественного числа. Морфологический способ проверки.

а) часть речи: глагол;

б) место орфограммы: в окончании;

в) наличие знакомых («опасных») окончаний: -ишь/-ешь,  -ит/-ет,

 -им/-ем, -ите/-ете, -ут/-ат, -ют/-ят; безударность гласных –и/-е, -у/-а в этих окончаниях;

г) настоящее или будущее время: не прошедшее – оно проверяется другим способом!

Комментарий к таблице 1:

  1-2 Умения, необходимые для проверки орфограмм типа «безударные гласные»: умение быстро и безошибочно определять место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные;

Для обоих типов орфограмм: умение находить в слове корень, умение быстро подбирать родственные слова или формы проверяемого слова, выбирать из их числа проверочные слова, для проверяемых случаев – умение пользоваться словарем.

Работу учащихся осложняет то, что они далеко не всегда умеют определить, может ли слово быть проверено или же оно непроверяемое.

Этот вопрос школьник решает: а) методом проб, т.е.  подбирает ряд слов: если среди них нет пригодного для проверки, делает вывод о непроверяемости; б) на основе памяти, так как в памяти школьника уже есть определенное количество слов, специально заученных; в) с помощью орфографического словарика.

3 Слов с непроизносимыми согласными немного, и они обычно сохраняются  в памяти учащихся; но это не значит, что их не  нужно проверять. Проверка необходима, так как, помня слово, школьники не всегда уверены в его написании. Выбор написания осуществляется как решение орфографической задачи: «позно» ил «поздно»? – опоздал, значит, поздно.

6 Умения, необходимые для проверки: умение определить, что предлог/приставка не является началом корня. Например, подарок- приставка  –по, в слове же погреб -по-  - начало корня. Умение обнаружить смысловую и синтаксическую связь предлога с именем существительным или с местоимением: по дороге ( по чему?) – по ровной, по накатанной дороге.

11 Умения, необходимые для проверки: умение ставить грамматические вопросы (Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?); умение определять форму глагола – неопределенную форму или форму настоящего или будущего времени.

12 Умения, необходимые для проверки: умение определять склонение проверяемого существительного, род, форму падежа( родительный, дательный, предложный падежи); умение подобрать аналогичное существительное в той же форме, но с ударным окончанием, например: улица – по улице, окончание безударное; вода – по воде.

15 Умения, необходимые для проверки: умение быстро определять форму глагола – время, число, лицо; умение правильно соотнести проверяемую форму настоящего или будущего времени глагола с неопределенной формой( бегают – бегать, видят – видеть, моются – мыться т.п.) и, следовательно, безошибочно отнести глагол к 1-му или 2-му спряжению.

Это опознавательные признаки 15 наиболее употребительных орфограмм. Остались не рассмотренными такие орфограммы из курса начальных классов:

двойные согласные;

сочетания ЧК, ЧН;

разрыв слова для переноса со строки на строку;

проверка двух безударных гласных в одном слове;

правописание гласных и согласных в предлогах и приставках;

окончаниях имен прилагательных в винительном и творительном падежах женского рода –УЮ, -ЮЮ,-ОЮ, -ЕЮ;

не с глаголом;

правописание местоимений с предлогом;

правописание глаголов в прошедшем времени(слышал, видел и т.п.)Все эти случаи тоже имеют свои опознавательные признаки.

Итак, для успешного освоения учителем  способа проверки орфограммы определенного типа надо знать: а) природу данного орфографического явления, его принцип, и основу проверки; б) орфографическое поле, необходимое для проверки; в) опознавательные признаки данной орфограммы и возможности учащихся каждого класса по использованию этих опознавательных признаков; г) умения, необходимые учащемуся каждого класса для успешной проверки орфограмм данного типа.

В целом система правильного письма в начальных классах характеризуется постепенным переходом от изображения звуков речи точно соответствующими им буквами – к соотношению буквенного состава со звуковым составом и к выявлению несоответствии – к нахождению орфограмм, определению их типов, к запоминанию слов, к простейшим способам проверки( на основе сопоставлений и пр. – к решению орфографических задач на грамматической и словообразовательной основе.

Уже в период обучения грамоте дети устанавливают разницу в произношении и написании слова, проводят звуко-буквенный анализ слов. А также  устанавливают, что буква в разных позициях может обозначать разные звуки.

1 В период слогового чтения дети запоминают написание многих слов, так как в это время читают орфографически. Орфографическому чтению уделяют большое внимание, как фактору, способствующему формированию грамотности. Ведь для многих не секрет, что многие люди, не зная всех правил орфографии, грамотно пишут. Им пользуюсь при подготовке к письму по памяти, при проведении диктантов с предварительной подготовкой по тексту в учебнике, его использую при проведении пятиминуток чтения на уроках.

2 В начальных классах детям бывает очень трудно сформулировать правило, если даже они хорошо его понимают. Чтобы снять напряжение, возникающее у детей во втором классе, даю правила в стихах, рифмовки. Рифмовки использую в четвертом классе при изучении падежных окончаний существительных. Запоминанию правил способствуют различные графические изображения.

3 В начале каждого урока проводится орфографическая минутка. Она может собой представлять:

а) словарный диктант на определенную орфограмму, где можно использовать и взаимопроверку, или устный диктант с использованием сигнальных карточек;

б) выборочный диктант, выписать слова на указанную орфограмму, что способствует развитию фонематического слуха;

в) кроссворды, в начальных классах чаще всего с загадками;

г) диктанты «эхо». Учитель называет слово, кто-то из учеников произносит это слово орфографически. После все записывают;

д) при списывании текста из учебника, дети получают задание выделить цветной пастой все знакомые орфограммы;

е) использую раздаточные карточки «Угадай букву», по которым дети сразу могут проконтролировать свой ответ;

ж) так как в русском языке много слов с непроверяемым написанием, программа дает нам конкретный набор слов для запоминания в каждом классе. Чтобы эту работу систематизировать все слова, представленные для изучения делю на смысловые группы («село», «город», «растения», «животные», «овощи» и т. п.) В группе от 4 до 10 слов. Для каждого ученика оформляю карточку-словарик, который дети хранят в учебнике. В течение недели работаем над одной смысловой группой, запоминаем написание.

Первый урок – знакомство, дети отгадывают загадку, или просто уясняют значение слова, читают его по слогам, выделяют непроверяемый безударный гласный, записывают слова в столбик в тетрадь.

На следующих уроках проводятся деление слов на слоги для переноса, диктанты с последующей проверкой по карточке, устные диктанты по демонстрационным карточкам из картинного словаря, картинные диктанты, игра «Поможем незнакомке», составление смысловых рассказов со словами одной словарной группы и др. На последнем уроке проводится на листочках словарный диктант, который оценивается. Карточки-словарики помогают мне и при повторении уже изученных слов. В 4-м классе советую чаще читать словарик в конце учебника, даю разные задания, типа:

  1. выписать существительные среднего рода;
  2. слова сприставками;
  3. слова, которые квакают, каркают;
  4. слова с -оро-, -оло-;
  5. названия животных, растений.

Даже признании правил, дети допускают ошибки, так как не определяют на слух в какой части слова стоит букв-обманщица. Следует чаще проводить разбор слов по составу. Учителю надо строго систематизировать правила:

а) учатся писать буквы в корне слова;

б) учатся писать приставки;

в) учатся писать окончания;

г) учатся писать суффиксы (у глаголов прошедшего времени в начальных классах).

Больше внимания стараюсь уделить работе над ошибками. Ошибки не исправляю, а отмечаю на полях черточками. Дети находят ошибку сами, исправляют простым карандашом, подбирают проверочные слова, повторяют правило по учебнику.

После учитель индивидуально принимает отчет по работе. Сильным ученикам отмечаю количество ошибок в конце всего текста, а не на строке. Для улучшения своей работы планирую приготовить раздаточный материал к урокам русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...