Технология развития критического мышления. Выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал по теме

Нечаева Алена Вячеславна

Форма выступления: мастер-класс

Тема выступления: Технология развития критического мышления

Дата проведения: 1.11.2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc106.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_1-5.doc301 КБ
Office presentation icon tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.ppt1 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: Технология развития критического мышления через чтение и письмо

К технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ещё недавно относились как к интересной новинке, которую можно сравнить с деликатесом в нашем уже привычном рационе. Эту технологию использовали на своих уроках энтузиасты — те, кто понимал, что традиционные методы обучения не всегда могут помочь в достижении новых, современных целей образования. Наши ученики в своих устремлениях нередко уходили дальше, чем учителя. Им были важны ответы совсем на иные вопросы. И далеко не все учителя были готовы к этому.

Ответы на вопрос, что происходит с технологией РКМЧП в России, насколько она востребована и эффективна, впервые были получены в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тысячи школ и учителей подали на конкурс материалы на основе технологии РКМЧП и стали его победителями. Это означало, что педагогическая технология стала неотъемлемым элементом школьной практики в самых разных регионах России. Но насколько эти перемены необходимы сегодня? Может, РКМЧП — это просто мода начала нового века, которая скоро уйдёт? Ответы на эти вопросы заложены в концепции новых федеральных образовательных стандартов общего образования. Авторы концепции отмечают, что «в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности...

На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства».

Что такое РКМЧП?

РКМЧП — это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы, и Азии. В нашей стране первыми стали Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и Новосибирск, постепенно география расширялась, и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих регионов. Эта программа охватывает более 30 стран во всём мире — в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании.

РКМЧП — это программа, технология, подход?

Это и первое, и второе, и третье.

Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем (уже вместе с Чарлзом Темплом) они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Она включала описание не только базовой модели обучения, но ещё и целый ряд мер по её внедрению в практику (методы внедрения технологии в школах, подготовку учебных пособий, количество и последовательность обучающих семинаров для учителей и многое другое).

Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов — осмысление содержания — рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов. В некоторых источниках Джинни Стил, Курта Мередита и Чарлза Темпла не совсем корректно называют авторами, но они не столько придумали, сколько сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практический опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира модели, которые сами являются образовательными технологиями (например, «Обучение сообща» Э. Аронсона и Р. Славина или активные стратегии письменной работы, описанные Д.Грейвзом, Д. Мюреем и их коллегами). Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах классиков – Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи, Б. Блума, К. Роджерса и др.

И, наконец, мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений обучения. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – все можно обсуждать или подвергать анализу.

Что такое базовая модель РКМЧП? В чём её технологичность?

Базовая модель «вызов — осмысление содержания — рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению новой темы, тематического блока или даже всего школьного курса. Обратите внимание, что речь об уроке не идёт; технология РКМЧП может быть использована и в рамках иного, внеурочного построения процесса обучения.

Часто учитель приходит в класс с уже сформулированными и продуманными целями. У учеников могут быть определённые представления о новой теме, разная степень интереса к ней, но это во внимание обычно не принимается. Изучение нового материала при этом происходит как бы с чистого листа. Учитель, по существу, навязывает своё видение и логику учебного материала, определяет не просто последовательность действий своих учеников, но и последовательность их мыслей. Немудрено, что даже, казалось бы, хорошо усвоенная тема через некоторое время забывается.

При изучении нового материала важно, чтобы новая информация накладывалась на имеющиеся у учеников знания. Тогда будут задействованы не только ресурсы памяти. На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания или, если этих знаний слишком мало, помочь сформулировать вопросы и предположения. Мотивом может стать обмен противоречивой и неполной информацией во время парной или групповой работы. Важно на этом этапе не допускать критики. Никто (ни учитель, ни ученики) не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправильными. Таким образом, на стадии вызова осуществляется важнейшая функция технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами формулируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала. При этом цели могут быть как масштабными (например, «Я ничего не знаю о том, из каких газов состоит атмосфера, и мне бы хотелось об этом узнать»), так и очень конкретными (например, «Мне кажется, что кислорода в атмосфере больше, чем других газов, но другие ребята считают иначе, поэтому надо проверить, кто прав»).

Если учитель грамотно организует работу класса на стадии вызова, побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, предположения и идеи, у них возникает естественное желание узнать новое.

Задачи фазы вызова - (пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Когда ребята читают текст, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмысление содержания. Учителя, использующие технологию РКМЧП, осознанно уменьшают долю своего участия во время знакомства учеников с новым материалом. Более того, они предлагают ребятам (особенно в старших классах) альтернативные источники информации.

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал
  • Помочь соотнести старые знания с новыми

На стадии рефлексии учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся постепенно осознают, что один и тот же текст может порождать оценки, различающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений одноклассников могут оказаться вполне приемлемыми, и ученик принимает их как свои собственные; другие суждения могут вызывать потребность в дискуссии. В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях. Это значит, что они смогли достичь поставленных ими же целей и даже самостоятельно сформулировали новые цели, позволяющие перекинуть мостик к следующей теме.

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Таким образом, стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии базовой модели образуют технологический цикл.

Формы и средства развития КМ сбор данных

  • анализ текстов
  • сопоставление альтернативных точек зрения
  • коллективное обсуждение
  • разные виды парной и групповой работы
  • дебаты
  • дискуссии
  • публикации письменных работ учащихся

Роль учителя в ТРКМ:

  • направляет усилия учеников в определенное русло
  • сталкивает различные суждения
  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Основные приемы Технологии развития критического мышления

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Прием «Таблица «тонких и «толстых» вопросов» может быть использована на любой из трех стадий урока. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

«Кластер» - («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.  Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники.

Прием «Дерево предсказаний»

Заимствован из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Прием «Фишбоун»

В процессе чтения ученики работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (кстати, эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания. Например, если речь идёт об экологических проблемах, очень важно опираться на точные данные, подтверждающие их существование и актуальность. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Прием «Плюс – минус – интересно»

На стадии вызова работает прием «Плюс – минус – интересно» и его модификация «Плюс – минус – вопрос». Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в графах таблицы информацию, отражающую:

  • положительные стороны явления «+»;
  • отрицательные стороны явления «-»;
  • а также информацию, которая интересует, - «И».

При использовании этого приема информация не только более активно воспринимается и систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение по спорным вопросам.

Таблица «З –Х – У»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблица разработана Донной Огл.

З – что мы знаем

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться  

Х – что мы хотим узнать

Выделяем источники информации

У – что мы узнали или что нам осталось узнать.

Приём «Концептуальная таблица» 

Приём «Концептуальная таблица» был разработан Дж. Стил, Ч. Темплом, К. Мередитом. Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Сюжетные таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Простой и знакомый прием – таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Инсерт

Еще один прием данной технологии, который часто используется – это маркировка текста значками (на полях) по мере его чтения, а после этого заполняется таблица.

Перепутанные логические цепочки

  • Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
  • Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
  • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Приемы по развитию навыков прогнозирования

Верные и неверные утверждения

  • В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
  • На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности 

Прием «Синквейн»

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Насколько важно соблюдать последовательность стадий, приёмов, методов в технологии РКМЧП?

Самое важное — создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов сопровождать учеников по выбранному маршруту. Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока, поэтому гораздо больший смысл имеет не поурочное, а тематическое или даже курсовое планирование. Изучение темы (а значит, и сам технологический цикл) может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Бывает и так, что какая-то стадия длится достаточно долго, например, стадия рефлексии сама по себе может занять целый урок. Технология РКМЧП предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными.

Можно ли совмещать традиционные формы и методы обучения с технологией РКМЧП? Можно ли применять технологию РКМЧП фрагментарно?

В принципе в рамках школьного предмета совмещать можно любые приёмы, методы и формы работы, если они направлены на достижение поставленных целей обучения. Но достаточно сложно представить, что можно изучать одну тему традиционно (лекции и фронтальный опрос), проверяя исключительно запоминание, без свободы суждений и права на ошибку, а другую — в режиме РКМЧП. В этом случае ребята воспримут технологию как игру и достаточно сложно будет рассчитывать на их дальнейшее доверие к учителю.

Рефлексия

Перекрестная дискуссия

Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках

Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Да

Нет



Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Приложение 1

Прием «Дерево предсказаний»

Невские наводнения

Часть 1

Нева - необычная река. Её протяжённость по течению - 74 км, по прямой - 45 км. При этом её относят к крупным рекам, т. е. имеющим площадь бассейна свыше 50 ООО кв. км. У Невы - 281 ООО кв. км. Река обладает высокой скоростью течения, поэтому при любом морозе не замерзает до тех пор, пока её не затрёт ладожским льдом. Нева не знает ни весенних разливов, ни летних обмелений, она всегда одинаково полноводна. Сток воды регулирует озеро Ладога, в которое несут свои воды более 100 рек из многих озёр. Бассейн самой реки включает 60 ООО рек, 50 000 озёр, среди них самыми крупными являются Ладога, Онега, Ильмень, Сайма. Чем больше озёр в бассейне, тем меньше колебаний уровня воды в реке. Итак, уровень воды в Неве надёжно регулируется Ладожским озером и бассейном самой реки.

Но наводнения в Санкт-Петербурге - неотъемлемая черта города, как дожди, туман и белые ночи.

Противники Петра I, видя в нём антихриста, объясняли наводнения божьим наказанием за измену православным святыням и историческим традициям. Но наводнения происходили в приневских землях задолго до строительства Санкт-Петербурга. В старых летописях упоминаются наводнения, покрывавшие эту местность водой на 20-25 футов (1 фут = 0,3 м). В 1691 г. вода затопила устье Невы до Большой Охты. Жители спасались на Дудергофских высотах. Первое наводнение в Санкт-Петербурге жители наблюдали уже в конце лета (августе) 1703 г., многие в страхе бежали, считая разгул стихии карой небесной. Наводнения были одной из причин, почему Петр II в 1729 г. захотел перенести столицу в Москву.

Жизнь шла своим чередом, а жители Санкт-Петербурга с первых лет существования города внимательно приглядывались к явлениям, сопровождавшим наводнения. Бросалось в глаза, что наводнениям сопутствует ветер. Так возникла первая, ветровая теория. Западный ветер нагоняет морскую воду в устье и вызывает обратное течение Невы. Но ветер-то дул не всегда западный.

Несколько позднее более убедительной показалась стоковая теория. Согласно ей, наводнения создаются самой Невой, а ветер с моря лишь подпирает Неву и создаёт затруднения для стока. Выход был прост: надо рыть каналы, углублять и расширять их для облегчения стока воды. И появились каналы: Екатерининский, Обводный и многие другие.

Но до конца тайна невских наводнений раскрываться стала лишь в конце XIX в. Резкие подъёмы воды связаны с возникновением в Балтийском море длинных волн. Ближе к осени над Атлантикой образуется циклон с низким давлением. Этот циклон формирует длинную волну. Такая волна пробегает залив за 7-9 ч и к устью Невы поднимается до 200-250 см (в случае, если нет ветра). Ветер ещё больше усугубляет положение.

Первый признак наводнения - подъём уровня воды над ординаром (в России средний уровень Финского залива у Кронштадта). В Санкт-Петербурге самый высокий уровень Невы - у Горного института, но он на 11 см ниже, чем у Кронштадта. В начале XVIII в. город затопляло при подъёме воды в Неве на 130-150 см; в середине XIX в. - на 150-170 см. В наше время необходимо, чтобы вода поднялась на 180-200 см.

Начинаются наводнения с районов, прилегающих к Невской губе, Большой Неве, каналам западной части города.

Часть 2

Наводнения всегда несли разрушения и часто гибель людей. Поэтому население города пытались предупредить о надвигающейся опасности. Указ 1721 г. гласил: «...как вода начнёт прибывать, то весь рогатый скот и лошадей отсылать в лес». Екатерина I издала указ отмечать уровень воды и впредь строить на фут выше. Екатерина II строила каналы. В случае опасности оповещали пушечными выстрелами (1 выстрел - 1 фут подъёма воды) из Подзорного дома. Галерной гавани. Адмиралтейства; барабанным боем, звоном колоколов («не набатным, а продолжительным»). На шпицах вывешивались красные флаги днём и фонари ночью. В 1897 г. была создана «Служба предупреждения наводнений на Неве» при Главной физической обсерватории. Сейчас этим занимается Санкт-Петербургское бюро погоды.

Но, несмотря на предупреждения, ущерб всегда был велик. Правительства, как могли, оказывали помощь пострадавшим, но все потери возместить было невозможно.

Перечень дат наводнений приближается к 300. Наиболее известные наводнения были в 1824, 1924 гг.

Создано было множество проектов защиты города. Многие предусматривали строительство дамбы в устье Невы. Наиболее известен проект архитектора П. П. Базена, по которому дамба должна была соединить Кронштадт и Ораниенбаум, протянувшись на 20- 25 км. В ней по проекту должны были быть водопропускные и судопропускные ворота. Но проект был признан «фантастическим».

Однако именно он лёг в основу проекта, утверждённого в 1979 г.

Часть 3

Учёные утверждают, что ожидается серия катастрофических наводнений. Уровень воды может подняться на 540 см. Чем это нам грозит? Под слоем воды в 1,2— 1,7 м окажутся Васильевский остров, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Летний сад, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, Невский проспект. На месте Балтийского завода, Судостроительного завода, Морского порта будет море. Не будет электричества, света, тепла. Остановится транспорт. Не будут работать водопровод и канализация, возникнут пожары.

Готовы ли мы выстоять против стихии?

 

Прием «Дерево предсказаний»

Заимствован из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Задание. Составить схему «Дерево предсказаний» по теме: Защитит ли дамба город?

Невские наводнения

Прием «Дерево предсказаний»

        

                                                                                                                  Приложение 2

Кластер

Олимпийские игры

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия - это городок в Южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элида: зелёная дубовая роща, посвящённая Зевсу, при роще - храм Зевса, а при храме - место для знаменитых олимпийских состязаний.

Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила Олимпию нейтральной землёй и взяла на себя её защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа - участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских игр, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.

Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего - это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали метить в противника камнем или палкой, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км - это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей - это около 50 м по нашему счёту, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью: «Бибон поднял меня над головой одной рукой» весит 143,5 кг - это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 метров - это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы: они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.

Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах - лавровый. Но эта награда означала, что носитель её - любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырёх общегреческих играх: Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими же четверными победителями; а когда его внуки тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе всё равно не взойти!»

Кластер

«Кластер» - («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники.

Задание. Составить кластер по теме: «Олимпийские игры

Кластер

Олимпийские игры

        

                                                                                                                  Приложение 3

Концептуальная таблица

Две столицы

                                                                                            В. Г. Белинский

Россия явилась вдруг с двумя столицами - старою и новою, Москвой и Петербургом. В то время как рос и украшался Петербург, по-своему изменялась и Москва. Вследствие неизбежного вторжения в неё европеизма, с одной стороны, и в целости сохранившегося элемента старинной неподвижности, с другой она вышла каким-то причудливым городом... Огромных зданий в ней нет; самые большие дома не то, чтобы малы, да и не то, чтоб велики; архитектурным достоинством они не щеголяют. В их архитектуру явно вмешался гений древнего Московского царства, который остался верен своему стремлению к семейному удобству.

Но с предшествовавшего царствования Москва мало-помалу начала делаться городом торговым, промышленным и мануфактурным. И в этом отношении не Петербургу тягаться с нею, потому что самое её положение почти в середине России назначило ей быть центром внутренней промышленности.

Петербург же есть образец для всей России во всём, что касается до форм жизни, начиная от моды до светского тона, от манеры класть кирпичи до высших таинств архитектурного искусства, от типографического изящества до журналов... Сравните петербургскую жизнь с московскою - и в их различии или, лучше сказать, их противоположности вы увидите значение того и другого города. Несмотря на узость московских улиц, снабжённых тротуарами в пол-аршина шириною, они только днём бывают тесны, и то далеко не все, и притом больше по причине их узости, чем по многолюдству... Широкие улицы Петербурга почти всегда оживлены народом, который куда-то спешит, куда-то торопится. На них до двенадцати часов ночи довольно людно...

Идея города больше всего заключается в сплошной сосредоточенности всех удобств в наиболее сжатом круге: в этом отношении Петербург несравненно больше город, чем Москва, и, может быть, один город во всей России, где всё разбросано, разъединено, запечатлено семейственностью. Если в Петербурге нет публичности в истинном значении этого слова, зато уж нет и домашнего и семейственного затворничества; Петербург любит улицу, гулянье, театр, кофейни, вокзал, словом, любит все общественные заведения. Петербург не может жить без газет, без афиш и разного рода объявлений...

...Москвичи ходить не любят; оттого извозчикам в Москве много работы. Извозчики там дёшевы, но на самых плохих дрожках и прескверных санях; но саней плохих в Петербурге не бывает: здесь самые скверные санишки сделаны на манер будто бы хороших и покрыты полостью из телёнка, но похожего на медведя! Впрочем, в Петербурге мало ездят; больше ходят... Да при том же в Петербурге удобно ходить: гор и косогоров нет, всё ровно и гладко, тротуары из плитняка, а инде и из гранита, широкие, ровные и во всякое время года чистые, как полы.

Нигде нет столько мыслителей, поэтов, талантов, даже гениев, как в Москве; но все они делаются более или менее известными вне Москвы только тогда, как переедут в Петербург.

Петербург и Москва - две стороны или, лучше сказать, две односторонности, которые могут со временем образовать своим слиянием прекрасное и гармоничное целое, привив друг другу то, что в них есть лучшее. Время это близко: железная дорога деятельно делается.

Обратимся к Петербургу… Петербургский простой народ несколько разнится от московского: кроме полугара и чая, он любит ещё и кофе, и сигары... Подгородние крестьянки Петербурга забыли уже национальную русскую пляску для французской кадрили.

Говоря о Москве, мы нарочно распространились о купеческом и мещанском сословиях как о самых характеристических её принадлежностях. Без всякого сомнения, мещане... есть и в Петербурге, но здесь они как бы не у себя дома, как будто в гостях.

Что же касается до петербургского купечества - оно резко отличается от московского. Купцов с бородами, особенно богатых, в Петербурге очень мало, и они кажутся решительными колонистами в этом оевропеившемся городе.

Известно, что в никаком городе в мире нет столько молодых, пожилых и даже старых бездомных людей, как в Петербурге. В этом отношении Петербург - антипод Москвы. Это резкое различие объясняется отношениями, в которых оба города находятся в России. Петербург - центр правительства, город по преимуществу административный, бюрократический и официальный. Слово «чиновник» в Петербурге такое же типическое, как в Москве «барин», «барыня» и т. д.

В Москве даже солидные люди молчат только тогда, когда спят... Петербуржец, если он человек солидный, скуп на слова, если они не ведут ни к какой положительной цели. Лицо петербуржца всегда озабочено и пасмурно; петербуржец всегда вежлив, часто даже любезен, но как-то холодно и осторожно... По лицу москвича видно, что он доволен людьми и миром; по лицу петербуржца видно, что он доволен самим собой, если, разумеется, дела его идут хорошо. Петербуржец успевает везде и, как работает, так и наслаждается торопливо, часто поглядывая на часы, как будто боясь, что у него не хватит времени. Москвич - предобрейший человек, доверчив, разговорчив и особенно склонен к дружбе.

Короче: мы думаем, что Петербургу назначено всегда трудиться и делать, так же как Москве подготавливать делателей.

Приём «Концептуальная таблица» 

Приём «Концептуальная таблица» был разработан Дж. Стил, Ч. Темплом, К. Мередитом. Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Задание. Составить концептуальную таблицу по теме: «Две столицы»

Концептуальная таблица

Русские столицы — Москва и Петербург

Линии сравнения

Москва

Санкт-Петербург

Архитектура

Характер жителей

Мода

Центр культуры

                                                                                                            Приложение 4

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Возникновение средневековых городов

1. Успехи в хозяйстве. С XI в. стали сокращаться пространства, занятые лесами. В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы. Во многих местах осушали болота. Земли, раньше пустовавшие, зазеленели всходами. Возникло много новых поселений. Освоение новых земель стало возможным потому, что у крестьян появилось больше орудий труда, сделанных из железа. Наряду с лёгким плугом шире применялся тяжёлый колёсный плуг, который не только глубже вспахивал почву, но и переворачивал пласты земли. Крестьянин проходил плугом по участку 2-3 раза, а затем разрыхлял почву деревянной бороной с железными зубьями. Больше стало садов, огородов, виноградников.

Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позднее ветряных; они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. С ростом посевных площадей и урожаев появлялось больше корма для скота. В хозяйствах возросло число коров, волов, овец. После изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги - это ускорило вспашку земли. Так лошадь стала более сильным и выносливым помощником крестьянина, чем привычный вол.

Для изготовления железных орудий труда требовалось много металла. В Европе возросла добыча железной руды, усовершенствовались плавка и обработка металлов. Развивалось кузнечное и оружейное дело. Население Европы уже не довольствовалось льняной одеждой. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лён». Льняные и шерстяные материи ткали на больших горизонтальных станках.

2. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В раннее Средневековье крестьяне сами мастерили нужные им вещи и обеспечивали феодалов всем необходимым для жизни. Ремесло не было отделено от сельского хозяйства. Но для изготовления колёсного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде. Среди крестьян выделялись «умельцы» - знатоки того или другого ремесла. Чтобы успешно заниматься своим делом, деревенские кузнецы, плотники, гончары и другие ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло становилось их главным занятием. Благодаря повышению урожаев крестьяне могли обменять часть продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от земледелия.

3. В Европе возникают города. Вещи, сделанные ремесленниками, были сложнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. В изделиях опытных мастеров нуждалось всё больше людей. Но при сборе оброка значительную часть изделий умельцев бесплатно забирал владелец вотчины. Поэтому ремесленники убегали из деревень и переходили с места на место в поисках заказчиков и покупателей. Со временем бродячие ремесленники оседали. Их поселения возникали на перекрёстках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Они строили свои жилища также у стен больших монастырей и замков феодалов, среди развалин римских крепостей. Ремесленники и купцы селились нередко у мест, где жили короли, архиепископы и епископы, правители областей. Почему ремесленники поселялись именно в этих местах? Обитатели замков и монастырей давали заказы на изготовление мебели, одежды, оружия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда часто приезжали, а потом здесь и поселялись купцы. Они привозили дорогие восточные товары, а также железо, соль, кожи, шерсть. Из ближайших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи. В этих местах ремесленники могли сбыть свои изделия и купить сырье (сырьё — материалы (железо, дерево, шерсть и др.), из которых вырабатывались промышленные товары).

Чтобы защищаться от нападений рыцарей и грабителей, горожане огораживали свой посёлок рвом и валом, на валу возводили частокол. Эти укрепления позже заменяли каменными стенами. Путник, направлявшийся в город, ещё издали видел стены и башни городских укреплений. Войти в город можно было только по подъёмному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большое войско, имевшее осадные орудия, могло овладеть городскими укреплениями. Раньше всего, уже в IX в.,

возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. В Германии возникло много новых городов по берегам больших судоходных рек - Рейна и Дуная. В X-XI вв. появились города и в других странах Западной и Центральной Европы. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе возникали и росли города. Развивалось разделение труда между городом и деревней: в отличие от деревни, жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли.

4. Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к мосту продавцы ценных вещей. Затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вёл торговые дела, стали строить дома и устраивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: «Идём к мосту». Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит «мост».

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто ...?

Что ...?

Когда ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Как звали ...?

Было ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Дайте три объяснения, почему ...? Объясните почему ...?

Почему вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...? Что, если ...?

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (например, В каком году произошла Куликовская битва? Кто автор рассказа «Злоумышленник»?). В правой колонке — вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

Задание. Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов по теме: «Возникновение средневековых городов».

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Возникновение средневековых городов

Когда в Европе стали возникать города?

Сколько городов существовало в средневековой Европе?

Кто строил средневековые города?

Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов?

Кто были первые жители городов?

Перечислите крупнейшие города средневековой Европы.

Были ли средневековые города центрами торговли?

Чем отличается средневековый город от античного?

Кто (какие категории населения) жил в средневековом городе?

Почему стали возникать средневековые города?

Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?

В чём различие между городом и деревней?

Как был защищён средневековый город?

С чем связан быстрый рост городов в Европе в X—XI вв.?

                                                                                                             Приложение 5

Прием «Фишбоун»

Экологические конфликты

Увеличение масштабов воздействия человека на природу в середине XX в. привело к резкому ухудшению качества среды во многих странах мира. В конце 60-х - начале 70-х гг. впервые предметом обсуждения учёных и политиков, бизнесменов и журналистов явилась новая экологическая проблема — экологический кризис, который приобрёл международное звучание. Трансграничные перемещения атмосферы и речных загрязнений, пересекающих границы многих государств; миграции загрязнений у морских и океанических побережий одновременно нескольких стран; опустынивание земель, не знающее государственных границ; загрязнение и отравление ландшафтов одних государств от источников, расположенных на территории других стран, - всё это вместе и создаёт атмосферу мирового экологического кризиса.

Наибольшее количество конфликтов возникает в результате переноса через границы атмосферных загрязнений, основными источниками которых являются предприятия промышленно развитых стран - от крупнейшей индустриальной державы США до маленького Люксембурга. Наиболее часто конфликты из-за трансграничных атмосферных загрязнений происходят в Европе и Северной Америке. Виновниками загрязнений атмосферы многих стран в Европе являются Англия и Германия.

В умеренных широтах Европы господствует перенос воздушных масс с запада, со стороны Атлантики, на восток. В этом же направлении, на восток и северо-восток, происходит перемещение атмосферных загрязнений. Скандинавские страны - Норвегия, Швеция, Дания, а также Финляндия и Исландия - вот те государства, территории которых загрязняются заводами Рура, Бирмингема, Люксембурга. Следует подчеркнуть, что конфликтные ситуации между государствами Европы возникают из-за кислотных дождей. С ними в воду, почву и на растения попадают сильно ядовитые сернистые и другие химические вещества, которые вызывают их отравление. Наиболее заметно отравление воды в озёрах. В Швеции признаки сильного окисления обнаружены в 25 тыс. озёр, в результате отравлена рыба. В 65 тыс. озёр этой страны найдены признаки слабого окисления воды. В Южной Норвегии из 5 тыс. озёр в 1750 г. из-за отравления исчезла рыба, а в 900 озёрах из-за окисления воды обнаружены признаки заболевания у рыб. По оценкам специалистов, лишь 10% загрязнений, выпадающих из атмосферы на территорию Норвегии, имеют норвежское происхождение, остальные 90% переносятся из других стран...

Поводом для международных конфликтов служит также загрязнение воды в реках, озёрах, морях и прибрежных районах океанов, находящихся на территории одних государств, вызываемое действиями других. В марте 1978 г. потерпел аварию американский супертанкер «Амоко-Кадис», который натолкнулся на рифы у берегов Бретани (Франция). Из расколовшихся танков в море вылилось 200 тыс. т нефти. Вода оказалась покрытой нефтяной плёнкой на площади около 2 тыс. км2. Зона загрязнений воды вытянулась вдоль побережья на расстояние свыше 130 км при ширине до 25 км. Такие катастрофы с выбросами нефти стали ежегодными. Как правило, они вызывают протесты общественности, демонстрации. В январе 1975 г. в Малаккском проливе потерпел катастрофу японский супертанкер «Сева-Мору». В результате аварии были затронуты интересы Индонезии, Малайзии, Сингапура, с одной стороны, и Японии - с другой. Инцидент с танкером рассматривался правительством Японии, которое срочно приняло меры для разрешения сложной ситуации, чтобы случившаяся катастрофа не переросла в международный конфликт.

Представим на схеме, как может выглядеть описание основной проблемы, рассматриваемой в тексте. Дадим схему в упрощённом варианте. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений (рис. 14). При этом технология работы со схемой «Фишбоун» может варьироваться.

Прием «Фишбоун»

В процессе чтения ученики работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (кстати, эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания. Например, если речь идёт об экологических проблемах, очень важно опираться на точные данные, подтверждающие их существование и актуальность. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Задание. Составить схему «Фишбоун» по теме: Экологические конфликты

«Фишбоун»

Экологические конфликты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»

В  этом учебном  году я работала над  методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...

Выступление на семинаре по теме: «Технология развития критического мышления младших школьников»

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений....

Выступление на РМО по теме: « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни....