Использование ЭОР в обучении: опыт, проблемы, перспективы.
статья на тему

Лилия Минсагировна Зайдулина

Одной из целей современного российского образования является информатизация образовательного процесса.

Информационно–коммуникационные технологии – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации учебного процесса.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Для организации такого вида деятельности педагогу требуется соответствующий инструментарий. Мощным инструментом организации системно-деятельного подхода в обучении является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eor.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Л.М. Зайдулина, И.Л. Дубина

Использование ЭОР в обучении: опыт, проблемы, перспективы.

(МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева)

Одной из целей современного российского образования является информатизация образовательного процесса.

Информационно–коммуникационные технологии – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации учебного процесса.

Каковы требования, предъявляемые к современному учителю в контексте использования средств ИКТ в учебном процессе? (из квалификационной характеристики профессионального стандарта педагога)

Учитель должен:

  • оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету используя компьютерные технологии;
  • осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в условиях информационно-коммуникационных технологий;
  • знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • знать современные образовательные технологии, включая информационные;
  • обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая электронные образовательные ресурсы.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Для организации такого вида деятельности педагогу требуется соответствующий инструментарий. Мощным инструментом организации системно-деятельного подхода в обучении является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

ЭОР - это инструмент: для познания нового; получения информации; исследования; выполнения творческого проекта учащегося; самооценки.

Использование ЭОР в образовательном процессе имеет ряд преимуществ и возможностей.

Преимущества:

  • учет особенностей современных детей и подростков;
  • мультимедийность;
  • экономия времени на отбор дидактических средств;
  • эффективный и оперативный контроль;

Возможности:

  • объективность контроля;
  • индивидуальный подход;
  • решение различных образовательных задач на уроке и во внеурочное время;
  • сочетание различных методических приемов;
  • разнообразие видов деятельности на уроке.

Как показывают психолого-педагогические исследования, именно использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет педагогу реализовать на практике инновационные идеи и направления индивидуализации и информатизации образования. Интерактивность обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей образования. Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с ЭОР.

С технической точки зрения ЭОР – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения.

Рассмотрим детально формы взаимодействия пользователя с ЭОР структурированные по четырём уровням в порядке повышения образовательной эффективности за счёт увеличения уровня интерактивности.

Условно-пассивные формы

Характеризуются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования. Данные формы названы условно-пассивными, поскольку от пользователя всё же требуют управляющих воздействий для вызова того или иного содержательного фрагмента.

  1. Чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления.
  2. Просмотр деловой графики: графиков и диаграмм; схем и графов; символьных последовательностей и таблиц.
  3. Прослушивание звука: речи; музыки; комбинированного (песня или речь на фоне музыки).
  4. Просмотр изображений: статических; динамических.
  5. Восприятие аудиовизуальной композиции: звук +текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук + последовательность статических изображений; звук + динамическое изображение (видео).

Активные формы 

Характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его составляющими (элементами).

  1. Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
  2. Копирование элементов контента в буфер;
  3. Множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений);
  4. Масштабирование изображения для детального изучения;
  5. Изменение пространственной ориентации объектов;
  6. Изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
  7. Управление интерактивной композицией.

Деятельностные формы

Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента.

  1. Удаление/ведение объекта в активное поле контента;
  2. Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий;
  3. Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;
  4. Составление определенных композиций объектов;
  5. Объединение объектов связями с целью организации определенной системы;
  6. Изменение параметров/характеристик объектов и процессов;
  7. Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему

Исследовательские формы

Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных. Пользователю не предлагается заданное множество действий, его манипуляции с представленными в процессе взаимодействия с ЭОР объектами и процессами могут быть произвольными. Учебные цели не внедрены в контент, т.е. не предлагается методическая последовательность, которая заведомо приведёт к заданному результату.

  1. Для реализации исследовательских форм взаимодействия контент ЭОР должен представлять собой интерактивную многосвязную аудиовизуальную среду с многомодельной поддержкой.
  2. Такая среда близка к виртуальной реальности, максимально использующей новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг.        

Для проектирования занятия с применением ЭОР учителю важно:

  • научиться осуществлять поиск и отбор ЭОР в соответствии с имеющимися условиями;
  • определять целесообразность использования ЭОР на различных этапах урока.

С содержательно-методической точки зрения ЭОР должны соответствовать следующим требованиям:

  • Структурированность представленного материала, логика изложения.
  • Ориентация на технологии развивающего обучения.
  • Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся.
  • Наличие методических рекомендаций и инструкции по применению.
  • Интеграция с другими предметными областями.
  • Соблюдение дидактических принципов обучения (от простого к сложному, научность, доступность, практическая направленность и т.д.).
  • Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению.
  • Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся.
  • Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.
  • Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых).
  • Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система.

Очень удобно, что различают всего три типа электронных учебных модуля: модуль получения информации (И-тип), модуль практических занятий (П-тип), модуль контроля (К-тип).

Модуль Информационного-типа содержит текст, анимацию, видеофрагменты и интерактивные модели, контрольные вопросы на закрепление.

Модуль практических занятий (П-тип) предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. Наличие в данном разделе режимов «Помощь», «Подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки, проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.

В модуле контроля (К-тип) представлены задания, аналогичные заданиям практического типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможность получить подсказку и выполнить задание повторно.

Возможности, заложенные в ЭОР, основанных на модульной структуре, обеспечивают расширение выбора форм организации учебной деятельности обучаемых: фронтальная работа в классе, самостоятельная работа учащихся по индивидуальным учебным траекториям в классе и дома при подготовке к занятиям, работа в парах сменного состава и групповая работа, выполнение виртуальных практических работ, контроль знаний учащихся, дополнительные занятия с отстающими учениками, на факультативах, кружках и т.д.

Современные информационные технологии предоставляют возможность использовать потенциал и других ресурсов, таких как дисковое пространство, память, вычислительные мощности и многое другое. Мы говорим об Облачных сервисах.

Облачные сервисы дают возможность пользователю работать с различными приложениями удаленно, в режиме онлайн, при этом не загружая программу на компьютер. Это могут быть офисные приложения — следовательно, не надо загружать MS Office на компьютер, так как всю работу можно проделать в окне браузера.  При этом документы, созданные вами, могут быть как общедоступными в интернете, доступными некоторым пользователям, либо находиться только в личном пользовании.

Большие возможности сегодня предоставляет нам интернет-портал Дневник.ру, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами сетевого взаимодействия между основными участниками образовательного процесса.

Вот уже 5 лет Дневник.ру сотрудничает с компанией Microsoft, в результате чего совместно реализовали множество значимых проектов в сфере онлайн-образования.  На сегодняшний день в Дневник.ру интегрированы бесплатные сервисы для школьников, учителей и их родителей. Среди них – Office365 и облачное хранилище данных OneDrive.

OneDrive — это облачное хранилище для хранения всех учебных документов в едином месте с функциями файлообмена. При этом все необходимые файлы будут доступны с любого устройства. Данная функция очень удобна для использования в образовательном процессе с целью расширения и систематизации знаний обучающихся.

Очевидно, что использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом, орудием решения задач, и их применение ни в коем случае не должно превращаться в самоцель. Нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР может обернуться такими проблемами, как:

  1. возможность информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения;
  2. возникновение дополнительной когнитивной нагрузки вследствие обилия гиперссылок;
  3. несовпадение разработанных ресурсов с логикой различных УМК;
  4. наличие некачественных ЭОР;
  5. необходимость приобретения техники, соответствующей требованиям новейших ЭОР.

Основные ограничения

  • нормы СанПин (1- 4кл. – 10-15; 5-7 кл.-20 мин., 8-11 кл. - 25 мин.);
  • техническая оснащенность классов;
  • большой объем времени на подготовку к уроку (поиск, отбор, проверка, проектирование сценариев уроков с использованием ЭОР);
  • изменение позиции учителя по отношению к современным средствам и формам обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества образования обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, на наш взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать приемы и методы, чтобы достичь успехов в своей профессиональной деятельности. 

Список используемых источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с.
  3. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
  4. «Что такое электронные образовательные ресурсы» - www.ed.gov.ru/news/konkurs.
  5. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» - http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Реализация ООП НОО: опыт, проблемы, перспективы.

Для реализации ООП НОО сделан выбор УМК «Школа 2100», который прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО....

Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.

Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....

Воспитательная работа в системе воспитания:опыт, проблемы, перспективы".

 В этой статье говорится о том, что  воспитательная система школы – это целостный организм , который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспи...

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...