Пословицы и поговорки
статья на тему

Зобова Яна Дмитриевна

Обогощение словаря младших школьников посредством специального изучения пословиц и поговорок на уроках рксского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ

И ПОГОВОРОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются: в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности.

Обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, содержит реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку. Задача учителя - помочь ученикам овладеть языковым богатством, через язык приобщить их к общечеловеческой культуре, научить грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли. В решении этой задачи особое место отводится развитию речи

В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Небольшой словарный запас младших школьников нередко мешает и успешной работе в области орфографии Все это осложняется еще и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения [5, с. 41]. Поэтому пословицы и поговорки могут служить прекрасным средством обогащения активного словаря младших школьников, так как:

1. Учащиеся младшего школьного возраста ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

2. Возраст младших школьников является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Сказанное мудрое слово глубоко западает в душу учащихся, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.

Работа по обогащению активного словаря младших школьников предполагает использование в их речи пословиц и поговорок, а также умения объяснять их значение и смысл [3, с. 139]. Работу над пословицами и поговорками можно проводить с опорой на следующие методические рекомендации:

1. Усвоение понятия и смысла пословиц и поговорок младшими школьниками будет наиболее эффективно, если их изучение будет проходить в определенной системе, учитывающей программу, возрастные особенности, уровень подготовки учащихся, преемственность и последовательность в изучении пословиц и поговорок. Основным приемом обогащения словарного запаса учащихся начальных классов пословицами и поговорками является воспитание у них постоянного внимания и познавательного интереса к родному языку.

2. Введение пословиц и поговорок в минутку чистописания позволяет учащимся не просто механически повторять образец букв и их элементов, а создавать определенный образ для каждой буквы. Работа становится интереснее и позволяет учащимся узнать что-то новое.

3. Составление пословиц и поговорок из разрозненных частей (слов или словосочетаний). Этот вид работы проводится на уроке для того, чтобы вызвать познавательный интерес у учащихся, повысить их актив-кость. Также данный вид работы можно использовать при проведении викторин и внеклассных мероприятий.

5. Составление мини - рассказов по пословицам и поговоркам. Этот вид работы целесообразно начинать с устного обсуждения смысла пословицы или поговорки, а затем попробовать с учащимися коллективно составить рассказ. После того как этот вид работы будет хорошо усвоен детьми, можно переходить к самостоятельному составлению мини-рассказа. Главная задача учителя - проконтролировать правильно ли ученики раскрывают смысл пословицы или поговорки

6. Подбор синонимов и антонимов к пословицам и поговоркам. Возможно два вида работы:

1) подбор синонима к пословице или поговорке: «дорожи дружбой товарища - не шлеи сто рублей, а имей сто друзей».

2) подбор антонима к пословице или поговорке: «сделан дело - гуляй смело —работа не волк, в лес не убежит».

7. Выделение пословиц и поговорок из устной и письменной речи других людей или литературных героев. Учителю необходимо оказывать ученикам помощь в виде подсказок, особенно в первом классе. Возможны следующие варианты текстов:

Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж лучше спрятаться. Стал искать, где получше место, и полез е чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, • подумал заяц, - что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

8. Особое место на уроке по обогащению активного словаря младшего школьника занимает использование приема иллюстрирования. Учащиеся иллюстрируют по выбору одну из нескольких изученных на уроке пословиц или поговорок. Учителю важно помнить о том, что подбор пословиц и поговорок для такого рода работы должен быть очень тщательным, так как не всякую пословицу или поговорку можно проиллюстрировать. Поиск ошибок в употреблении изученных пословиц и поговорок. Слезет учитывать возрастные особенности и хорошее владение учащимися данными пословицами и поговорками. Например, «не имей сто друзей, с, имей сто рублей (не имей сто рублей, а имей сто друзей), «дружба что стекло: разобьешь - не починишь (дружба что стекло: сломаешь - нг починишь)».

9. Особый интерес у младших школьников вызывает работа по соотнесению пословицы и поговорки с определенными жизненными обстоятельствами из собственного опыта. Данный вид работы позволяет повысить эффективность работы и создать положительную атмосферу на уроке.

10. Использование межпредметных связей позволяет сделать работу с пословицами и поговорками более эффективной. Например, на уроках математики в первом классе при изменим числа и цифры 7 вводим пословицы «семеро одного не ждут», «семь раз отмерь - один отрежь», выясняем значение, придумываем ситуацию использования данных пословиц. доме учащиеся могут подобрать пословицы и для других чисел («один за всех и все за одного», «старый друг лучше новых двух», «ум хорошо, а два лучше» и т.д.).

На уроках окружающего мира при изучении темы «Здоровье человека» целесообразно использовать такие пословицы и поговорки как «в здоровом теле - здоровый дух».

11. Составление словаря включающего пословицы и поговорки. Особое внимание в начальной школе следует уделять художественному оформлению тетрадей с пословицами и поговорками. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать художественную открытку, раскрывают^ то содержание пословицы.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами и поговорками обогащает речь учащихся. Они учатся собирать народные изучения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц и поговорок, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Современное начальное образование: перспективы развития в свете модернизации системы образования: материалы Ш межрегиональной научно-практической конференции, (Воронеж, 11 февраля 2011 г.) Часть 2. / Составление Н.А. Лемяскиной. - Воронеж; ВОИПКиПРО, 20П-- 372с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде...

Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"

Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...

Пословицы и поговорки

     Пословицы и поговорки...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....

презентация "пословицы и поговорки о воде"

данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, при подготовке внеклассных мероприятий...

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...