Главные вкладки

    Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника.
    методическая разработка на тему

    Васина Галина Александровна

    Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психологический  комфорт на уроке как условие развитие личности школьника.

    Подготовила: Васина Галина Александровна

                         «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

                                                                                                             В.А.Караковский

     

           Детство - возраст  накопления ребёнком огромного запаса впечатлений от окружающего мира. Восприятие в младшем школьном возрасте  тесно связано с эмоциями. Ребёнок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает внимание на то, что пробуждает у него чувства, интерес, а не то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. «Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.»

    XXI век… каким ему быть - во многом зависит от нас, учителей, т.к. именно через систему образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые позволяют ему развиваться дальше.

              В законе РФ “Об образовании” говориться об индивидуальном подходе в процессе обучения к каждому ученику и воспитании, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

    Статья 28.2 в Конвенции ООН о правах ребенка гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

          "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют"

           Существует три структурные составляющие данного понятия «комфортность»:

    -Психологическая

    -Интеллектуальная

    -Физическая

          Принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя  «как дома». Благоприятный  психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.

         Если говорить о комфортности образовательной среды и исходить из положений Конвенции о правах ребенка, то воспитательный процесс, по-моему мнению, должен охватывать как познавательные потребности детей, так и их физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное развитие.

    Как добиться психологической комфортности на уроке?

    - используйте в своей работе просьбы, а не требования;

    - используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

    - используйте компромиссные решения спорных вопросов

    - добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

    - используйте на уроках методы эмоциональной разрядки

    - создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

    - не допускайте  стрессообразующих ситуаций

    -добивайтесь чёткой организации урока, а не жёсткую дисциплину.

    -создавайте ситуацию успеха (Я могу!), которая формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.

     Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

    - используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке

    - используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству  самовыражения самих учащихся

    - используйте динамические паузы или минуты релаксации

    - стимулируйте внутреннюю и внешнюю мотивацию,

    - создавайте ситуацию успеха на уроке,  справедливо оценивайте ответы учащихся

    Диагностические методы изучения личности ребенка позволяют проследить динамику и выявить трудности, испытываемые ребенком в школе, а также наметить пути их преодоления. Все мы очень часто спешим, но давайте остановимся и подумаем.

    -Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям?

    -Обращаетесь ли вы к ним по имени?

    - Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их в вашем внимании к ним и участии?

    - Извиняетесь ли вы, если допустили ошибку?

    - Позволяете ли вы своим ученикам принимать важные решения?

    - Улыбаетесь ли вы в классе?

    - Поощряете ли вы класс за что - то хорошо сделанное вместе?

    -Приклеиваете ли вы ярлыки «плохой» или «хороший» своим ученикам?

     Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека.

     «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

                                                                                                          В.А.Караковский

    Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

    • уважайте детей;

    • не навреди, ищите в детях хорошее;

    • замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

    • не приписывайте успех себе, а вину ученику;

    • ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

    • на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

    • не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

    • хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

    • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

    • не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;

    • оценивайте поступок, а не личность;

    • дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

              Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не большие будут оценены    положительно. Для этого я применяю разноуровневые задания.  Работа с разно-уровневыми заданиями, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в основе ее целевой ориентации лежит принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность личного само-развития и интеллектуальной независимости.

              То есть передо мной стоит цель – ученик должен на уроке не просто реализовать свои возможности, а развивать свои способности. Утверждать себя как личность.

              От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка».

             Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить?

    В первую очередь - это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.  То есть, когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь «оставить за дверью» плохое настроение. Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.

    Но не стоит забывать, что не только родители, педагоги, но и сами дети создают климат в школе.

             Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс педагог идёт с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс педагог отправляется вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? Среди учителей можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера» и т.д.

         Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.

         Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.

        Напомню одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

         Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Цели: -        создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса, гарантирующих безопасность, здоровье и комфорт его ...

    Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками.

    Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с  младшими школьниками.  Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младше...

    Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника

    ·               Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...

    Презентация "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника"

    ·               Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...

    Образовательная среда как фактор развития личности

    Выступление на городской конференции учителей начальных классов и презентация-сопровождение...

    Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.

    В данной статье раскрывается опыт работы учителя над развитием у детей интереса  к учёбе, о создании эмоционального поля на примере уроков математики....

    Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности

    Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...