Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.
статья (1 класс) на тему

Банцекина Жанна Юрьевна

В данной статье раскрывается опыт работы учителя над развитием у детей интереса  к учёбе, о создании эмоционального поля на примере уроков математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.

Банцекина Ж.Ю., Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов г.о.Жуковский

      Формирование интереса к  учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своей работы, выполняемой на уроке, с их эмоциональным настроем. Современный урок  в начальной школе характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, что очень быстро снижает работоспособность детей. В результате чего ребёнок получает удовольствие не от процесса получения знаний , а от того, что закончился урок. Быстрая утомляемость школьников на уроках  мешает полноценному усвоению информации, качественному выполнению заданий, не даёт возможности испытать радость  от процесса обучения.    

       Поэтому большое значение в борьбе с усталостью на уроке, со снижением внимания и, как следствие, с понижением интереса к учёбе имеет  создание хорошего настроения ребёнка. Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся. Готовясь к  уроку в первом  классе, немалое место отвожу заданиям, которые дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление и создавать комфортный климат, как в коллективной работе, так и в индивидуальной.

      Расскажу, как я работаю над созданием эмоционального поля на примере урока математики в первом классе. Начать урок можно с гимнастики в игровой форме, выполнение которой происходит под весёлые стихи. Например, в одном стихотворении есть такие слова «…мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик…». Это очень веселит малышей, создаёт положительные эмоции и прогоняет страх перед трудностями, которые могут ожидать ребёнка на уроке. Началом урока может послужить зарядка под задачи в стихах. «Шесть ежат в лесу гуляли, землянику собирали, а один улёгся спать, сколько их гуляет?..(Пять)». Предлагаю выполнить упражнения и одновременно попытаться найти ответ. Читаю текст и демонстрирую упражнения. Задачи просты, не требуют глубокого осмысления, ответ находится быстро, даётся хором, поэтому никто не боится ошибиться. Посильность решения задач настраивает ребят на успех.

     Так как для первоклассников по-прежнему главным видом деятельности является игра, на моих уроках первое место отвожу игровым и, конечно же, здоровьесберегающим технологиям. Большое удовольствие для первоклассников – отправиться на уроке в заочное путешествие, например, в известную сказочную деревню «Простоквашино» , получить приглашение на празднование дня рождения Снеговика или отправиться в гости к малышам-зверятам в лесную школу.  Это всегда у детей вызывает радость. Путь в лесную школу неблизкий, перед детьми ставиться проблема, на каком виде транспорта отправиться в путь. Решить эту проблему помогают задания. Одно из таких заданий – графический диктант. Дети любят графические диктанты, им нравится угадывать по первым начертанным линиям, какое изображение получится. Выполнив графический диктант, первоклассники узнали, что отправятся в гости на паровозе.

    Большую помощь в создании эмоционального поля на уроке оказывает интерактивная доска. Получив изображение паровоза в тетради, ученикам предлагается собрать такое же изображение из геометрических фигур, расположенных на экране интерактивной доски. Возможности такой доски позволяют передвигать фигуры в любом направлении. Один ученик выполняет задание на доске, другие дают советы, как лучше расположить фигуры, исправляют допущенные ошибки.  Транспорт готов, можно отправиться в путь. А чтобы было веселее, можно  дорожную «Песенку друзей» на стихи С. Маршака исполнить. Дети с радостью поддерживают эту мысль. «Мы едем, едем, едем в далёкие края. Хорошие соседи, весёлые друзья…» Становится ещё веселее, в классе царит радостная атмосфера.  

      Игра продолжается. « Смотрите , мы проезжаем мимо необычной деревни», - говорю я. На экране появляется изображение разноцветных  домиков. И, действительно, деревня необычна - номера домов здесь написаны в виде математических выражений (примеров). Такая же деревня есть у ребят в рабочих тетрадях. Решая примеры, написанные на домиках, ребята узнают их номера. Потом оказывается, что жители этой деревни просят о помощи, им надо помочь проложить дорогу через деревню так, чтобы дома с номерами меньше 6 стояли с правой стороны дороги, а дома с номерами больше 6 стояли с левой стороны. Дети довольны, ведь помочь жителям желает каждый. Выполняя это задание, ученики отрабатывают умение различать правую и левую сторону, сравнивать числа. Прокладываем дорожку и на доске, проверяем, верно ли проведена линия, представляющая собой дорогу.

     Остановка в лесу на воображаемой полянке. Дети немного устали, предыдущее задание требовало повышенного внимания. Самое время отдохнуть, время физкультминутки. Тема физкультминутки преподносится непривычным способом. Прилетели сороки  и затрещали, а затрещали они вот о чём.  « У оленя дом большой, он глядит в своё окошко…». Исполняется песенка с выполнением определённых движений. Первый раз – медленно, второй – в среднем темпе и третий раз – в быстром темпе.  

       Восприятие связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Расположившись на полянке можно выполнить множество заданий в игровой форме,  используя различные предметы, например, мяч. Решая устные задачи или примеры, давая ответы, перебрасывать мяч  от одного ученика к другому.

      Одна из учениц, Катя, учится играть на флейте, часто приносит инструмент в школу и на переменках исполняет выученные ею мелодии. Детям очень нравится  слушать, как играет Катя. Кате, в свою очередь, нравится быть в центре внимания своих одноклассников и демонстрировать свои способности. Увидев интерес ребят к происходящему, я решила использовать умение Кати играть на флейте во время урока. Реальная флейта превращается во флейту волшебную, указывающую дорогу путникам, сбившимся с пути. Использование музыкального инструмента помогает улучшить эмоциональное состояние учеников и настроить их на дальнейшую работу.

       Вот волшебная флейта снова зовёт нас в путь. Ещё одна физкультминутка, чтобы переключить детей на другой вид деятельности. На этот раз первоклассники представляют себя солдатами на параде. Дружным строем отправляемся дальше: « Как солдаты на параде, мы шагаем ряд  за рядом. Левой раз! Левой  раз! Посмотрите все на нас!..» А вот и Лесная школа. На экране интерактивной доски школьные парты и отдельно стоящие  зверята. «Узнайте, кто сидит за первой партой. Для этого отгадайте загадку», - говорю я и предлагаю отгадать загадку про мышку. Затем дети отгадывают загадки и про других зверей.  Отгадывать загадки всегда весело. Особенно, если они звучат на радостной ноте и ответ находится быстро. Эмоционально окрашенные загадки в стихах очень быстро снимают  появившееся умственное напряжение, позволяют детям немного расслабиться и пробудить интерес к дальнейшим заданиям. Рассадив зверят за парты, школьники узнают, что лесным ученикам требуется их помощь в решении задач. Апеллирую к доброте, великодушию детей. Они всегда рады на уроке оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и с удовольствием решают задачи или составляют их самостоятельно.

         Урок подошёл к концу. Спрашиваю своих первоклассников,  не хотят ли они остаться в лесной школе и ещё понаблюдать за учёбой необычных учеников. В ответ слышу громкое: « Да, хотим!» Услышав эти слова, понимаю, что урок детям понравился, настроение прекрасное и усталости не наблюдается. А если хотя бы один ребёнок произнесёт заветные слова «Как ?! Разве урок уже закончился? Он же недавно только начался!», то это будет самой большой наградой для меня .

Использованная литература:

Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети!'»- Москва. «Просвещение», 1983

«Занимательная математика». Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Издательский центр «Кредо», 2006

Рабочая тетрадь по математике.1 класс Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука Москва. «Просвещение», 2015

           

       

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как фактор развития познавательных интересов школьника

Белицкая Ирина Вячеславовна учитель  начальных  классов БОУ «СОШ №110» город Омск Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников. Темп современной ж...

Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста.

В докладе показаны нетрадиционные формы уроков с использованием региональног компонента....

Создание ситуации успеха на уроках как средство положительного отношения к учёбе

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?К...

Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника.

Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника....

Музейный урок как средство развития интереса к окружающему миру

Статья посвящена вопросам музейной педагогики. Как помочь ученику начальной школы быть любознательным исследователем жизни, не теряя, а наоборот, развивая детский азарт первооткрывателя. Автор раасказ...

Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Развитие познавательного интереса  через создание  проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...