ИКТ как фактор развития познавательных интересов школьника
статья по теме


Белицкая Ирина Вячеславовна
учитель  начальных  классов
БОУ «СОШ №110»
город Омск
Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.
Темп современной жизни выдвигает новые требования к развитию личности. Как найти нужную информацию во всем многообразии источников и удовлетворять свой интерес к разным областям знаний. Вот чему мы должны учить современного школьника. Компьютер занял значительное место в круге детских интересов. ИКТ обеспечивают школьника важными знаниями о мире, облегчают понимание сложных вещей и явлений, развивают у ребёнка интеллектуальные умения тем самым, решая, прежде всего, образовательную задачу.
Познавательный интерес, который формирует правильное использование ИКТ в образовательном пространстве,  является важным фактором успешного учения и дальнейшего становления личности в целом. Человек, не имеющий познавательных интересов, лишен внутреннего стержня, не способен пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой своей последующей деятельности.
Задача учителя посредством  ИКТ помочь школьнику преодолеть путь от простого любопытства к любознательности, и далее к познавательной потребности.
В настоящее время на первое место в нашей работе выходят компьютерные технологии. На уроках  используем электронные учебники, программы Microsoft Word: приложения Power Point; Excel и др. Power Point предоставляет широкие возможности для интеграции информации, представленной в любом виде: текст, видеофрагменты, анимация. Все это помогает привлечь внимание и вызвать интерес ученика на уроке, а это очень важно в начальной школе.
Использование ИКТ на уроке позволили  в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.
ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютерные программы позволяют:
1    сделать обучение интересным и разнообразным по форме;
2    показать в динамике сложные для понимания процессы;
3    вступить в диалог с компьютерной программой;
4    легко пользоваться справочным материалом;
5    выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся.
Уроки  в кабинете информатики в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей.
Наш опыт работы позволяет сформулировать несколько основных принципов организации урока  в кабинете информатики,  обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся.
1.    Использование преимущественно игровых форм занятий.
2.    Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером, т.к. самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.
3.    Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
4.    Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
Перечисленные принципы организации уроков позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана с использованием компьютерных технологий.
Но, к сожалению, уроки  в кабинете информатики у нас проходят раз в  неделю. Все остальные уроки проходят с использованием интерактивной доски.
Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Использование занимательного материала на уроках   помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей.
Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках краеведения, окружающего мира, литературного чтения  вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.
  Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, которые используем  на уроках, является дидактическая игра. Игра для младших школьников - это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
На уроках мы  используем дидактические и сюжетно-ролевые игры. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, быть исследователями и экскурсоводами. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила.
Для изучения нового материала, а также для проверки домашнего задания используем мини проекты, которые расширяют кругозор учащихся и позволяют освоить механизм самостоятельного получения знаний. Особую значимость для формирования учебных умений младших школьников имеют исследовательские проекты.
Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с мультимедийными источниками, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей. Таким образом повышается познавательная деятельность учащихся.
Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться? Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение, внедрение ИКТ.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Презентация к педсовету: «Развитие познавательного интереса школьников на уроках и внеурочных занятиях по географии в процессе проектно- исследовательской деятельности»

middot;        Рассмотреть проектно-исследовательскую деятельность школьников, как способ повышения уровня мотивации в изучении географии;·...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

Статья «Творческие задания в изучении и развитии познавательного интереса школьников с ЗПР»

Статья «Творческие задания в изучении и развитии познавательного интереса школьников с ЗПР»...