Создание ситуации успеха на уроках как средство положительного отношения к учёбе
статья (1 класс) на тему

Бакулина Светлана Борисовна

 

 В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались пПроблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.
 

отребности в знаниях, нет интереса к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Статья

Создание ситуации успеха на уроках  как средство положительного отношения к учёбе

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Лев Николаевич Толстой

Начальная школа всегда была и остаётся тем местом и временем жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причём, не только школьной жизни.

 Любовь к чтению, уважение к природе, возможность выразить себя в искусстве, спорте. Способность организовать пространство вокруг себя – ну, хотя бы на парте и в портфеле, способность делить с другом работу и взять на себя ответственность за свою часть работы. Способность ощущать гордость за свой и общий успех. Разве не эти умения, способности и чувства лежат в основе любого успеха как взрослеющего, так и взрослого человека?

Каждый учитель начальной школы в своей практике встречается с разными группами детей: дети c сохранным здоровьем; одарённые дети; дети с

Эффективное овладение материалом возможно лишь при умелой организации учебных форм сотрудничества детей и учёта особенностей проведения урока через создание на уроке ситуации успеха для детей с индивидуальной траекторией развития.

         Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Ситуация – это то, что способен организовать учитель.

Учебно-воспитательный процесс предполагает создание каждому ученику ситуации успеха на уроке. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.

Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Каковы же способы и приёмы создания ситуации успеха?

Способы и приемы создания ситуации успеха:

  • Установление  психологического контакта, создание атмосферы доверия:  

                 улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.                            

  • Снятие чувства страха.
  • Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.
  • Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
  • Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.
  • Интерпретирование недостатка, как достоинства.
  • Педагогическое внушение(через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и  дает импульсы к действию.
  • Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.
  • Вселение веры ребенку в его будущие успехи.
  • Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся
  • отрицательное отношение к учёбе. Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но и  на многих других детей, которым тоже нужен успех.

Каким же может быть успех?

Из чего же складывается ситуация успеха на уроке?

Формула ситуации успеха на уроке

Каков же личностный рост каждого ученика?

В связи с этим, что же предполагает образование?

Образование предполагает:

  • Поворот школы к ребенку;
  • Принятие его личностных особенностей, интересов;
  • Уважение его достоинств;
  • Доверие к нему;
  • Понимание социально– педагогической ситуации его развития;
  • Создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований;              
  • Оказание комплексной психолого – педагогической  помощи и защиты в процессе его развития                

Одним из путей для создания ситуации успеха для детей с индивидуальной траекторией развития является дифференцированный  подход в обучении. На уроках я создаю условия для максимально возможного развития способностей ребенка, формирования внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

В процессе учебной деятельности я вижу каждого ребенка, как субъект обучения, стараюсь формировать личностный стиль взаимоотношений, создаю положительный эмоциональный фон. В классе дети чувствуют себя уверенно и защищено, что стало возможным при сформированности у учащихся постоянного ощущения успеха. Если ребенка лишить  веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Например, я использую на уроках такие приемы и формы работы как:

1.Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. При индивидуальной работе на уроке слабым учащимся давались задания, которые ими наверняка выполнялись (прием «лестница» или «встань в строй», прием «даю шанс». Дети получают возможность неожиданно раскрыть самого себя и собственные возможности).

2.Общая радость-  эта форма эффективна при работе учащихся в группах. Здесь достигается нужная для таких детей реакция коллектива (прием «следуй за ними» - смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил).

3.Радость познания - выращивание познавательного интереса, формирование радости познания (прием «эврика» - дети получают интересный результат, открывающий им перспективу познания).

          Успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает его. В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение, стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

        За время своей работы пришла к выводу, что интерес к учебному процессу для детей с индивидуальной траекторией развития можно сформировать с помощью создания игровых ситуаций. Поэтому часто использую на уроках ребусы, загадки, творческие задания. Стараюсь, при формировании интереса к предмету, связывать материал с жизненным опытом детей. Формирую у учащихся  положительную «Я» концепцию. При этом руководствуясь тем, что:

 вижу в каждом ученике уникальную личность, уважаю ее, пытаюсь понять, верю в нее;

         создаю ситуации успеха, одобрения и поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

         исключаю прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребёнка;

             

         предоставляю  возможности и помогаю детям реализовать себя в положительной деятельности.    

Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.

 Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.  Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.

   От меня зависит, кто вырастет из этого маленького человечка. Я учу их читать, писать, считать, у них учусь быть открытой, сопереживать каждой маленькой беде, радоваться успехам.   Ведь  учитель – это волшебник. И этот волшебник превращает ученье в сказку, уносит своим тихим голосом в невиданные дали. И, наверное, в этот момент кабинет становится  центром  Вселенной,  вокруг которого вращается  маленькая галактика – наш класс.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

        Для стимулирования познавательных процессов я включаю учащихся в творчество, с переходом на ФГОС с 2011 года появилась возможность реализовать это во внеурочной деятельности. В групповой работе учитель получает возможность видеть своего ученика с разных сторон развития личности. Коллективный труд сплачивает ребят, поэтому я часто использую этот метод в своей работе (уроки технологии, изо) и внеурочной деятельности

    Организую развивающиеся игры на уроке, систематизирую  упражнения , игры, задания, развивающие воображение, память, мышление.

        Психологическая парадигма «Успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе - завтрашний успех в жизни!  

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №11 г.Кинеля

Бакулина С.Б.