Работа с одаренными детьми в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  является развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей. На сегодняшний момент общепризнанной стала необходимость выявления и развития одаренных детей, так как именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в обучении, т.е способность учащихся быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цели, искать способы её достижения, максимально  использовать свои способности. Одаренный ребенок, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.Необходимо заботиться о нём, чтоб он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_doc.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тутова Валентина Анатольевна

учитель начальных классов, зам.директора по  УВР МБОУ СОШ №1

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  является развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей. На сегодняшний момент общепризнанной стала необходимость выявления и развития одаренных детей, так как именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в обучении, т.е способность учащихся быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цели, искать способы её достижения, максимально  использовать свои способности. Одаренный ребенок, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.Необходимо заботиться о нём, чтоб он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей».

Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявлющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России». Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому я постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой, исследовательской и творческой деятельности младших школьников. Большинство моих учащихся - ребята любознательные, которых не ограничиваются только работой с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты.

В своей работе использую такие формы работы: нетрадиционные уроки (урок-КВН, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская), работа в парах, в малых группах, разноуровневые и творческие задания, ролевые игры.В своей работе использую технологию проблемного обучения. Создавая на уроке ситуацию познавательного затруднения, ученики поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом,сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную  деятельность учащихся, в рзультате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных сособностей. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер необходимо использовать современные средства информации: медиатеку,

 Интернет, комтьютерные игры по предметам.Применять современные технологии: игровые, учебноисследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие и др. На уроках литературного чтения и окружающего мира использую технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готовых знаний. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Для сильных учеников даю индивидуальное задание, чтение дополнительных текстов. В то время как  во время урока работаю с основным составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)».

На уроках русского языка даю задания для развития творческого мышления, памяти, внимания (  «Найдите третий лишний», «Распредели по группам»,зрительный диктант,письмо о памяти, сочинения и др.)  

В своей работе использую работу в паре, групповую работу, как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.

Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.  Урок – исследование  - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью.

На уроках математики провожу систематическую, целенаравленную работу по формированию у учащихся приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического материала.Для развития математических способностей на уроках использую дидактический материал.Реализация личностно - ориентированной системы упражнений оказывает заметное влияние не только на динамику развития математических особенностей, но и на развитие личности учащихся. На всех этапах урока математики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Стараюсь показать учащимся, что знание математики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. На всех уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Ученики сами выбирают соответствующий уровень, тем самым создают положительный настрой на работу, её успешное выполнение. 

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Организация проектной деятельности - одна из возможностей реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся в связи с требованиями нового ФГОС.Проектная деятельность позволяет решить  мою главную задачу как учителя –  активизация познавательной активности, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня  проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. На уроке провожу познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для таких познавательных минуток поручаю детям в виде домашнего задания. Темы согласовываем  с основным содержанием урока. В своей работе часто использую задания развивающего характера, в том числе  викторины, кроссворды, ребусы, игры. Дети с удовольствием готовят  самостоятельно вопросы к викторинам, составляют кроссворды, ребусы. Провожу игру «Правда ли это?», где дети высказывают своё мнение, подтверждение правильности ответа находят в дополнительной литературе.

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Литература

1.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

2.Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.

3.Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

4.Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

          5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...