История образования в селе Александровка
творческая работа учащихся на тему

Калугина Светлана Анатольевна

Исследование охватывает и вовлекает в участие в процессе реализации большой круг участников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx905.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных

образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся

«Юный исследователь»

        УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА        

«История становления образования

в  селе Александровка»

Авторы:

Суханкин Иван Сергеевич,

ученик  4 класса,

Чистов Алексей Владимирович,

ученик 4 класса

Вершинин Данила Александрович

МОУ «Александровская

средняя общеобразовательная школа»

ученик 4 класса

                                                           

ЛЯМБИРЬ

2016

Ф.И.О. директора школы -

Шишканова Светлана Геннадьевна

Почтовый адрес школы -

Телефон школы -

Ф.И.О. авторов работы -

Почтовый адрес авторов -

Телефон автора -

Ф.И.О. руководителя работы -

Калугина Светлана Анатольевна

Аннотация

2015-2016 учебный год для Александровской  школы  юбилейный. Ей исполняется  80 лет со дня основания и начала работы этого учебного заведения. Много событий помнит эта школа, много поколений учеников она выпустила, много талантливых педагогов трудилось в ней на благо нашего общества. Чтобы проследить историю возникновения, развития, становления школы, узнать, какие периоды истории охватили годы существования школы, какие она претерпевала изменения, каких известных выпускников она воспитала, какие педагоги работали в разные годы, каких результатов они добивались в процессе обучения воспитанников, чем живет, дышит и творит школа в настоящее время, какими славится выпускниками, какие замечательные традиции существуют в школьной жизни, и было решено провести исследование «История становления образования        в        селе        Александровка»
Исследование охватывает и вовлекает в участие в процессе реализации большой круг участников – это учащиеся и учителя школы, родители учеников школы, выпускники школы, ветераны педагогического труда. Данная работа включает в себя различные мероприятия        и        события: 
- сбор информационных материалов, фото  - материалов по истории становления и развития        школы;
- встречи        с        ветеранами        педагогического        труда;
Собранный и оформленный в ходе исследовательской работы материал пополнит фонд школьного музея, будет использован в работе лекторской группы.

Содержание

Аннотация к работе

3 стр.

Введение

5 стр.

Основная часть

Глава I.  «Луч света» в селе».

 Становление системы образования в дореволюционный и советский периоды

6 – 8 стр.

 Глава II. «Остров детства». 

Школа на современном этапе.

8 – 9 стр.

Заключение.

9 стр.

Список использованного материала

10 стр.

Приложения

11 стр.

Введение

«Без прошлого человек не может в полной мере ни осознавать настоящего, ни заглянуть в будущее»                                                                                                                                                                                      Н.   Карамзин.

Знать историю своего государства очень важно для каждого человека. Ведь это – твоя Родина. На занятиях кружка по краеведению  мы изучаем историю своего села, его достопримечательности. Самой главной достопримечательностью любого места являются люди, которые в нём живут, его создают и любят. Каждый человек начинает своё образование со школы. Его отношение к окружающему, его личные качества во многом зависят от того, какие люди его учили, какой была его школа. Поэтому знать историю своей школы, историю людей её создающих также важно для каждого        ученика.
       Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для небольшого села, такого как наша Александровка, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный центр.

Тема данной работы выбрана не случайно: школе, в которой обучается 115 учеников и работает 17 педагогов, в 2016 году исполняется         34года.
34 года – небольшой срок для школы. Но мы не раз слышали от классного руководителя, что наша школа очень старая. Почему такое расхождение? Именно это стало значимым стимулом  для написания истории родной школы. Мы решили  провести небольшое исследование.

 

Проблема:  несистемность и разрозненность имеющихся данных по истории  Александровской  школы.    На основе имеющейся проблемы возникла

Цель:        изучить        историю        становления        образования в селе Александровка. 
Задачи,        при        этом,                определили         следующие: 
1.Установить время появления первой школы в нашем селе; 
2.Собрать материалы по истории школы (провести опрос среди учителей – ветеранов школы, взять интервью у директора,  дать анализ старых фотографий)

3.Собрать сведения о руководителях и выпускниках школы. 

4. Составить справку о достижениях и работы школы.

Гипотеза: если мы будем знать своё прошлое, историю своей школы, тогда  будем достойны памяти наших предков и сможем служить примером будущим поколениям. 

Объектом изучения является история становления образования в  селе Александровка

 Предмет изучения –  школа села Александровка, её учителя и ученики.

В ходе реализации целей и задач мы использовали разные методы исследования:

1) изучение архивных материалов,

2) устный опрос;

3) беседы;

4) интервью;

5) анализ

 6) описание

 

Основная часть

Глава I.  «Луч света» в селе».

 Становление системы образования в дореволюционный и советский периоды

                                           
Своё исследование мы начали с посещения школьного музея  и выяснили, что там есть упоминание о нашей школе: воспоминания односельчан, фотографии. У руководителя музея Романовой Веры Александровны  узнали, что
начальная школа в деревне была и до революции. (К сожалению, точных данных о существовании начальной школы узнать не удалось).(Приложение1)

    «По словам старожилов Зотовой М.Д. (1903 г. Р.), Зотовой А.И. (1907 г. рождения), – рассказала Вера Александровна, -  школа ютилась в небольшом деревянном доме, построена она была на средства граждан, на «мирские деньги». Все классы с 1-ого по 4-ый обучал один учитель. Первым учителем в Александровке был Любимцев Петр Григорьевич. Он пользовался большим авторитетом в деревне, очень старался вовлечь крестьянских детей в школу.      

     Но до советской власти в деревне учились немногие, т. к. родители не имели возможности отдать ребенка в школу: дети были помощниками  старших в семье, а некоторые не могли учиться из-за бедности.

     В школе  преподавался закон божий. Все обучение было связано с религией.»

С победой Советской власти народ стал настаивать на строительстве школы-семилетки. Об этом говорят Архивные данные: Выписка из протокола № 13 общего собрания граждан деревни Александровка Саранского района Мордовского округа, состоявшегося 10 февраля 1929 года. (Госархив МАССР, ФР-1106, опись 2). 

      Этот же вопрос решался на общем собрании колхозников колхоза имени Молотова Б. Елховского с/ совета от 29.V1.1933 года. Присутствовало 34 человека (Госархив МАССР, протокол № 23, ФР-1106, опись 2).

     3-й вопрос на собрании был о постройке новой школы в Александровке. «Постановили выделить уполномоченным  Панкратова В.С. пойти по деревням на разыскивание срубов или домов для школы и препоручить  правлению выделить в помощь школе деньги». Деревянное здание школы было построено в 1935 году. По некоторым сведениям считалось, что школа стала функционировать в 1936 году. Однако  из беседы с  директором школы  выяснили, что Александровская  семилетняя школа была открыта  в 1935 году. Архивная выписка:  "С 1935-36 учебного года Советом народных комиссаров МАССР (протокол № 17 §12 от 27 августа 1935 открывается неполная средняя школа…» (Приложение 2.). Также узнали, что первым директором её  был Александр Григорьевич Кудрявцев. Потом в этой должности работали Е.И. Бодяжин, И.И. Выборнов, Е.Ф. Малахова, А.Х. Строкин, В.Д. Гончаров.

В нашей школьной библиотеке хранится книга «Мечта», автором которой стал Николай Михайлович Маскинсков ( выпускник 1942 года Александровской семилетней школы, а в дальнейшем - директор восьмилетней и средней школы).  Вот что мы  нашли в его книге о тогдашней школе:

«Колхозные плотники построили деревянное здание, в котором было три классные комнаты и учительская. Рядом стояло старенькое строеньице, в нем размещался еще один учебный класс. Одна большая комната была разделена на две тесовой перегородкой. В ней была дверь для прохода из класса в класс. К стенам перегородка крепилась крючьями. И при надобности две классные комнаты превращались в подобие зала. Для этого быстро снималась перегородка и укладывалась на подставленные ровные по высоте парты. Так получалась сцена..»

     В годы Великой Отечественной войны в тылу вместе с взрослыми ковали победу над врагом и дети. Школьники помогали в пахоте земельных угодий, в прополке полей. Тракторов было мало, поэтому все работы выполняли лошади. Школьники села участвовали в сборе и отправке на фронт теплых вещей. Пионеры-тимуровцы помогали семьям фронтовиков. Вместе с другими на фронт уходили и учителя. Вот что мы нашли об учителях из книги «Мечта»:

    …«Павел Филиппович Боряев вел русский язык и литературное чтение. Его призвали в армию в 1939 году, он не вернулся с войны.

    Григорий Семенович  Мариинский  учил  русскому языку…. Был мобилизован, судьба не известна.  

    Иван Федорович Кочкуров вел математику и физику. В марте 1942 погиб лейтенант, защищая Сталинград.

     Иван Иванович Выборнов был директором, уходил на Финскую войну. Преподавал в Казанском суворовском училище, работал в Мордовском республиканском военкомате (майор).

     Александр Михайлович Карякин вел химию, биологию, работал вместе с женой, учительницей начальных классов. Пришел с войны раненый. Стал директором одной из школ  Ичалковского района.»

     Восстановление школьных занятий после войны легло на плечи директора школы Гончарова Василия  Дмитриевича, участника ВОВ.  ( Воевал с ноября 1941- по июнь 1946 гг.: командир взвода связи, учеба на курсах младших лейтенантов, 146-ая Татарская дивизия, затем в составе 326-ой Мордовской стрелковой дивизии.   Всю свою жизнь после войны (до 1978 года)  работал директором Александровской семилетки   и учителем истории (далее восьмилетней школы).(Биографические данные  предоставлены школьному музею     дочерью  Гарцевой (Гончаровой) Алевтиной  Васильевной, 1940 г.р., выпускницей Александровской семилетней школы.) .(Приложение 2) 

    Возрастной состав в классах был неодинаковым. Это было связано с тем, что в годы войны и первые послевоенные годы многие ученики не посещали школу по разным причинам. Самой распространенной проблемой, из-за которой дети не ходили в школу, отсутствие обуви и одежды. Часто в семьях на всех детей была одна пара отцовских старых сапог, которые они носили по очереди.  В школьном музее мы нашли черновую запись –  воспоминания  Маскинсковой Риммы Федоровны (1931 г.р.):  « Я окончила Александровскую школу-семилетку. Моя первая учительница  - Выборнова Вера Романовна. Как учились в войну? Отогревали замершие чернила…В 1942 году отца призвали в армию, а в феврале 1943 года его убили на войне. Мне пришлось после школы два года работать в колхозе в полеводческом звене. Все жили так: полураздетые, голодные. Но, не смотря на все трудности военной жизни, у  меня было стремление только учиться. С 1949-53 гг. обучение в Лямбирском педагогическом училище. Затем всю свою жизнь работала учителем русского языка».

«Не  раз в школе были организованы встречи населения со знатными людьми. В частности, здесь выступали перед односельчанами участник боев у озера Хасан младший политрук Холопов Иван Иванович, кандидат в депутаты Верховного Совета МАССР Исеев Алим Садыкович и другие уважаемые люди. Дело в том, что в селе долгое время, вплоть до конца 40-х годов, не было клуба, не говоря о Доме культуры. Поэтому мероприятия с присутствием большого количества жителей села в холодное время года и в непогоду проводились в школе в неучебное время.»

(Воспоминания из книги  Н .М .Маскинскова «Мечта».- Саранск.—2010)

 Александровская неполная средняя школа с  семилетним обучением на территории села Александровка Большеелховского сельского Совета (ныне Александровское сельское поселение) Лямбирского района существовала с 1935 по 1961 годы. «В этой неказистой с виду школе обучалось не одно поколение александровцев и владимировцев, и с большой теплотой они вспоминают свое первое учебное заведение и первых учителей, давших им путевку для дальнейшей учебы и работы». (Н.М.Маскинсков «Мечта».- Саранск.—2010)

      В 1961 году  недалеко от здания семилетней школы была построена новая, восьмилетняя школа, которая просуществовала до 1982 года.

В сентябре 2015 года в нашем  музее прошла беседа «История Александровской семилетней школы». Были приглашены  выпускники разных лет. Вот что нам рассказала  Великанова (Вильянова ) Юлия Ивановна,1946 г.р. уроженка и жительница с.Александровка.   «Чтобы получить восьмилетнее образование,  некоторые  учились в разных школах города Саранска, ходили в среднюю школу в татарские села Лямбирь и Кривозерье  В 1961-62 учебном году мы закончили 8 классов в своей, сельской школе.  Получается, что мы -- самый последний выпуск семилетки и самый первый выпуск восьмилетки…..». (Фото первого выпуска семилетней школы в Приложении 3)

От  руководителя музея Романовой Веры Александровны  мы узнали, что в  старом здании школы потом  долгое время была школьная мастерская новой, восьмилетней школы, классы-группы продленного дня, в другой части  - сельская библиотека, впервые организованная профессиональным библиотекарем на селе Марией Антоновной Снытко.  Со строительством в жилом поселке Александровка  многоэтажных домов  в 1981-1982 годах и  вводом зданий Дома культуры и  средней школы, деревянное здание семилетки   было продано в частный сектор, бревна разобрали и увезли на дрова. Сейчас здесь лишь  огромные деревья  да заросли.

О дальнейшем становлении нашей школы  мы обратились к бывшей учительнице начальных классов, ветерану педагогического труда Королевой Марии Михайловне. Она рассказала, что директором новой восьмилетней, а впоследствии и средней школы назначен Маскинсков Николай Михайлович (с 1961 по 1987 гг.)

«Одноэтажное кирпичное здание школы стала радостью всех учащихся. В ней было 8 кабинетов, учительская, директорская. В  светлом коридоре все собирались на линейки, на зарядку. Здесь же размещались буфет, пионерская комната. В то же время открылась  вечерняя школа сельской молодежи» - рассказывала Мария Михайловна.

           Глава II. «Остров детства». Наша школа на современном этапе.

  В 1982 году в Александровке построено новое трехэтажное кирпичное здание и открыта средняя школа на 784 посадочных мест.   (Приложение 4В 1983 году  большие светлые классные комнаты, спортзал, актовый зал приветливо распахнули свои двери для девчонок и мальчишек. 
  1983 год  - новая ступень в истории образования Александровской средней общеобразовательной школы.

Да, время очень быстротечно!
Всё разрушает на пути.
И только школы будут вечно,
Но лучше нашей не найти! 

В эти годы в школе создается музей. Сейчас он один из лучших в районе, где собран материал о становлении села Александровка его лучших людях. В память односельчан,  погибших в годы ВОВ, собран уголок «Никто не забыт, ничто не забыто». В музее проходят встречи с ветеранами, односельчанами, чье детство прошло в годы войны,  уроки по истории и культуре мордовского края. Организатором музея был первый директор Александровской средней школы  Маскинсков Николай Михайлович.

С 1987по 1992 год в должности директора школы работал Фролов Михаил Петрович, а затем – Ермошина Мария Ивановна

 С 2002-03 учебного года директором стала Сандина Татьяна Владимировна – учитель русского языка и литературы, которая проработала в должности руководителя 13 лет. С этого учебного года  у штурвала   школьного корабля стоит молодой педагог Шишканова Светлана Геннадьевна.

Сейчас  наша школа  - социокультурный центр ( Приложение 5 ) , работают различные кружки, спортивные секции. Есть компьютерный класс, спортивный зал, учебные  мастерские, музей, отличная спортивная площадка, учебно-опытный участок. В каждый класс проведена Сеть Интернет. На протяжении многих лет школа сохраняет  школьные традиции. Как можно представить школу без праздника первого звонка, Новогодних елок,   игры «А.ну-ка, парни!»,  конкурса «А, ну-ка, девушки!»,  праздника Последнего звонка,  Выпускного бала  и многих других дел,  на которых выросло и воспитано не одно поколение учащихся.

 За свои 80 лет Александровская школа выпустила не одну   тысячу учащихся. У всех выпускников нашей школы судьбы сложились по-разному. Выбраны разные пути. Среди педагогического коллектива школы есть   учителя, которые являются её выпускниками. Это учителя начальных классов: Ирина Александровна Кузнецова (ее класс был первым выпуском средней школы – 1985 год), Ольга Михайловна Манашкина и наша учительница Светлана Анатольевна Калугина.  Окончив вузы, они вернулись в родную школу, чтобы продолжить благородную миссию воспитания         и обучения молодого поколения.
Чтобы узнать, почему они выбрали для своей работы именно нашу школу, что они ценят в ней больше всего, мы взяли интервью у них. Проанализировав         ответы, сделали вывод:
     – Любовь к родной школе бывших выпускников настолько сильна, что они        мечтали        работать        только        в        ней.
     – Больше всего они вспоминают из школьной жизни всевозможные мероприятия, интересные дела и считают, что быть учеником – это увлекательно и интересно. 

Нашей школе есть чем гордиться. Среди выпускников более 20 медалистов.(Приложение 6) И в былые годы и в настоящее время  многие из них посвятили жизни делу развития села, района, республики и страны в целом. Где только не ведут деятельность на благо Родины наши выпускники! Руководители, медики, педагоги, финансисты... Каждый из них - мастер своего дела, истинный патриот. Среди наших выпускников:

Василий Григорьевич Вершинин -  Герой Социалистического Труда, крупный организатор металлургической промышленности Урала; Заслуженный учитель РСФСР и МАССР-- Вершинина Антонина Петровна; Евгений Иванович Маскинсков - заслуженный мастер спорта страны, призер Олимпийских игр в Мельбурне; Сергей Александрович Малясов –заместитель начальника санитарно-эпидемиологического надзора Северного флота, ветеран Вооруженных сил, Ольга Викторовна Зеленцова – археолог, кандидат исторических наук, начальник Волжской экспедиции ИА РАН, Денис Геннадьевич Нижегородов – серебряный призер олимпиады в Афинах, бронзовый призер олимпиады в Пекине.

Заключение.

Теперь мы знаем, почему наша учительница назвала школу старой, хоть ей всего 34 года. Работая  над темой  изучения истории школы, мы проанализировали  имеющие материалы и провели  несколько встреч и бесед с учителями– ветеранами, тем самым узнали много интересного о школе.

История Александровской  школы – это важная часть истории села. Но школа – это не просто здание, это мир, в котором живут дети. Она остаётся в сердце человека светлым этапом на его пути. Многие свидетели становления школы покинули нас. А многое уже просто забыто. Нашей задачей было восстановить события тех лет и оставить потомкам сведения о себе, ведь даже то, что было 5 лет назад уже история. С каждым годом в нашей повседневной жизни что-то меняется, чаще всего мы этого не замечаем. Когда  смотрим на фотографии тех далеких лет,  задумываемся, что же ждет нас в будущем, чего добьемся мы, будем ли  достойны памяти наших предков и будем ли примером для наших потомков? Надеемся, что да. А иначе, зачем были нужны труды тех, кто дал нам жизнь и кто нас учил. Таким образом, мы сумели достичь цели  исследования и восстановить страницы из истории школы, и выдвинутая  гипотеза нашла своё подтверждение.

 Изучение истории школы нас очень увлекло, поэтому  будем продолжать эту работу дальше.

        

В перспективе наметили:

-   продолжить работу по изучению истории Александровской школы;

- поделиться собранной информацией с музеем школы;

- оказывать помощь учителям, учащимся школы на основе имеющихся материалов в   проведении уроков истории, краеведения, классных часов, мероприятий;

- организовать  выставку творческих работ по данной тематике в МОУ «Александровская СОШ».

Список использованного материала

В работе был использован следующий материал:

  1. Воспоминания  очевидцев событий и их родственников.
  2. Фотоальбомы и материалы школьного архива.
  3. Н. М. Маскинсков «Мечта».- Саранск.—2010
  4.  Материалы из личных архивов Гарцевой А.В., Маскинсковой В.И. 
  5. Материалы сельской библиотеки
  6. Выписка из центрального архива г. Саранска.

Приложения

Приложение 1

Руководитель школьного музея Романова В.А.

Приложение 2

Здание семилетней школы – 1942 год

Выписка из центрального архива г. Саранска: 

Гончаров Василий Дмитриевич,  директор семилетней школы (с 1946 по 1978 гг.)

Приложение 3

Фото первого выпуска семилетней школы

                       1961 год                                                             Список выпускников

Приложение 4

Здание средней школы ,1983 год

Приложение 5

Школа – социокультурный центр, 2015 год

Приложение 6

Золотые медалисты Александровской средней общеобразовательной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания Тема: «Рождение города. Из истории образования города»

Данное занятие - для учащихся 2-3 классов. Оно позволяет выявить учащихся с высоким уровнем развития, их начитанность и умение быстро ориентироваться в  данных вопросах....

Исследовательская работа: «История образования и развития денег»

Дети узнают, что такое деньги? Историю образования и развития денег....

Проект "История улицы моего села"

Исследовательская работа ученика 3е класса Ямальской школы-интерната Герман Александра. Руководитель Горынцева Любовь Петровна....

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...

Музей истории крестьянского быта села как ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы. Эффективное использование этого потенциала для воспита...