Исследовательская работа учащихся 4 класса :"История образования в Зубово-Полянском районе".
творческая работа учащегося (4 класс) по теме

Максякова Алевтина Ивановна

История образования Зубово - Полянского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc700.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Цели - развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.

Мы, учащиеся зубово-полянской средней школы №1, заинтересовались историей своей школы. Наша школа существует около ста лет. В ней учились наши родители, родители наших родителей. Так же нам интересно знать, кто работал в нашей школе, кто создавал условия, в которых учимся мы. Целью нашей работы является изучение истории школы, сбор материала для краеведческого музея школы.

«Жить в потемках мы устали»

                

Здание старой школы

 

1.  В столетней истории школы в Зубовой Поляне, как и в жизни любого человека, можно выделить несколько периодов, этапов, тесно связанных с ростом поселка. В начале двадцатого века наш поселок был небольшим, поэтому земство считало вполне достаточным для него сельского начального народного училища. В Зубово-Полянской земской школе, построенной в 1912 году, первое время была только одна учительница - Мария Ивановна Забозлаева, помогал ей законоучитель Ермолай Дмитриевич Соколов.

 Первая мировая война и революция нарушили сложившуюся ранее школьную систему, школы меняли свои названия, изменялось все содержание программ, обучение политизировалось, школа должна была воспитать поколение, способное построить коммунизм. В 1930-33 годах было введено всеобщее обязательное обучение детей в сельской местности в объеме четырех классов для всех народов СССР. Кроме общеобразовательных были и школы крестьянской молодежи, которые должны были познакомить детей с основами сельского хозяйства, одновременно создавались особые школы для ликвидации неграмотности взрослого населения, как позорного наследия прошлого. «Громадье» планов требовало много средств и квалифицированных учителей, преобразование школ проходило в сложной политической обстановке.

 Ветеран педагогического труда заслуженный учитель МАССР Зинаида Максимовна Пьянова, родившаяся и получившая образование в Зубовой Поляне, вспоминает, что в начальных классах учителя часто менялись. Учительница, знакомившая детей с азбукой в первом классе, неожиданно уехала, ее заменили супруги Горюновы, прибывшие в Зубову Поляну из Беднодемьяновска. В третьем классе (1933-34 годы) уроки проводил заведующий школой Яков Иванович Горшенин. В четвертом классе для сорока учащихся не было отдельной комнаты, уроки порою проводились в случайных помещениях.

2.  Тридцатые годы - время быстрого развития Зубовой Поляны, возникновения новых предприятий, появления новых людей. В 1934 году директором школы был назначен Николай Иванович Шеляков. Свою работу он начал с проведения своеобразного экзамена: собрал подопечных ему учителей и продиктовал им текст. Испытанию подверглись молодые педагоги; испытуемая, написавшая диктант лучше всех, была назначена преподавателем русского языка и литературы.

 Изучение отдельных предметов сдерживалось не только частой сменой учителей, но и репрессиями конца тридцатых годов. «В седьмом классе, - рассказывает Зинаида Максимовна, - все первое полугодие не преподавался русский язык и только с января, вместо репрессированных супругов Олениных, появилась новая учительница - Вера Григорьевна Пронькина».

 С первого октября 1936 года школа становится средней. Приехали новые учителя: биолог В.В.Савельев с супругой Полиной Нестеровной, преподававшей русский языки математику, чета Карауповых, Софья Петровна Боткина, которая затем перешла в педагогическое училище, Анастасия Даниловна Моценко - будущий директор Зубово-Полянской средней школы. В 1939 году состоялся первый выпуск десятиклассников. Школа уверенно шла в будущее.

 Отвлечемся от истории перестройки школьного образования и заглянем в мир детства, выясним, что интересовало мальчиков и девочек в середине тридцатых готов. Они были самыми обыкновенными детьми: любознательными, старательными, послушными, старались хорошо учиться, пели народные песни и частушки, дружили со сверстниками, купались на Парце, любили лес и луга. Свои симпатии они выражали в записях, сопровождаемых рисунками, которые заносились в личные тетради - «альбомы». Такой своеобразный «дневник» сохранился у школьной подруги Зинаиды Максимовны заслуженной учительницы России Людмилы Николаевны Беляковой (Андреевой).

«Цветы-бубенчики в траве качаются,

Ты рви их, милочка, моя красавица». -

 Подобных посвящений в альбоме довольно много. Там же записаны песни про Чапаева, про то, как коммунары сами копали себе могилу перед расстрелом; про отряд, пробиравшийся «между гор крутых Карпатских». Среди частушек много злободневных, будто бы сочиненных специально для воспитания у школьников «коммунарского» духа.

«Пионеры-малыши в барабаны грохают,

А старушки на печи икают и охают».

«По деревне поп идет и руками машет,

А в кармане у него полбутылка пляшет».

«Пионер наш у порога заявил: «Не верю в бога!»

Хлеб дает нам не Христос, а машина и колхоз». ,

«Кто не любит спорта, верит в бога, черта,

Тот не член отряда. Разгильдяев и лентяев подтянуть нам надо!».

 Повседневно и ненавязчиво будущая «краснозвездная гвардия» училась не только на книгах Аркадия Гайдара, но и на сочинениях безвестных поэтов, осмеивающих старый быт, утверждавших новые идеи, новые движения. В альбомной россыпи частушек и посвящений, драгоценным камнем сверкает стихотворение Евгения Тарасова «Дерзости -слава!»

«Жить в потемках мы устали,

Мы проснулись, мы восстали!

Слишком долго боя ждали,

Жаждем жизни молодой!...

...Много надо рук упорных

Чтоб из глыб слепых и черных,

В наших домнах, в наших горнах

Полосой сверкнул металл...»

 Стихотворение точно отражает общий наступательный настрой того времени. Из вчерашних наивных пятиклассников формировалось новое поколение молодежи, готовой к упорному труду к бескомпромиссной борьбе за Страну Советов. А борьба эта уже начиналась.

3.  Третий выпуск десятиклассников в Зубово-Полянской средней школе состоялся в июне грозного сорок первого года, выпускники стали солдатами. Посмотри на этот снимок, читатель, на фотографию, сделанную за три месяца до начала войны. Как все буднично и просто, в центре сидят учителя: математик (он же физик) Максим Иванович Горюнов, рядом с ним Надежда Ивановна Прибылова - она запомнилась ученикам как удивительный знаток растений и третий - интеллигент в очках - некий Саутин, преподавал химию, был классным руководителем 10"а». Он приехал в Зубову Поляну из Москвы для укрепления здоровья, так как столичные врачи порекомендовали ему и его супруге здоровый лесной воздух. Были они в Зубовой Поляне недолго.

 Не будем перечислять фамилий учащихся этого класса, назовем только некоторых из них. Хозяйка фотографии, Зинаида Максимовна Пьянова - во втором ряду в центре (под записью года), рядом с ней А.А.Пушнина, в дальнейшем многие годы она работала бухгалтером.

В 10"а» учились Вениамин Наумкин (полковник запаса, ныне живущий в Саранске), на фотографии он первый слева во втором ряду; Швецов (Горюнов) Георгий, преподававший в послевоенные годы в Ленинградском высшем морском училище имени адмирала Макарова (внизу, первый справа), Карцев Александр - удивительно талантливый молодой человек. Он увлекался фотографией, (его снимок публикуется в газете), музыкой, играл на скрипке. К сожалению, его послевоенная биография нам неизвестна. Владимир Кузнецов погиб на фронте (второй справа в первом ряду).

 Все выпускники сорок первого прожили достойную трудовую жизнь, воспитали детей и внуков. В сложной жизни нашей страны их волнуют общие для всех проблемы, судьба молодого поколения и судьба родной страны, богатство и могущество которой они создавали своими руками.

4. Участник Великой Отечественной войны – Наумович Алексей Матвеевич.

Из семейного альбома НАУМОВИЧЕЙ

Фото 2000 г.
Ветеран Великой Отечественной войны Наумович Алексей Матвеевич. Попал в Мордовию в начале войны, когда детский дом, в котором он жил, был эвакуирован в Темников из Бело-руссии. Из  Темникова он, не окончив школу, был призван в Тамбовское пулемётное училище. В Темников вернулся после ранения, там же окончил школу и учительский институт. А в Зубовой Поляне проработал всю жизнь учителем географии.

1942 г., Темников. Братья Борис и Алексей Наумовичи. Борис также всю жизнь проработал учителем. Учёбу в школе во время войны приходилось совмещать с работой в пригородных колхозах.

   

1944 г. Выпускной класс Темниковской средней школы вместе с директором Евдокией Николаевой. Алексей — единственный юноша в классе, остальные на фронте, где Алексей уже побывал (в том числе — на Курской дуге),  вернувшись раненым.

1945 г., Темников

   

1947 г., Темников. Выпуск 2-х годичного темниковского учительского института. Эти наскоро подготовленные учителя заменят в школах выбитых войной учителей-мужчин.

 

1913 г. Воронеж, фотография Селивёрстова. Отец и мать Алексея Матвеевича. Отец, Матвей Павлович, работавший агрономом и управляющим сельхоз-имениями в Воронежской губернии, был старше своей жены на 32 года. Увлекался хоровым пением.

   

1973 г. Встреча ветеранов Мордовии, курсантов Тамбовского пулемётного училища. Алексей Матвевич и его друг и однополчанин И. Смирнов (житель Умёта) — во втором ряду справа четвёртый и пятый.

1957 г. Мать Алексея Матвеевича — Мария Павловна. Родилась в бедной семье в Белоруссии. Работала педагогом в детском доме.

   

1980 г. Алексей Матвеевич и Нина Ивановна (уроженка Зубовой Поляны, в девичестве Петрова) Наумовичи с сыном Юрием и его женой Еленой (она закончила медфак Мордовского университета, работает в научном медицинском центре). Семья сына-военного, прослужив в разных регионах СССР, окончательно поселилась в Москве. Юрий, закончив службу в Академии им. Жуковского, с 2007 г. принимает участие в создании знаменитого лайнера "Суперджет-100". Их сын окончил медфак университета им. П. Лумумбы, работает в международной компании.

1973 г. Семьи Ромайкиных и Наумовичей. Их сыновья Александр и Юрий стали профессиональными военными. Супруги-врачи Ромайкины Иван Иванович и Нина Васильевна — также ветераны войны.

   

1968 г. Одним из хобби Алексея Матвеевича было фотографирование. Ещё одним —  туризм. Счастливое сочетание одного с другим позволило ему сделать несколько альбомов фотографий.  Алексей Матвеевич — известный зубовополянский фотограф-любитель. На этой фотографии — школьники в походе по местным лесам.

 

1960 г. Жить в Зубовой Поляне и не стать любителем "тихой охоты» - грибником — невозможно. Дети с детства приучаются выслеживать боровики и подосиновики. Вот и на этой фотографии дочь Наумовичей Лера довольна удачной "охотой". Лера закончила Мордовский университет и работала в НИИ "Светотехника". Затем перешла на общественную работу. В настоящее время (2004 г.) она — председатель республиканского отделения международного общества "Красный Крест". Кандидат социологических наук 

   

1965 г. Нина Ивановна Наумович работала учителем русского языка и литературы. На этой фотографии она с выпускниками 11 класса "А".

1973 г. На этой фотографии  — команда зубовополянских учителей на туристическом слёте в Сабаеве. Мальчик Вова на фотографии между своими мамой и папой Прохоровыми —  ныне главный врач стоматологического отделения зубовополянской поликлиники.

   

1962 г. Велопоход в Пензу. Рядом — Г. Кочемасов —  учитель математики, потом директор 8-летней школы. Фотография на память около таблички с названием почти одноимённого с Зубовой Поляной населённого пункта Пензенской области.

1968 г. В походе со своим классом по окружающим лесам.

   

1957 г. С другом и соратником по другому увлечению — зубовополянским живописцем Валерианом Рябовым.

1977 г. Профессия учителя географии обязывала путешествовать. На этой фотографии из окна поезда  — известная сибирская станция Зима.

   

2004 г. С сыном на своей улице около своего дома

2010 г.  Алексей Матвеевич с внучками. Одна из них — врач, вторая — педагог-музыкант. Обе работают в Москве.

   

2010 г. Алексей Матвеевич с правнуками.

  1. Сочинение ученицы Маркушиной Надежды: «Мне есть с кого брать пример».

Свою Любимую бабушку Маркушину Татьяну Павловну я знаю очень давно, она с самого рождения рядом со мной. Мы с ней во многом очень похожи. Но то, что мне стало известно совсем недавно, заставило по другому взглянуть на многие вещи. Открыло еще одну чудесную страницу моей биографии.

Все началось со старой фотографии. На ней Рябинкины. (Слева направо) Приложение №1.

Моя прабабушка Анастасия Дмитриевна, и ее родные сестры Татьяна Дмитриевна, Анна Дмитриевна, Екатерина Дмитриевна, внизу Мария Дмитриевна и брат Николай Дмитриевич.

Анастасия Дмитриевна Рябинкина, по мужу Балабенкова – 1918 г. рождения ,проработала в Зубово - Полянской школе учительницей начальных классов – 42 года. Таких же мальчиков и девочек, как я, из класса  в класс вела она в мир знаний. Она училась в десятом классе, когда ее попросили стать наставницей малышей, так начался ее учительский путь. С 1952 года Анастасия Дмитриевна работала в школе №1. А после был раздел школ на 1 и 2 восьмилетнею (сегодня это гимназия) и Анастасия Дмитриевна стала трудиться в школе №2.

Вот такая вот у меня прабабушка, говорят, она была добрая, справедливая, замечательный человек и учитель. Про нее и ее заслуги даже заметка в газете сохранилась. И награды у нее есть, Ветеран труда.

Вот так надо жить, вот так нужно работать, чтобы окружающие только хорошее о тебе могли сказать!

Анна Дмитриевна Рябинкина-младшая сестра моей прабабушки Анастасии Дмитриевны Рябинкиной. Анна Дмитриевна Рябинкина, по мужу Мишакина – 1925г. Рождения, проработала учительницей начальных классов – 43 года! (с1943по 1986г.) Она работала в той самой школе, в тех самых стенах, в которых сейчас обучаюсь я.

Анна Дмитриевна награждена знаком «Отличник народного просвещения» - Таким знаком награждаются только лучшие работники за успешную, многолетнюю работу.

Анна Дмитриевна награждена медалью «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд.

Сколько хороших людей воспитала она, сколько благодарных отзывов слышит до сих пор в свой адрес! Она сейчас очень старенькая, но открою секрет, все равно может подсказать рецепт педагогического успеха, педагогического долголетия и педагогического авторитета. Секрет прост – надо очень сильно любить и уважать детей, которых тебе доверили.

Маркушина Татьяна Павловна – моя любимая бабушка, учитель английского языка.

Балабенкова Татьяна Павловна, по мужу Маркушина – 1948 года рождения проработала в школе – 39 лет!

Она « Почетный работник общего образования Российской Федерации». За долголетнюю активную работу ее награждал министр образования Мордовии Кадакин В.В. Моя бабушка « Ветеран труда». Она уже два года на заслуженном отдыхе, но ее вклад в развитие образования помнят и ценят до сих пор. Помнят победы ее  учеников в Российских конкурсах и олимпиадах. Помнят, как она инсценировала и организовала встречу с Клементьевой Татьяной Борисовной – автором учебника « Английский язык», помнят ее отзывчивость, усердие, доброту.

Я пока точно сама не решила, но уже задумалась, кем мне стать, когда выросту. Кто знает – возможно, тоже буду учителем, потому что это очень здорово- учить детей.

Заключение. 

История школы – это ее ученики и учителя. Сегодня Зубово – Полянская школа №1 – ведущая школа района.  В ней трудятся замечательные  учителя. Успехи учеников приносят ей славу.

Список использованной литературы:

  1. Материалы краеведческого музея школы.
  2. Статьи из районной газеты «Свет Октября» 2006 г.
  3. Материалы из семейного альбома Пьяновой З.М.
  4. Воспоминания Пьяновой З.М.
  5. Материалы семейного альбома Наумовича А.М.
  6. Воспоминания Наумовича А.М.
  7. Материалы сайта zubovoschool1@nm.ru
  8. Материалы семейного архива Рябинкиной А.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся 4 класса по русскому языку «История происхождения слов»

Данная исследовательская работа поможет учителю по знакомству со словами по теме школа, познакомит с заимственными словами, с их значением. Дети готовили исследование по теме "школа", на основе выступ...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ  СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ  ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛ...

Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме "История поселка в математических задачах"

Задачами данной проектно- исследовательской работы являлись:1. Ознакомиться с историей поселка;2. Составить задачи с использованием краеведческого материала;3. Учиться составлять задачи, примеры, запи...

Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»

laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...