Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса коррекционной школы.
опыты и эксперименты на тему

Рабочая программа разработана на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида" под редакцией И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_k_izo_4_klass_8_vid.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой/М.: «Просвещение», 2011.

 

    Цель программы обучения: 

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития  у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
  • ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
  • дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

 

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.                                               Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов и предусматривает обучение   в соответствии с возможностями   ребёнка.

В программу включены следующие разделы:

1. Рисование с натуры.                                                                                                                2. Декоративное рисование.                                                                                                                   3. Рисование на тему.                                                                                                                       4. Беседы об изобразительном искусстве..

  Основной   принцип   реализации   программы   -   обучение   в   процессе   конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьника.  Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений.                                                                              

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:                                                                                                                                 • коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;                                              • коррекция - развитие памяти;                                                                                                   • коррекция - развитие внимания;                                                                                                                 • развитие пространственных представлений и ориентации; .

Развитие различных видов мышления:

• развитие наглядно-образного мышления;                                                                                      • развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций:                                                                                                                                                 • развитие умения сравнивать, анализировать;                                                                           • выделять сходство и различие понятий;                                                                                     • умение работать по инструкциям, алгоритму;                                                                         • планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

• развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; ,• формирование адекватности чувств;                                                                                                 • формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

• коррекция нарушений устной и письменной речи;                                                                               • коррекция монологической речи;                                                                                                • диалогической речи;                                                                                                                     • обогащение словаря.

  Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются практические, учебно-практические работы.

  Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Рисование с натуры

 15

2

Рисование на темы

 7

3

Декоративное рисование

 8

4

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

ИТОГО:

34

Содержание программы учебного курса

Рисование с натуры  (15часов).

    Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование (7 часов).

Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор  гармоничного   сочетания цветов.

Рисование на темы  (8 часов).

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Рисование на темы «Космические корабли в полете», «Здравствуй, лето!», «День защитника Отечества», «Пришла весна» и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 часа).

      Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассматривание изделий народных мастеров

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

Беседы по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» ,А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы».

Формы и средства контроля

   Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству  оцениваются     по результатам выполнения практических заданий, стартового, рубежного и итогового контролей.

Требования к уровню подготовки  

 

   Учащаяся  должна  уметь:

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических   предметов в несложном пространственном положении;
  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь    различной штриховкой (косой, по форме);  
  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов     
  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
  2. Иллюстрации и репродукции картин.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

1.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.

1 час

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

2.

Рисование с натуры листа дерева.

1 час

Знать названия листьев различных  деревьев.

3.

Рисование с натуры ветки рябины. Стартовый контроль.

1 час

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

4.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1 час

Знать правила построения узора в квадрате.

5.

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим».

1 час

Знать отличие картины от репродукции.

6.

Рисование геометрического орнамента .

1 час

Знать правила построения узора в квадрате.

7

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.

1 час

Знать понятие цилиндра.

8

Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа «Декоративно-прикладное искусство».

1 час

Знать  приёмы рисования простых геом. узоров (квад-ратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

9

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла .

1 час

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особеннос-тях рассматриваемых изде-лий народного промысла (посуды). 

10

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1 час

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки.

11

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1 час

Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнитель-ные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

12

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1 час

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

13

Рисование на тему «Городской транспорт». Рубежный контроль.

1 час

Уметь рисовать по представ-лению после наблюдения группу предметов.

14

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1час

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

15

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1 час

Уметь размещать декора-тивные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.

16

Рисование на тему «Зимние забавы детей».

1 час

Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

17

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Уметь передавать в графичес-кой форме некоторые природные явления.

18

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

1 час

Знать отличие картины от репродукции.

19

Рисование с натуры предметов симметричной формы.

1 час

Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1 час

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

21

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

1 час

Знать понятие «осевая линия».

22

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

1 час

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

23

Рисование с натуры  игрушки сложной конструкции .

1 час

        Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

24

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1 час

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

25

Рисование с натуры домиков для птиц .

1 час

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии.

26

Рисование на тему «Пришла весна».  Рассмат-ривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

1 час

Знать признаки весны. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов.

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1 час

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать  пропорции частей.

28

Рисование на тему «Космические корабли в полете». Итоговый контроль.

1 час

Знать значение Дня космонавтики.

29

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы).

1час

Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

30

Рисование с натуры  в виде набросков столярных или слесарных инструментов.

1 час

Уметь  рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.  

31

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт).

1 час

Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов.

32

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

1 час

Знать правила построения узора в круге.

33

 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1час

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий.

34

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1 час

Знать правила построения узора в квадрате.

Приложение 2

  Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение          работы.

Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное              выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы.

Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....

рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) "Начальная школа 21 века"

Тематическре планирование по изобразительному искусству. Система учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2...

ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  изобразительному искусству    2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"...