Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рыжкова Светлана Викторовна

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ              

                        УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1 г. ЛИПЕЦКА

Согласовано                                                        Утверждено

Председатель научно-методического                                  Директор МБОУ гимназии № 1  

совета ______________О.И. Мязина                                   г. Липецка__________В.М. Цопа

Протокол № 1 от 26.08.2014г.                                              Приказ № 95-3-о от 27.08.2014г.

Рабочая программа по изобразительному искусству

для 2 Г класса  

Учитель:  Рыжкова С.В.

2014 – 2015 учебный год

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Учебный процесс в курсе по изобразительному искусству представляет собой единство обучения и эстетического развития учащихся. Теория искусства изучается с позиции возможности ее последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально.

  При данном содержательном и методическом наполнении предмет изобразительного искусства является ведущим для формирования системы УУДв начальном звене обучения.

 Рабочая программа по  изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2013год.

Общие цели и задачи начального общего образования-

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему мир

Перечень нормативных правовых документов

 1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».

3. . Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии №1.

6. Авторская программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1–4 кл., авторы  О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.

Сведения о программе.

Программа адресована учащимся  2-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…». Программа соответствует  ФГОС НОО и обеспечена учебниками и рабочими тетрадями «Изобразительное искусство» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. 

II. Общая характеристика учебного предмета.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцатидвадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений. Задачи:

1) формировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) формировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Особенности  курса:

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

2)  Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выпол нения, опора на проектную деятельность.

4)  Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

       - традиционный урок;

       - урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования, урок    

театрализации и др.)

- защита проектов;

- экскурсия;

- другие.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

       - технология формирования учебной самооценки;

       - технология проблемного обучения;

- технология формирования критического мышления;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля:

-текущий контроль (тематические выставки, творческие работы, сообщения);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачет).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена общим объемом 35 часа в год, по 1 ч. в неделю  (из расчета 35-х учебных недель) изучается в течение  всего учебного года  в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

 В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:

способность к художественному познанию мира;

умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:

навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

мотивации  и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.  

Предметные  результаты

     формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя.

VI.Содержание учебного предмета.

35часа (1 час в неделю)

Поверхность и фактура (32 ч)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Эстетические категории как выражение целесообразности в жизни и искусстве.

Прекрасное в природе, человеке, труде.

Композиция в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Композиция как часть и целое.

Настроение в искусстве. Колорит.

Движение и статика. Изображение движения через композицию.

Движение животных и его изображение в искусстве.

Отражение чувств и мыслей человека в различных жанрах.

Основа художественного образа.

II. Основы композиции.

Соотношение всех компонентов в произведении искусства.

1. Движение – основа материи и форма ее существования.

2. Жанры: натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет.

3. Правда и правдоподобие.

III. Из истории развития искусства.

Искусство Египта и Античности –истоки классики.

Общехудожественные умения: самостоятельная организация рабочего места в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя проведение анализа образца (задания) с опорой на чертеж, рисунок, схему, инструкцию, планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом), владение основными и смешанными цветами.

Понятия:

1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и вымысел.

2.  Художественно-изобразительные: цветовой спектр, светотень, иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация, эскиз.

Содержание программы

1. Художественно-графические и природные материалы.

Краски натуральные (природные: мел, графит, луковая шелуха, морковь, свекла, грецкий орех) и искусственные (акварель, гуашь).

Виды рисовальной бумаги (акварельная, ватман), ее свойства.

2. Самостоятельная организация рабочего места.

3. Основы композиции.

Представление о линейной перспективе.

Изображение относительной величины предметов.

Психологические характеристики цветовых тонов.

Физические закономерности света и тени, зависимость изображения от времени суток и характера освещения, отражение.

Колорит.

3. Компоненты изобразительной деятельности.

– способы получения цветового спектра (через струю воды, линзу);

– основные цвета солнечного спектра;

– смешивание главных цветов красок для получения составных цветов.

4. Жанровое многообразие (пейзаж, натюрморт, портрет). Рисунок, живопись, иллюстрация, узор.

5. Искусство иллюстрации.

Творчество книжных графиков. 6. Знакомство с творчеством театральных художников (Васнецов, Бенуа).

7. Синкретичность народного искусства.

8. Региональный компонент.

Виды работ

Отработка основных приемов получения цвета, оттенков и использование их в работе.

Самостоятельно подбирать светлые и темные тона путем смешивания с белилами и черным цветом.

Передача настроения через цветовые сочетания.

Передача линий различного характера при помощи штриха, росчерка, зигзага.

Передавать относительную величину предметов в композиции.

Уметь выделять и изображать смысловой центр цветом, величиной, расположением объектов.

Передавать фактуру материала: способы передачи фактуры: гладкая, пушистая, прозрачная и т.д.

Знакомство со светотенью: возможности передачи формы предмета.

Передача холодного и теплого света, дневного и ночного освещения.

Передача эмоционального состояния в рисунках по замыслу, с натуры.

Работа с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «поосырому»).

Знакомство с жанровой живописью.

Художественный контекст: рисование на литературные и музыкальные сюжеты.

Изображение человека в рисунке и живописи.

Изображение природы в рисунке и живописи.

Изображение натюрморта в рисунке и живописи.

Декоративное и конструктивное моделирование:

– создание эскиза;

– знакомство с декоративным искусством народов России.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанровобытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:

– названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных, особенности передачи светотени, особенности передачи холодного и теплого света; виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия.

Должны уметь:

– работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «поосырому»), смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой

изобразительной и трудовой деятельности;

– с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

– самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

– ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Жизнь и искусство

16 часов

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

2

Великая сила искусства

3 часа

Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

3

Из истории предмета  

8 часов

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

4

Давным – давно

8 часов

Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.

VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Основная литература:

  1. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская  Изобразительное искусство. «Разноцветный мир» Учебник для 2 класса начальной школы– М, БАЛАСС, 2012.
  2. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская  Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы. – М.,БАЛАСС, 2014.

Дополнительная литература:

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева  учебник «Технология», в котором содержится материал общеэстетической направленности, помогающий решить задачу общекультурного развития.

Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках изобразительного искусства, относятся:

-интерактивная доска;                                                                                                          

 -электронные образовательные ресурсы                                                                                                  - компьютер;                                                                                                                            

 - мультимедийный проектор;

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

                          Количество уроков в неделю 1 ч,  за год   35 ч

№ п/п

Тема

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

По плану

Дано

По плану

Дано

        

Жизнь и искусство 16 часов

1

Вспомни! Виды изобразительной деятельности.

Инструктаж по ТБ и ОТ

1

2

Прекрасное в природе. Рисование цветными карандашами. Рисуем осень.

1

3

Прекрасное в природе.

 Рисуем красками. Смешивание цветов.

1

4

Прекрасное в человеке. Творчество В.А. Серова, Н. Чернышова

1

5

Прекрасное в труде. Творческая импровизация. Аппликация.

1

6

Роспись кувшина

1

7

Возвышенное в жизни. Рисунок на тему: Гроза, Закат на море.

1

8

Растительный и геометрический орнамент в каргопольской глиняной игрушке

1

9

Пермогорская красота. Знакомство с историей промысла, элементами росписи

1

10

Комическое вокруг нас. Роспись  «Конверт для Карлсона»

1

11

Художники шутят. Рисуем любимого «Сказочного героя»

1

12

Вечное движение жизни. Рисуем  «Живой кораблик.

1

13

Подражание в искусстве. Роспись эскиза Архангельской козули.

1

14

Зимний пейзаж.

1

15

Цвет и звук вокруг нас. Аквариум для рыбок

1

16

Цвет и звук вокруг нас. Виды северных швов. Рисование по клеткам

1

Великая сила искусства 3 часа

17

Повторный инструктаж по ОТ. Человек в искусстве. Наброски портрета.

1

18-19

Портрет друга

2

Из истории предмета  8 часов

20

Выполнение работы в технике набрызга с помощью трафарета

1

21

Эскизы для вышивки «Натюрморт из овощей»

1

22

Натюрморт «Фрукты»

1

23

Эскизы для панно «Город»

1

24

Оформление обложки книжки «Царевна-лягушка»

1

25

Пермогорская роспись. Композиция в замкнутом пространстве

1

26

Рисование эскизов для костюма птицы.

1

27

Пермогорские птицы: птица Сирин, петушок

1

Давным – давно 8 часов

28

Рисование пирамиды

1

29

Рисуем древний храм

1

30

Раскрашивание рисунка древнего храма

1

31

Рисуем древний храм

1

32

Изображение человека в движении

1

33

Эскизы костюмов для спектакля

1

34

Повторение

 1

35

Защита творческих проектов

1

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс, "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Школа 2100" составлена на татарском языке....

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс, "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Школа 2100" составлена на татарском языке....

Рабочая программа по изобразительному искусству. ОС "Школа 2100". ФГОС.

  Рабочая программа по изобразительному искусству  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по изобразительному искусству. («Начал...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству по УМК "Школа 2100" составлена на четыре года обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Оказывает помощь учителю при составлении КТП с 1 по 4 классы....