Игровые технологии организации познавательной деятельности младших школьников
методическая разработка на тему

Колотырина Анастасия Георгиевна

Объект исследования данной работы: процесс организации познавательных способностей младших школьников с помощью игровых технологий.

Предмет исследования: Игровые технологии организации познавательной деятельности младших школьников.

Цель исследования: рассмотреть теорию и проверить экспериментально возможность организации познавательной деятельности младших школьников с помощью игровых технологий.

В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:

1.                 Рассмотреть теоретические основы организации познавательной деятельности младших школьников;

2.                 Определить что такое игровые технологии и каким образом они влияют на организацию познавательной деятельности младших школьников;

3.                 Экспериментальным путем выявить эффективность использования игровых технологий.

 Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknaya_rabota.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

Игровые технологии организации познавательной деятельности младших школьников

Выпускная квалификационная работа

слушателя курсов переподготовки

по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и методика начального образования»

Колотыриной Анастасии Георгиевны

Научный руководитель___________________________________________

 дата, подпись

Заведующий кафедрой:_____________________________ Н. Н. Ценарева

 дата, подпись

Саратов 2015


        СОДЕРЖАНИЕ

 Введение.........................................................................................................3

1. Теоретические основы исследования игровых технологий организации познавательной деятельности младших школьников..........................................6

1.1. Психологические особенности младших школьников.........................6

1.2 Особенности  познавательной сферы детей младшего школьного возраста....................................................................................................................7

 1.3 Влияние игры на развитие познавательных способностей младших школьников.............................................................................................................15

 2. Игровые технологии как средство организации познавательной деятельности младших школьников....................................................................31

 2.1 Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности..........31

 2.2 Типология игр.........................................................................................33

 Заключение....................................................................................................38

Список используемой  литературы..............................................................41

ВВЕДЕНИЕ

        В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

 Новый федеральный государственный образовательный стандарт предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в учреждениях дополнительного образования на которых дети с помощью игры решают нестандартные задачи. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Правильно построенная игра способствует развитию познавательных процессов младших школьников.  Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

 В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо - поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Таким образом, тема игры на уроках в начальной школе является актуальной.

Объект исследования данной работы: процесс организации познавательных способностей младших школьников с помощью игровых технологий.

Предмет исследования: Игровые технологии организации познавательной деятельности младших школьников.

Цель исследования: рассмотреть теорию и проверить экспериментально возможность организации познавательной деятельности младших школьников с помощью игровых технологий.

В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы организации познавательной деятельности младших школьников;
  2. Определить что такое игровые технологии и каким образом они влияют на организацию познавательной деятельности младших школьников;
  3. Экспериментальным путем выявить эффективность использования игровых технологий.

 Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

 

1.         ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. . Психологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Это  период, когда ребенок меняется не только психологически, но и физически. В этом периоде  растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности. Именно в возрасте 6-7 лет формируется осанка, поэтому нужно уделить этому особое внимание.  Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, соблюдая правила освещения, чтобы сберечь зрение ребенка.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».

Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. В этом возрасте детям сложно сконцентрировать внимание на чем-то длительное время. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена видов деятельности. Основным способом получения информации по прежнему остается игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Младшим школьникам позволяют легко запоминать и усваивать материал наглядность и яркие положительные эмоции. Учитель должен использовать различные таблицы, рисунки, игрушки, это следует делать и родителям, когда занимаются с ребенком дома. Но во всем нужна мера. Небольшие физкульт-минутки  позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Именно сейчас формируется отношение ребенка к учению, вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

1.2. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Поступление ребенка в школу — это переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил (В. С. Мухина, 1985).

Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям.

Исследования показывают, что младшие школьники в подавляющем большинстве случаев очень любят учиться. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения младших школьников к оценкам. Они долгое время воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, потому что это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности.

При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое задание — раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно  тщательнее.

Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически, так как эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически, так как новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность. В некоторых случаях может развиться невроз.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению, то есть к снижению работоспособности.

Адоптация происходит через полтора-два месяца, но при условии, что соблюдаются новые режимные моменты. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие ребенка. Ослабленные физически и психически дети быстрее утомляются. Такие дети часто болеют, капризничают и нервничают. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в слезах по самому незначительному поводу.

Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми организует поведение ребенка: он считается с их мнениями и оценками, старается выполнять правила поведения.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.

Содержание учебной деятельности в младшем школьном возрасте  составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач, цель и результат деятельности совпадают.

Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: структура, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.

 В младшем школьном возрасте  из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения. Так происходит развитие психической деятельности ребенка. Начиная со 2-го класса, у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает характер наблюдения.

  Младшие школьники могут путаться в пространстве, также могут путать плоские предметы с объемными или не узнают фигуру, если она расположена не так как обычно. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно. Ребенок в этом возрасте видит общее, но не замечает составляющих.

   Младшие школьники воспринимают предмет через особенности самого предмета, т. е. дети замечают в предметах не то, что важно, а то, что выделяется. Например, форму, величину или окраску. Поэтому яркость наглядных материалов должна быть строго регламентирована и предельно обоснованной.

  Младшие школьники используют картинки, чтобы запомнить какую-либо информацию. Как показывают исследования, дети этого возраста лучше и быстрее запоминают слова, обозначающие предметы, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Это и является особенностью восприятия сюжетной картинки.

   Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием. Для них сложно самостоятельно работать с наглядными пособиями и анализировать какой-либо предмет.

   Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

  В младшем школьном возрасте происходит развитие памяти, активно формируется произвольное запоминание. Это связано с тем, что необходимо заучивать учебный материал. Для ребенка становится важным не только, что запомнить, но и как запомнить. Но еще недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя, т. е. ребенок не осознает выучил ли он то, что было нужно.

  Систематическое планомерное заучивание учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. У детей 7-8 лет способность заучивать практически не отличается от способности у дошкольников. Только к 9-11 годам эта способность изменяется.

Взрослый должен помочь ребенку развивать произвольное запоминание. Он должен:

- предъявить ребенку разные способы запоминания и воспроизведения материала, который нужно выучить;

-объяснить содержание и обсудить объем материала;

-научить делить материал для заучивания на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.);

-научить как нужно контролировать процесс запоминания;

-объяснить ребенку, что материал нужно понимать, чтобы выучить;

-учить ребенка понимать то, что он должен запомнить;

-задавать мотивацию.

   В младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление -это основной вид мышления. Особенность  этого вида мышления состоит в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Элементы понятийного мышления и мыслительные операции —  синтез, анализ,сравнение, классификация, абстрагирование, группировка,  которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания – формируются в этом возрасте. Ведущим  является практически действенный и чувственный анализ. Это означает, что учащиеся сравнительно легко решают те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии.

  Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной деятельности через следующие способы деятельности:

-изучают существенные признаки предметов и явлений;

-овладевают их существенными свойствами;

-овладевают законами их возникновения и развития.

 Знания являются основным источником развития процессов и понятий мышления.

 Специально организованные наблюдения, в основе которых лежит восприятие предмета, имеют большое значение для усвоения понятий. Для того, чтобы восприятие систематизировалось и стало более целенаправленным и планомерным, рассказ ребенка должен строится на основе ряда вопросов, которые задает взрослый в определенном порядке.

Таким образом, важнейшей особенностью мышления, которое формируется в ходе обучения, является возникновение системы понятий, в которой ясно разделены и соотнесены друг с другом более общие и более частные понятия.

Учебная деятельность способствует активному развитию воображения как воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих направлениях:

-создаются новые образы;

-преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей;

-появляется способность управления сюжетом;

-появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое;

-увеличивается разнообразие сюжетов.

 В этом возрасте формируется произвольность воображения. Воображение развивается в условиях специальной деятельности: сочинение историй, стихов, сказок, рассказов. Развитие воображения  дает новые возможности ребенку:

-позволяет выйти за пределы практического личного опыта;

-преодолевать нормативность социального пространства;

-активизирует развитие качеств личности;

-стимулирует развитие образно-знаковых систем.

  У детей младшего школьного возраста воображение развивается интенсивно. Этому содействует процесс воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом явлений и предметов. Но среди  обучающихся начальных классов есть дети с очень бедными, слабыми представлениями, есть дети, которые не умеют произвольно вызывать представления и оперировать ими. С такими детьми надо много работать, обогащать их реальные представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление.

  В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание.  На однообразной и малопривлекательной деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения детям очень трудно сосредоточиться надолго. В этом возрасте дети реагируют на нечто новое и яркое. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

   Младший школьник способен удерживать внимание на 4-6 объектах, в то время как взрослый на 6-8 объектах, распределение внимания между ними слабее, чем у взрослых. Также младшим школьникам свойственно неумение распределять внимание между различными видами работ, символами и объектами восприятия.

 Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. А также дети этого возраста не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

  Внимание тесным образом связано с чувствами и эмоциями детей. Их внимание приковывает то, что вызывает у них переживания. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста могут удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует огромных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься 15—20 минут, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение. Взрослый должен помочь организовать внимание ребенка следующим образом:  при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное действие; указывать на способы действия ("Откройте тетради, возьмите синюю ручку, отсчитайте 10 клеточек и запишите сегодняшнее число!» и т. д.); учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.

 Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.

  Известно, что цель имеет разную побудительную силу в зависимости от того, насколько велик объем намеченной работы. Если объем слишком велик, то деятельность снова начинает развертываться так, как если бы цели не было. Чтобы побудительная сила не сводилась к нулю нужно, чтобы между возникновением намерения что-то сделать и выполнением этого намерения проходило немного времени, иначе это намерение погаснет. Если ребенку не хочется выполнять какое-либо задание, то ему необходимо разделить это задание на несколько этапов, которые будут обозначены целью, и тогда это побудит ребенка начать работу и довести ее до конца.

  Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. Этот этап является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

  В этом возрасте учебная деятельность  является ведущей и во многом определяющей для последующего обучения. К концу младшего школьного возраста ребенок должен верить в свои силы, уметь и хотеть учиться.

  Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

1.3. Влияние игры на развитие познавательных способностей младших школьников

По своей сути человек является разумным существом, который понимает смысл своего существования и умеет осознанно реализовывать его в своей жизни. Это было достигнуто путем длительной отработки навыков поведения и приучения к определенным действиям. Стремление выжить привело человека к высокой ступени развития. Искусству выживания человек учился самостоятельно. Для передачи опыта на раннем этапе развития человечества достаточно было показать действия, которые должны были сохранить жизнь. Те, кто не перенимал этот опыт, погибали. Далее стремление к знаниям укоренилось, т. к. эти знания помогали человеку выжить. Человек развивался, жизнь его усложнялась, а вместе с тем усложнялись и способы передачи опыта. Но самым эффективным остался самый простой и понятный способ: учитель показывает действие, ученик повторяет его и получает результат повторения. Сегодня этот способ мы называем игрой.

Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Игровая деятельность – одно из самых удивительных явлений в развитии живых существ, которое до конца еще не поняли.  Игра непременно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. В науке существует несколько теорий игры. По одной из этих теорий игра это накопившаяся энергия в молодом существе. Эта теория видит в игре важную жизненную необходимость, а не просто забаву или прихоть. Американский философ Герберт Спенсер считал, что игра является способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую некуда больше девать, потому что от деятельности по удовлетворению своих потребностей он освобожден взрослыми.

По другой теории, игра является своеобразной школой воспитания. Бюллер говорил, что к игре понуждает удовольствие, которое организм получает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности. Дьюи доказывал, что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов, подражания и научения. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра – это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний. Советский психолог Л.С. Выготский полагал , что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.

Одни психологи утверждали, что суть игры — это просто инстинкт подражания, а другие считали, что игра- это способ освоения ребенком реальности. Игра - это всегда удовольствие, а значит - отсутствие насилия. «Знания, даваемые насильно, душат разум», - сказал Анатоль Франс. Можно утверждать, что человек играя, самореализуется, расширяет границы своего разума и приобретает новый социальный опыт.

Игра – это основная деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо,которому присуща любознательность. «Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.

Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С. Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «Уже давно обнаружено, - пишет Л.С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы... . Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

 В игре усилия ребёнка всегда ограничиваются и регулируются множеством усилий других играющих. Во всякую задачу - игру входит как непременное её условие - умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

 Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

 Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений».

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра -характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинг писал: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные токования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий. Отсюда следует, что все эти объяснения верны лишь отчасти. Если хоть одно из них было исчерпывающим, оно исключало бы все остальные либо, как высшее единство охватывало их и вбирала в себя».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет важнейшие функции:

развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную (освоение диалектики общения);

по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

терапевтическую: помогает преодолеть различные трудности, которые возникают в процессе других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: помогает внести позитивные изменения в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: помогает усвоить единые для всех людей социо-культурные ценности;

социализации: включает в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра — это один из основных видов деятельности, который наряду с трудом и учением, является удивительным феноменом человеческого существования. Игра - это вид деятельности, с помощью которого воссоздается и усваивается общественный опыт, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности человека входят этапы:

целеполагание;

планирование;

реализация цели;

анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Игровая деятельность является добровольной, в ней существуют возможность выбора и элементы соревновательности, а также удовлетворение потребностей, самореализация и самоутверждение. В этом заключается мотивация игровой деятельности.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средства реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличают следующие черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По мнению С. А. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически - только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

Деление игр по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Согласно Селевко по характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с различными средствами передвижения.

Отличие игры от труда состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте, а в переживаниях, значимых для ребенка.

Игровое действие отображает различные стороны человеческой деятельности. В процессе игры ребенок может примерить на себя различные социальные роли, повторяя действия и употребляя лексику, которые свойственны его роли. В процессе игры ребенок реализует свои потребности и запросы. За счет этого формируется личность ребенка. Игра для ребенка является своеобразной школой жизни. В ней формируются воображение, сообразительность, ловкость и т. д. Игра является большой ценностью для личности ребенка, т. к. это свободная развивающая, творческая и активная деятельность.

У игры есть еще и педагогическое значение. Она становится тем полем действия, в котором педагог и ученик совместно действуют. Автором игры как правило становится педагог, который предъявляет правила игры, а ученик это творческая сила, которая наполняет игру. В процессе такой игры дети не только осваивают учебный предмет, но и постигают науку межличностных отношений. У ребенка формируется та сторона психики, которая в последствии отвечает за социальную успешность ребенка.

Педагог, который направляет и организует познавательную деятельность детей, способствует упорядочиванию накопленного жизненного опыта, а также наполняет ребенка новыми знаниями, формирует стремление к к более глубокому изучению окружающего мира. Это один и способов развития у детей устной речи.

В отечественной педагогике очень многие специалисты занимаются и занимались изучением игры. Одни считают, что игра это только лишь способ закрепления изученного материала, другие же считают игру самостоятельным способом предъявления учебного материала. Они объясняют это тем, что перед школой стоят такие задачи, которые требуют не только дать ребенку знания, но научить его использовать их в жизни, воспитать в нем активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности.

Суть дидактической игры в том, что ребенок решает поставленные перед ним задачи в игровой форме, самостоятельно находит решения, преодолевая определенные трудности. Это повышает умственную способность ребенка.

Дидактическая игра имеет большое значение для развития логического мышления и для развития устной речи. Для решения игровой задачи ребенку нужно сравнивать предметы по их признакам, делать выводы, обобщать , а также устанавливать сходство и различие. В том случае, если ребенок обладает достаточными знаниями о предметах и явлениях, которые составляют суть игры, то он развивает в себе способность к умозаключениям,  применять свои знания в жизни.

Если дидактическая игра увлекательна для школьников, то они с интересом находят решения умственных задач. В свою очередь успешное решение этих задач приносит ребенку удовлетворение, способствует повышению произвольного внимания, наблюдательности и помогает быстро и прочно запомнить материал.

Дидактическая игра также способствует нравственному воспитанию. У любой игры есть свои правила. А выполнение этих правил требует от ребенка выдержки, дисциплинированности и самообладания.

В процессе игровой деятельности многие сложные явления распадаются на простые, а единичные явления обобщаются. Отсюда следует, что ребенок применяет аналитическую и синтетическую деятельность. Ребенок действует активнее в тех играх, где игровые действия и правила игры содержательнее. В процессе такой игры у педагога есть возможность формировать взаимоотношения между детьми: умение соблюдать очередность, помогать друг другу в трудностях, считаться с мнением других. У педагога в процессе игры есть возможность добиваться инициативы решении поставленной задачи от каждого ребенка. Но сами по себе эти качества не воспитываются, их нужно терпеливо формировать. Содержание дидактических игр способствует их формированию.

Дидактическая игра содержит в себе учебное и игровое начало. Педагог  исполняет две роли в игре: руководитель и игрок. Дети учатся играя, а педагог и учит и играет.

В игре очень важен момент соревновательности. Это является большим стимулом к выигрышу, пробуждает коллективизм, чувство ответственности перед товарищами за общий результат. Игры сопровождаю детей повсюду, на всех детских мероприятиях игры имеют место. Важным средством воспитания детей делают игры чувство радости от победы и удовлетворенность от приобретения новых знаний и способность применения своих знаний.

 Каждая игра должна планироваться заранее, нужно определить задачу, продумать оборудование игры (раздаточный материал). Также нужно продумать, как игру следует провести. При подборе игр, должно быть учтено то, что игра должна возбуждать у детей творческую и умственную активность.

В интеллектуально-познавательной игре обязательно должны быть образовательные задачи, но при этом она должна оставаться игрой. Педагог должен продумать, как заинтересовать детей игрой. В конце игры обязательно нужно подвести результат. В начальной школе игра может проводиться как часть занятия. У игры есть алгоритм: в начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Педагог должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи и выполнялись все требования.

Интеллектуальные игры создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а также для выявления эрудированных ребят.

Большая роль в интеллектуальной игре принадлежит правилам. Они регламентируют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывать путь к достижению цели. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Если проанализировать познавательные и дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развитие игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Такие игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Руководство игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, педагог исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, соответствует ли дидактическая задача игры программному содержанию. Также педагог заботится о том, чтобы в игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятия или упражнения. Педагог детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Необходимо тщательно подготовится к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, наметить задачи, а так же на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание.

Для правильного планирования игр педагогу, прежде всего, самому надо убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с детьми.

В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях животных и растений. Дети полнее осознают изменения, которые происходят в природе в эти периоды в жизни животных и мире растений.

Из понимания значения познавательных игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. А.С. Макаренко сказал: “Игра без усилия, игра без активной деятельности - плохая игра ”.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Всякая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Организатор заботится об усложнении игр, расширении их вариативности если у ребят угасает интерес к игре, необходимо придумать более сложные правила. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
  • определение наиболее удобного времени проведения игры (на каком этапе занятия, во внеурочное время и др.);
  • определение количества играющих (весь коллектив, подгруппа, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки, природные материалы, заготовки кроссворда или ребусы);
  • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.

Проведение игры включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры;
  • объяснение хода и правил игры. При этом организатор обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • подведение итогов игры. При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимания и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Среди дидактических игр выделяются ролевые игры. Термин “ролевая игра” весьма многозначен. Классификацию ролевых игр можно провести по различным признакам, связанным с сознанием и проведением игр. Игры делятся на классы в зависимости от способа и места проведения. Приведем наиболее доступные из них:

Настольные ролевые игры (игры в помещении). Игроку необходимо только бумага и ручка, а так же разработанная система правил и информационных карточек.

Ролевые игры на местности (игры на улице). Это наиболее сложные по требованиям игры, особенно когда они проводятся на природе.

2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности

Профессионализм педагога заключается в том, что он должен уметь организовать в процессе обучения деятельность, развивать индивидуальность и творческие способности учеников с помощью применения игр в учебной деятельности.

Каждая игра имеет свою цель. В зависимости от цели можно выделить следующие группы игр:

  • дидактические (с помощью них у ребенка формируются определенные умения и навыки, расширяется кругозор, развиваются трудовые навыки)
  • воспитывающие ( воспитание у детей различных навыков: самостоятельность, сотрудничество, коллективизм и т.д.)
  • развивающие (способствуют развитию памяти, внимания, речи, мышления, воображения)
  • социализирующие (способствуют адаптации в обществе)

Наряду с целями каждая игра имеет и свои задачи:

  • развитие коммуникативных способностей
  • развитие творческой деятельности
  • формирование нестандартного мышления
  • развитие мелкой моторики и координации

У каждой игры также есть свои нормативные требования, то есть принципы. Под принципами имеются в виду правила, нормы и общие указания. Основные принципы игры следующие:

  • Активность — проявление интеллектуальных и физических сил на протяжении всей игры, подготовки к ней и обсуждения результатов.
  • Принцип открытости и доступности — каждый ребенок может играть в игру, правила и нормы понятны и доступны всем.
  • Принцип динамичности — продолжительность игры имеет значение для младших школьников. Если игра затягивается, интерес к ней падает.
  • Принцип наглядности — все игровые действия должны быть в действительности, это усиливает познавательный интерес.
  • Принцип занимательности и эмоциональности — игровая деятельность должна быть увлекательной и интересной для учащихся.
  • Принцип индивидуальности — игра развивает личностные качества, в ней учащийся может самовыразиться и самоутвердиться.
  • Принцип коллективности — игра, в которой игроки зависят друг от друга, способствует обучению мыслить и действовать сообща.
  • Целеустремленность — игра отражает  единство цели для соперников, учит соотносить личные и командные цели.
  • Самодеятельность и самостоятельность — учит быть в игре в меру самодеятельным и самостоятельным.
  • Принцип соревнования — побуждает игроков к деятельности.
  • Принцип результативности — игрок должен соотносить результат игры с деятельностью своей и командной.
  • Принцип достоверности и повторяемости — практически все игры имеют реальные модели и роли.
  • Принцип проблемности - развивает способность «видеть и делать» проблемы для соперников, что приводит к победе.

Таким образом взаимосвязанное и целостное применение принципов эффективной организации игровой деятельности приводит к воспитанию, обучению и развитию играющих.

2.2. Типология игр

Учитывая цели, задачи и принципы игровой деятельности можно создать множество игр, которые могут быть применены на различных уроках в начальной школе.

Игры на уроках математики и русского языка способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают интерес к предмету.  Ниже приведены несколько очень несложных игр, которые помогают младшим школьникам овладевать навыками счёта, а также знаниями и умениями по русскому языку.

Кто быстрее нарядит ёлочку?

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8-10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8-10 картонных игрушек с магнитами. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою ёлочку. Последняя игрушка- звезда.

Кто первый повесит звезду, тот получает приз- маленькую звёздочку.

Накорми птиц!

Вывешиваются две кормушки. К доске выходят два ученика. Каждому игроку выдаются карточки с изображением птиц. На обратной стороне каждой карточки написан пример.

По команде учителя дети решают примеры. Если ребёнок правильно решил пример – значит накормил птичку ( прикрепляет карточку с изображением птички к кормушке).

Помоги малышу найти свою маму!

На карточках изображены взрослые животные и их малыши. C обратной стороны карточек сделаны кармашки. Карточки с изображением малышей лежат лицевой стороной, в их кармашках – листки со схемами слов. Карточки с изображением взрослых животных  ( их мам) перевёрнуты обратной стороной, и в их кармашках – листки со словами.

Вызванный ученик, рассмотрев схему, ищет слово, соответствующее схеме, и переворачивает карточку. Если слово соответствует схеме, ученик правильно выполнил задание, а значит, малыш нашёл свою маму.

Такие игры можно применять при изучении различных тем, нужно только менять карточки.

Карточки легко сделать каждому ученику, нарисовав соответствующие картинки на уроках изобразительного искусства.

Большие возможности в использовании дидактических игр представляются на уроках математики. Значительная часть игр позволяет учителю сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить приобретенные навыки.

 Ведь с помощью игры самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшим действом. Такие математические игры можно проводить в течение нескольких минут в начале или конце урока.

Пересадка.

Учитель читает числовое выражение (в различной форме), дети находят его значение. Кто  первый отвечает, тот пересаживается на свободное место. Выигрывает тот, кто больше всех сделал пересадок.

Математическая эстафета?

На доске записаны в три столбика примеры. По команде учителя к доске выходят поочереди ученики от каждого ряда и берут в руки мел и приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик садится на своё место, а его сменяет у доски следующий ученик. Выигрывает тот ряд, который без ошибок решит все примеры.

Какая фигура исчезла?

На классной доске  размещаются 5-6 геометрических фигур, вырезанных из бумаги или картона. Два ученика выходят к доске. Один из них внимательно рассматривает выставленные фигуры, стараясь их запомнить. Затем он отворачивается от доски, а другой ученик в это время снимает и прячет одну из фигур. Повернувшись лицом к доске, первый ученик пытается узнать, какая из фигур исчезла.

Рыболовы.

На доске изображен пруд. В пруду плавают изображения рыбок, на обратной стороне которых записаны однозначные и двузначные числа. Соревнуются две команды по четыре человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды ловит рыбку» ( громко называет число и проводит его анализ; сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, четное или нечетное число, разбор числа по десятичному составу. Если все ответы правильны – он «поймал» рыбку, если была допущена ошибка – рыбка «уплыла», и она возвращается на место. Команда, поймавшая больше рыбок, выигрывает.

Когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук или нужную орфограмму, а также при устном счёте, учитель может, давая задание,  бросать красивый мяч. Дети, возвращая его с ответом, очень внимательны, работать, хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.

Нелегко младшим школьникам работать со схемами. Куда проще усваивается схема слова в игре. Учитель может использовать такие игры.

Найди слово к каждой схеме.

На доске – два столбика схем и два столбика слов к ним. Слова расположены в иной последовательности, чем на схеме. Соревнуются две команды по пять человек в каждой. Школьники по очереди подбирают слова только к одной схеме, соединяя их линией. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее выполнит задание.

Составь схему слова.

На доске помещены три группы предметных картинок или три столбика слов. Соревнуются три команды. Каждый ученик  составляет только одну схему. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.

Очень трудной для детей является тема « Ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, можно использовать следующую игру.

В каком слове такое ударение?

Учитель выстукивает по коробочке или по крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя  ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слово с таким же количеством слогов в нём и с ударением на том же слоге. Выигрывает тот ряд, где больше было правильных ответов.

Для развития активного словарного запаса детей,  умения быстро подбирать слова, как для выражения своих мыслей, так и для решения грамматических задач учитель подбирает различные игры- соревнования. Соревнование можно проводить как по рядам, так и с отдельными игроками. Например: дается задание записать на доске за определенный промежуток времени слова на данное правило.

 Выигрывает тот, у кого больше примеров

Пословицы и поговорки - сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. При работе с ними тоже можно использовать игры.

Собери пословицу.

Игру можно проводить по рядам, в парах. Выдается конверт с необходимым набором слов. Из слов надо собрать пословицу или поговорку. Выигрывает тот, кто правильно соберет пословицу или поговорку и объяснит её.

Дополни пословицу.

Учитель предлагает вставить в пословицы слова, обозначающие действия предметов, противоположные по смыслу. Чем зря кричать, лучше… (помолчать)

 От лени болеют, от труда…(здоровеют)

Вспомни пословицу.

Учитель предлагает детям прочитать слова, например:

труд, добро

Жизнь, дела

Дело, потеха

Игра проводится по рядам. Дети вспоминают пословицу, записывают и объясняют её смысловое значение.

Глухой телефон.

Игра проводится рядами. Дети встают друг за другом. Водящему каждой группы учитель шепотом говорит пословицу. По команде учителя, начиная с водящего, дети «цепочкой» также шепотом передают друг другу пословицу. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее передала пословицу.

Многие игры и упражнения содержат материал различной степени трудности. Но и играть хотят дети с разным уровнем учебной подготовки. Игра даёт возможность осуществлять индивидуальный подход , обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний и учебной подготовленности. Например, учащимся предлагается самостоятельная работа в форме игры «Кто первый полетит в космос?» Каждый ученик получает свой «билет в космос» с заданием. Задание для всех одинаковое, но в «билетах» различная степень помощи. Ученикам с высокой степень подготовки предлагается решить задачу по краткой записи; слабо успевающим школьникам -  закончить начатое решение задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, игровая деятельность является ведущей деятельностью у детей младшего школьного возраста. Она же является ведущим видом развития познавательных способностей у детей. Игра является одним из средств активизации учебного процесса. Игра помогает педагогам воспитывать и учить ребенка, формировать в нем личность, социализировать его. Учитывая это, можно сделать вывод — игровая деятельность имеет огромное значение в развитии младших школьников.

Игра является средством получения и закрепления знаний и навыков. Посредством игры дети познают окружающие их явления и факты. Педагог в игре может направить внимание детей на те явления, которые нужны им для расширения кругозора. С помощью игр педагог расширяет любознательность, необходимость и потребность получения и усвоения знаний. Также через игру формируется умение распоряжаться своими знаниями в разных ситуациях. Игровая деятельность развивает стремление у младших школьников делать что-то, узнавать, проявлять усилие, находить верные решения проблемы. Также игровая деятельность обогащает духовный мир детей. Все это способствует общему и умственному развитию. Игровая деятельность способствует вовлечению в познавательную деятельность учащихся с различным уровнем учебной подготовки. В игре в учебной деятельности реализуется индивидуальный подход к каждому учащемуся, так как у игры есть принцип доступности, т. е. играть могут все. Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что через коллектив играющих детей педагог воздействует на каждого игрока в отдельности.

В игре педагог формирует не только игровые отношения, но реальные, с помощью которых закрепляются нормы поведения людей в различных ситуациях и полезные привычки.

Таким образом, если педагог правильно руководит игровой деятельностью младших школьников, то она становится средством развития и организации познавательных способностей школьников.

        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. – Челябинск, 1998. – 20 с.

2. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.

3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с. – (После уроков).

4. Блонский П.П. Психология младших школьников. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 300 с.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМА, 1999. – 317 с.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: В 6 т. – Т.4. – 589 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991 – 495 с.

8. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000. – 421 с.

9.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии. – М., 1990. – № 6. – 101 с.

10.Земляченко Л.В. Использование игровых технологий в этнокультурной социализации младших школьников// Начальная школа плюс до и после,  2013,  №4

11. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Изд. центр “Академия”,1995. – 352 с

12. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. – 2004. – 32 с.

13. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. – М., 2001. – 259 с.

14. Курганский С.М. Путешествие на планету знаний: Организация досуговой деятельности младших школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 1 - 4 классы. - Москва: 5 за знания, 2012 – 189 с.

15. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 219 с.

16. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982. – 259 с.

17. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с. – (Библиотека для родителей).

18. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2011. – 111 с.

19. Нянковский М.А. Неизвестное об известном: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с. – (Минута на размышление).

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. – М.: Роспедагенство, 1996. – 161 с.

21. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М., 1996. – 173 с.

22. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 104 с.

23. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.

24. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Учебное пособие).

25. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова. // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2002. - Вып.3. – 145 с.

26. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

27. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

       28. Ращикулина Е.Н. Подготовка студентов к развитию познавательных способностей дошкольников и младших школьников: Учебное пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 162 с.

29. Сайфутдинов Р.Р. Возрастные особенности восприятия игры \\Начальная школа плюс до и после,2014, №3

30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 194 с.

31. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания. // Дополнительное образование. – 2004. - №1. – 97 с.

32. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. / Сост. М.И. Мухин – Киев: Рад. Школа, 1983. – 233 с.

33. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 84 с.

34. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.

35. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. Пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2011. – 89

36. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Юристь, 1997. – 512 с.

37. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994. – 151 с.

38. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999. – 243 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...

Выступление на ШМО "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".

Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорош...