Проектирование современного урока
методическая разработка на тему

Мамышева Ирина Юрьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе.

Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Определено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_sovrmennogo_uroka.docx33 КБ

Предварительный просмотр:


  
  Проектирование современного урока

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе.

Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Определено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. Это разработка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока.

Алгоритм проектирования рабочей программы заложен в требованиях к её структуре. Это нормативный документ, и он разрабатывается на основе приказов Министерства образования и науки. Поэтому весь алгоритм создания этого документа связан с его структурой, содержанием примерных и авторских программ по предмету. На основе программы учитель разрабатывает урок. Проектирование современного урока – это главная составляющая педагогической деятельности учителя, но здесь нормативов нет, есть только рекомендации. Это объясняется наличием множества субъективных факторов в реализации урока: возрастными и индивидуальными особенностями детей, стилем педагогической деятельности учителя и уровнем его профессионализма, уровнем сформированности учебной деятельности детей и их учебными возможностями, способностями и др. Специалисты методических служб разного уровня предлагают учителям рекомендации по проектированию учебных программ, технологических карт учебной темы, урока. Но, к сожалению, они отражают позиции методистов в логике общепринятых традиций планирования процесса обучения. После названия темы описывается цель – что нужно делать учителю, а затем планируемые результаты учеников. Как видим, логика отсутствует или не соответствует позициям деятельностного подхода, такие рекомендации не имеют теоретического обоснования. Современный урок, по мнению О.В. Чиндиловой, должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Для того чтобы урок отвечал таким требованиям, необходимо сначала технологично его спроектировать, а затем технологично реализовать.

Проектирование урока традиционно было представлено в конспектах учителя, где он описывал три группы целей: обучающие, воспитательные, развивающие. Цели были сформулированы относительно деятельности учителя как его действия по поводу освоения детьми учебной темы. А дальше в зависимости от дидактической цели урока (изучение нового материала, его закрепление, систематизация, контроль усвоения) учитель определял этапы урока и логику выполнения учебных заданий. Этот подход демонстрирует, что логика в планировании процесса обучения отсутствует: сначала формулируется, что будет делать учитель, а затем – чего должны достичь дети.

Психологом Б. Блумом была исследована эффективность целеполагания в современном образовании. Им была описана технология эффективного целеполагания, включающая классификацию целей в когнитивной области познания. Ценным в данном исследовании является то, что психологом были проанализированы неэффективные способы формулирования целей обучения и выявлено, что наиболее эффективным способом целеполагания является постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «...знает конкретные факты, понимает, интерпретирует, умеет выполнять, применяет правило...». Эта концепция была взята за основу при проектировании целей образования во ФГОС.

Учитель должен определять цели урока как систему задач ученика в рамках учебной темы в соответствии с тремя группами образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные). Задачи ученика по освоению предметных результатов описаны в «Примерных программах по учебным предметам» начальной школы. Это нормативный документ, поэтому эти задачи должны быть однозначно сформулированы учителями образовательных учреждений страны. Метапредметные и личностные результаты представлены в задачах по формированию УУД, они описаны в методическом пособии «Программа формирования УУД в начальной школе» на основе концепции развития УУД авторского коллектива под руководством А.Г. Асмолова. Эти задачи определяются на основе результатов психолого-педагогической диагностики детей, поэтому каждый учитель определяет их индивидуально для своих учеников при поддержке педагога-психолога школы.

Важным моментом является и то, что цели урока формулируются как задачи учеников в логике от предметных результатов к метапредметным, которые помогут ученику освоить знания и умения по учебной теме и научиться решать учебные задачи, используя общие способы действий, а затем – к личностным. Анализ методических рекомендаций показывает, что эта логика нарушается: сначала учителям советуют описать личностные, метапредметные результаты и только затем – предметные. По-видимому, разработчики этих рекомендаций забыли о ведущем положении Л.С. Выготского о том, что обучение ведёт за собой развитие ребёнка, что дети приходят в школу прежде всего для того, чтобы научиться читать и писать, а формирование универсальных учебных действий будет способствовать эффективному протеканию этих процессов. В методических рекомендациях, которые широко транслируются в Интернете, печати, наблюдается путаница в понимании, что такое цели современного урока. По-прежнему учителю рекомендуют формулировать цели урока как педагогические задачи, а затем идёт описание образовательных результатов учеников (отдел «Методическая помощь» на сайте издательства «Просвещение», сайт «Ди- дактор» и др.).

Технологичное описание целей современного урока – это описание в первую очередь планируемых результатов учеников, потому что измерять и оценивать в конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффективности педагогической деятельности, решённых педагогических задач. Это принципиальный вопрос, потому что то, как формулирует педагог цели урока, демонстрирует его понимание деятельностного подхода к процессу обучения и оцениванию его результатов. После описания целей (планируемые действия – результаты учеников в рамках учебной темы) учителю легко осознать, что, он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий. Это можно оформить в виде таблицы и назвать оценочным листом, таблицей требований к образовательным результатам. В ней обязательно должна быть графа, где можно дать возможность ученику провести самооценку своих результатов. Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагогических задач – действий учителя. Педагогическая задача – это описание ситуации, которая раскрывает взаимодействие учителя и детей по поводу достижения определённой цели. Все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности. По сути, учитель должен определить условия того, как ситуацию «незнания» перевести в ситуацию «знания». Проектирование педагогических задач выстраивается в логике от планируемых результатов учеников к действиям учителя, направленным на их достижение. Но, к сожалению, эта трудовая функция (показатели её сформированности) не выделена в профессиональном стандарте педагога, о ней можно догадываться по набору действий учителя, которые он должен уметь выполнять в разных педагогических ситуациях. Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать способы и средства для их решения. Главное – выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последовательность действий учителя и учеников. При этом технология также должна соответствовать идеям деятельностной парадигмы образования. Можно ориентироваться на классификацию современных технологий построения учебного процесса на проблемной, деятельностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах. После определения целей, педагогических задач и технологий наступает важный этап разработки технологической карты сценария урока. Понятие «сценарий урока» не является синонимом понятию «конспект урока». В сценарии есть возможность детализировать деятельность участников урока, спрогнозировать образовательные результаты. Продумывая сценарий учебного занятия, педагог должен смоделировать ситуацию учения (учебную ситуацию). Согласно концепции ФГОС учебная ситуация является дидактической единицей процесса обучения. Сценарий урока предполагает подробное описание действий учителя по решению педагогических задач, действий обучающихся по освоению содержания учебного материала и достижению образовательных результатов в ходе решения учебной задачи.

Сценарий урока предполагает подробное описание действий учителя по решению педагогических задач, действий обучающихся по освоению содержания учебного материала и достижению образовательных результатов в ходе решения учебной задачи. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока в форме таблицы, позволяющий структурировать и детализировать содержание и процесс урока по выбранным параметрам. Исследование технологичного построения учебного процесса было проведено В.М. Монаховым. При построении технологической карты им были выделены блоки целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. Опыт проектирования технологической карты урока начиная с 90-х годов прошлого века позволяет нам утверждать, что после описания всех вышеуказанных компонентов можно заполнять таблицу. В таблице выделены следующие элементы: этапы урока, содержание деятельности учителя, содержание учебной деятельности, планируемые результаты (можно ещё включить оформление доски, но этот элемент чаще используют молодые учителя, что помогает в организации урока).

Алгоритм проектирования технологической карты сценария урока определяет последовательность действий педагога в этом процессе. 1. Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом. 2. Формулирование образовательных результатов деятельности учеников. 2.1. Предметные (ПР). 2.2. Метапредметные (МПР) – 3 группы универсальных учебных действий и личностные (ЛР). 3. Заполнение формы оценки результатов (таблица требований к результатам изучения учебной темы или оценочный лист). 4. Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов. 5. Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для достижения планируемых результатов урока. 6. Описание сценария урока в таблице:

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Планируемые результаты

Оформление доски (или примечание)

Очень важно понимать логику заполнения карты урока. Это поможет учителю осознанно выбирать способы и средства достижения планируемых результатов учеников. 6.1. Заполняется первая графа, этапы урока определяются в соответствии с этапами базовой технологии и типом урока (изучение нового знания [понятие, правило, факты, закономерности] или способа действия; закрепление знаний и умений, способов действий по теме; их обобщение и систематизация; контроль и оценка планируемых результатов по теме). 6.2. Заполняется четвёртая (именно четвёртая!) графа; для каждого этапа урока (технологии) прогнозируется достижение учениками планируемых результатов, которые были сформулированы перед таблицей, их нужно распределить по этапам. 6.3. Заполняется вторая графа, формулируются педагогические задачи учителя и приёмы, методы, формы работы, средства обучения, логика заданий, вопросов, которые он использует для того, чтобы управлять учебной деятельностью по достижению планируемых результатов. 6.4. Заполняется третья графа, описывается деятельность учеников, формы её организации (индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная) по достижению планируемых результатов на каждом этапе урока. 6.5. Заполняется пятая графа, здесь может фиксироваться оформление доски или особые замечания, необходимые для организации процесса обучения, создания условий его успешного протекания. Приведём пример проектирования урока в первом классе.

Сценарий урока математики в 1-м классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, П.А. Тонких) Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 54» Кац Елена Сергеевна Тема: «Табличное вычитание» (2-й урок) Планируемые результаты (курсивом выделены результаты повышенного уровня)

Предметные

Метапредметные

Личностные

– выполнять устно вычитание чисел второго десятка с пере- ходом через десяток;

 – использовать схему для решения простой задачи;

– находить число перестановок не более чем из трёх элементов

Регулятивные: – различать результат и способ выполнения задания;

– принимать учебную задачу;

– адекватно оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем (самостоятельно). Познавательные:

– анализировать схему для нахождения неизвестного числа. Коммуникативные: – планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя (самостоятельно)

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и др.

Педагогические задачи: 1. Раскрыть приёмы устного вычитания чисел второго десятка с переходом через десяток. 2. Закрепить умения составлять и использовать схему для решения простой задачи. 3. Учить различать результат и способ выполнения задания, адекватно оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем. 4. Развивать способности анализировать, планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя. 5. Развивать учебно-познавательный интерес. Базовая технология: проблемно-диалогическая. 

Технологическая карта сценария урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Проверить готовность к уроку. – Оцените свою готовность к уроку

Оценивают по критериям: – необходимые вещи; – их порядок и расположение на парте; – эмоциональный настрой на урок «Я полностью готов к уроку, потому что у меня на парте – учебник, тетрадь по математике, пенал, дневник. Все вещи лежат в стопочке на левой (у левшей – на правой) стороне парты».

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Актуализация знаний

1. Чистописание – Запишите в тетради в каждой клетке по одному разу следующие цифры: 2, 7, 9. (Показывает на доске, проговаривает последовательность написания.) – Продолжите этот ряд, каждый раз меняя цифры местами. – Как вы поймёте, что выполнили задание правильно? – Каким способом будете выполнять задание? – Оцените на полях тетради знаком «+» правильность выполнения данного задания. По каким критериям будете оценивать?

– У нас должно получиться 6 разных чисел. – Каждая цифра становится на первое место два раза, остальные цифры меняются местами. – Должно получиться 6 разных вариантов.

Личностные: – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родите- лей и др. Регулятивные: – умение различать результат и способ выполнения задания; принимать учебную задачу; – умение адекватно оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем (самостоятельно). Познавательные: – анализировать схему для нахождения неизвестного числа. Коммуникативные: – планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя (самостоятельно). Предметные: – находить число перестановок не более чем из трёх элементов

2. (На доске 3 схемы) – Найдите с помощью схемы неизвестное число. Что должно получиться в результате выполнения данного задания? – Каким способом будете выполнять задание? – Проверим результат. – Оцените свою работу. Все решения были в одно действие, следовательно, базового уровня. Но в после ем случае новый способ вычисления. Поэтому задание повышенного уровня. (Возможно, что в последнем случае обучающиеся получат разные ответы, т.к. ещё не все знают таблицу сложения в пределах 20 [повышенный уровень], а изученный способ вычитания без таблицы [заменой уменьшаемого удобным слагаемым] трудоёмкий.)

Равенства, с помощью которых найдём неизвестное число. 1. По схеме определяем, чем является неизвестное число: целым, частью, большим числом, меньшим числом, разностью. 2. Вспоминаем правило, по которому нужно найти неизвестное число, и составляем выражение. 3. Находим его значение и получаем равенство. Работают индивидуально, один ученик – на обратной стороне доски. По алгоритму проговаривает выполнение и обосновывает своё решение. (Базовый уровень: ученик все выражения составил правильно, но ошибся в счёте в последнем случае; повышенный уровень: полностью выполнил правильно)

Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи

Подвести учеников к осознанию затруднения: – Может ли такое быть, чтобы одно и то же выражение имело разные значения? – Почему возникла такая ситуация? Что это за случай? – Каким способом вычисляли? (По мере ответа ученика появляется алгоритм

– Оцените эти способы с точки зрения удобства вычисления. – А откуда появились числа 5 и 2? – А мы с вами знакомы с таким способом? – Какую цель ставим перед собой на уроке?

Осознают затруднение – Не может. Вычитание с переходом через десяток. (Появится, как минимум, 2 способа.) 1-й способ: – Число 15 разбили на две части: первая 7, а вторая 8 (нужно 7 дополнить до 10 числом 3, а потом прибавить ещё 5, чтобы получить 15).

Затем из этих частей убрать 7. Останется 8. – Этот способ очень долгий. 2-й способ: – Из 15 надо сначала вычесть 5, а потом 2. – Вычитаемое 7 разбили на части 5 и 2. – Нет (родители научили). – Открыть удобный способ вычитания с переходом.

Личностные: – учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну. Регулятивные: – переопределять практическую задачу в познавательную с помощью учителя. Коммуникативные: – формулировать собственное мнение и позицию в ходе выполнения задания;

– обосновывать свою позицию, приводя аргументы

Физ. минутка

Поиск решения учебной задачи. Открытие нового знания

Организовать работу с учебником. Учебник: с. 30, № 4. – Модель какого числа изображена? – Какое действие выполняли на модели? – Запишем то же самое с помощью чисел. 15 – 7 = 15 – 5 – 2 = 8 5 2 – Каким способом теперь будем вычитать с переходом через десяток?

– Это число 15, т.к. в нём 1 десяток и 5 единиц. – Вычли (зачеркнули 7 единиц: 5 единиц из единиц и 2 единицы из десятка). 1. Вычитаемое разбиваем на части: первая – единицы уменьшаемого, вторая – оставшаяся часть. 2. Поочерёдно вычитаем каждую часть.

Регулятивные: – выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем. Познавательные: – планировать деятельность в виде алгоритма. Коммуникативные: – планировать свою деятельность во внешней речи. Предметные: – знание о способе вычитания с переходом через десяток

Первичное закрепление

Организовать фронтальную работу, с. 30, № 5 (с проговариванием алгоритма)

13–5 Вычитаемое 5 разбиваем на части: первая 3, вторая 2. Из 13 вычитаем сначала 3, получаем 10; потом из 10 вычитаем 2, получаем 8.

Воспроизведение нового знания. Самоконтроль и самооценка полученного знания

Организовать самостоятельную работу, с. 31, № 6: найти значение выражений Лены. Проверьте свои решения и оцените. Какого уровня задание?

 Каковы критерии оценки?

Индивидуальная работа в тетрадях. Один ученик решает на обратной стороне доски. Проверка по готовым решениям. Вычитаемое правильно разбито на части, правильный ответ.

Личностные: – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и др.

 Регулятивные: – оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем (самостоятельно). Предметные: – выполнять устно вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток. Личностные: – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: – оценивать работу на уроке совместно с учителем (самостоятельно).

Коммуникативные: – строить монологическое высказывание на заданную тему по готовому плану

Итог урока

Организовать рефлексию деятельности. – Какую цель ставили перед собой на уроке? – Достигли цели? Что получили в результате? – Оцените свою работу на уроке. На каком уровне вы сегодня работали?

Открыть удобный способ вычитания с переходом (обосновать). Получили алгоритм вычитания с переходом через десяток. Научились вычитать с переходом через десяток.

Таким образом, детальное проектирование технологической карты сценария урока позволит не только описать целостно и системно достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС, спроектировать образовательный процесс по освоению темы, но и осознать эффективность педагогической деятельности, дать обоснованную оценку реализации трудовых функций в профессиональной педагогической деятельности учителя.

Использованная литература

  1. Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога.  // Начальная школа плюс До и После. – № 6, 2014. – С. 5–12.


  
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока

материалы для учителя...

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО». Конспект урока по лыжной подготовке (3 класс)

Цель урока: способствовать повышению уровня быстроты и выносливости посредством использования разнообразных лыжных ходов, приёмов подъема и спуска сгоры и способствовать развитию координации движений....

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...