Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Самородова Марина Николаевна

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО

(Мастер-класс)

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в  связи с переходом на  обучение по новым Федеральным государственным  образовательным стандартам. В эпоху, когда личность стоит на первом  месте  как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации.

В последнее время, как считают учёные и методисты, наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к  школьному образованию.  С поступлением в школу происходит изменение социальной позиции ребёнка – ведущей деятельностью становится учебная деятельность при сохранении значимой игровой.  Принятие и освоение ребёнком новой социальной роли обучающегося выражается в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.

Поэтому необходимо постоянно искать новые методы, приёмы и формы организации обучения, т.к. многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.

        Очень востребованной в обучении в настоящее время является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к  получению учащимися знаний, и  основы данной деятельности в учебный процесс целесообразно вводить  уже с начальной школы.

        Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабоуспевающие. Просто уровень исследований должен быть иным.

        Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательного интереса к учению. Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей тем,  что происходит уже без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита.

        Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт.  Защита работ может проходить виде конференции, презентации, доклада и др.

        В процессе исследовательской деятельности учащиеся необходимо использовать  следующие методы и приёмы работы:

1.Изучение теоретических источников

2.Наблюдение

3.Поисковый эксперимент

4.Описательный

5.Анкетирование

6.Интервьюирование

        Исследовательской деятельностью ребятам нравится заниматься на разных предметах: на русском  языке, математике, окружающем мире, технологии, изобразительном искусстве, литературном чтении. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, окружающий мир и экология, математика и технология и др. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, т.к. в одной работе они могут  соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

        Тематика работ разнообразна: «Имена собственные в вывесках города» (русский язык), «Мы в ответе за тех, кого приручили» (окружающий мир), «Троекратные повторы в русских народных сказках» (литературное чтение),  «Особенности характера животных в русских народных сказках» (литературное чтение и окружающий мир)  и т. д.

        Дети сами продумывают оригинальные и интересные темы. Учитель играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: направляет, контролирует, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся.

        В приобщении детей к исследовательской деятельности нацеливаем детей не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности,  и тогда результат будет закономерен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.

Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве     В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так...

Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство реализации требований в духовно-нравственном воспитании

В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие позна...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благ...