Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка"
методическая разработка на тему

Голонягина Любовь Петровна
Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка " составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для работы с младшими школьниками с 1 по 4 классы и направлена на возможность познавательной деятельности. Изучение интересов учащихся младших классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Рамки урока иногда не позволяют дать ответ на все вопросы детей, показать им богатство русского языка и раскрыть тайны. Курс «Юный знаток русского языка » реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной шко¬лы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами науч¬ного описания родного языка. Цель изучения русского языка достига¬ется решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безоши¬бочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязатель¬ным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Познавательная цель реали¬зуется в процессе ознакомления учащихся с основными по-ложениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о систе¬ме и структуре родного языка, развиваем логическое и абст-рактное мышление младших школьников, представляем род¬ной язык как часть окружающего их мира. Реализация заявленных целей возможна только при усло¬вии осознанной деятельности учащихся: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными поло¬жениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правиль¬но составлять собственные тексты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №16"

Чистопольского муниципального района

Программа по внеурочной деятельности

"Юный знаток русского языка"

                                                                            Авторы: Голонягина Л.П. - учитель                                  

                                                                                              высшей квалификационной

                                                                категории                        

                                                                                МБОУ "СОШ №16"

                                                                                             Кондрашина Л.И. - учитель

                                                                                             высшей квалификационной

                                                                категории

                                                                                 МБОУ "СОШ №16"

                                                                          Чистопольского

                                                                                              муниципального района РТ

2015 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка ________________________________________   3 -  5
  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса _____________________________________________________________ 5 - 6  
  3. Планируемые результаты освоения ______________________________  7 - 9                
  4. Содержание курса ___________________________________________     10 - 14          
  5. Тематическое планирование ___________________________________    15 -16
  6. Приложение_________________________________________________    17 - 57

а) План исследования слова ____________________________________   17

б) Фразеологические обороты __________________________________   17 - 19

в) Игры и конкурсы ___________________________________________   20 - 22

г) Сюжетно - композиционный блок _____________________________   22

д) Творческие работы учащихся ________________________________    23 - 26

е) Разработки занятий _________________________________________   27 - 57

  1. Список используемой литературы_______________________________   57

Пояснительная записка.

   Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка " составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для работы с младшими школьниками с 1 по 4 классы и направлена на возможность познавательной деятельности. Изучение интересов учащихся младших классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Рамки урока иногда не позволяют дать ответ на все вопросы детей, показать им богатство русского языка и раскрыть тайны.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Курс «Юный знаток русского языка » реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Познавательная цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной  язык как часть окружающего их мира.

Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке и занятии при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  • «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Для достижения поставленной цели необходимо  решение следующие задачи:

* структура данной программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

* развитие речи, воображения, мышления, умения вести беседу;

* воспитание позитивного отношения к русскому языку, пробуждение интереса, стремление совершенствовать речь;

* научить работать с научной и справочной литературой;

* развивать литературно – творческие способности;

* сформировать исследовательские навыки.

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей. На протяжении курса «Юный знаток русского языка» дети обучаются правилам ведения исследовательской работы.

  В 1 классе минимальное количество часов на изучение курса «Юный знаток русского языка» — 33 ч,  во 2-4 классах по 34 часа в каждом классе.

Формы работы: занимательные и игровые упражнения, знакомство с новой литературой, конкурсы - соревнования, участие в олимпиадах разного уровня, проекты ...

Режим работы: 1 раз в неделю ( 30-40 минут).

Предлагаемые формы проведения занятий:

* практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

* знакомство с текстами и анализ на основе сюжетно - композиционного треугольника (см. приложение);

* самостоятельная работа ( групповая и самостоятельная);

    * работа над выпуском газеты "Школьная жизнь";

    * участие в олимпиадах по русскому языку, во Всероссийских и Международных конкурсах "Кириллица", "Познание и   творчество" (Я знаю русский язык), проекты.

     * исследование слов по заданному плану .

Данная работа по заданному плану развивает у детей желание работать в паре или в группах, где во время работы развиваются практически все виды УУД. Говоря о личностных УУД - интерес к новому учебному материалу , способам решения новой задачи и ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД - планирование действий, использование контроля по результату, проявление познавательной инициативы, оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив. Познавательные УУД  - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников, владение алгоритмом построения рассуждения. Коммуникативные УУД - умение пользоваться диалогом построения монологических высказываний, учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.

 По окончанию исследовательской работы, учащиеся демонстрируют результат совместной деятельности, показывают навыки сотрудничества, учатся выражать и отстаивать точку зрения, уважительно относиться к мнению других, договариваться и принимать совместные решения, что влияет на интеллектуальное развитие каждого ребенка.

Сроки реализации программы: 4 года.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса "Юный знаток русского языка" являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметными результатами  являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (  объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Личностными результатами изучения курса "Юный знаток русского языка" являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– составлять план решения  проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;    владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.

Планируемые результаты освоения курса   в 1 классе

Ученик научится:

- различать, сравнивать:

  •    звуки и буквы;
  •   ударные и безударные гласные звуки;
  •   твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  •   звук, слог, слово;
  •   слово и предложение;

- кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

- решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх-пяти звуков;
  •  выделять в словах слоги; правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

2 класс 

Планируемые результаты освоения программы занятий во 2 классе

Ученик научится:

- различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

- выделять, находить:

  •    лексическое значение слова в толковом словаре;
  •    основную мысль текста;

- решать учебные и практические задачи:

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей)

Ученик получит возможность научиться:

  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение

Планируемые результаты освоения программы занятий  в 3 классе

Ученик научится:

  • различать, сравнивать, кратко характеризовать:
  • виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • выделять, находить:
  • собственные имена существительные;
  •    решать учебные и практические задачи:
  • определять род изменяемых имён существительных;
  • определять части речи;
  •    проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять ошибки;
  • составлять план собственного и предложенного текстов;
  •    определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
  •    составлять собственные тексты в жанре письма;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять подробные тексты;
  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Планируемые результаты освоения курса занятий  в 4 классе

Выпускник  научится:

- различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • слово, словосочетание и предложение;

- решать учебные и практические задачи:

  •    устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  •    определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника.

Выпускник  получит возможность научиться:

. проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило слитного и раздельного написания числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения    (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст  подробно, выборочно, от другого лица;
  • самостоятельно составить текст, сочинить стихотворение, сказку;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Содержание курса «Юный знаток русского языка».

1 класс

1. Фонетика и орфоэпия ( 8 ч )

1 занятие. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

2 занятие. Различение ударных и безударных гласных звуков.

3 занятие.  Различение твёрдых и мягких , звонких и глухих согласных звуков.

4 занятие. Обозначение буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков (КВН).

5 занятие. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

6 занятие. Слог как минимальная произносительная единица.

7 занятие. Алфавит.

8 занятие. Викторина. Игра букв.

2. Слово ( 7 ч )

1 занятие. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

2 занятие. Слова, называющие предметы, действия и признаки.

3 занятие. Словообразование.

4 занятие. Родственные слова.

5 занятие. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов.

6 занятие. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов и антонимов.

7 занятие. Марафон знаний.

3. Словосочетание. Предложение ( 8 ч )

1 занятие. Словообразовательные связи между словами.

2 занятие. Виды предложений. Интонация.

3 занятие. Повествовательное предложение. Составление текста.

4 занятие. Побудительное предложение.

5 занятие. Вопросительное предложение.

6 занятие. Восстановление деформированных предложений.

7 занятие. Знаки препинания в конце предложения.

8 занятие. Путешествие в страну предложений.

4. Развитие речи (10 ч)

1 занятие. Устная речь. Рассказ о месте, в котором ты родился.

2 занятие. Речевая ситуация. Приглашение на экскурсию. Подбор вопросов к словам.

3 занятие. Речевая ситуация. Обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать? ", "что сделать? ".

4 занятие. Речевая ситуация. Обсуждение поступков.

5 занятие. Речевая ситуация. Использование речи для убеждения.

6 занятие. Речевая ситуация. Описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы " кто? ", " что? ", " что делать? ", " что сделать? ".

7 занятие. Речевая ситуация. Обсуждение интересов.

8 занятие. Речевая ситуация. Преодоление конфликта. Использование родственных слов.

9 занятие. Праздник правильной речи.

10 занятие. Конкурс знатоков русского языка.

  2 класс

Фонетика и графика ( 5 ч )

1 занятие. Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв.

2 занятие. Различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

3 занятие. Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

4 занятие. Установление соотношения звукового и буквенного состава  в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и в   словах с непроизносимыми согласными.

5 занятие. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Слово и предложение ( 7 ч )

1 занятие. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.

2 занятие. Слова с предметным значением — имена существительные.

3 занятие. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные.

4 занятие.  Слова, обозначающие действия, — глаголы.

5 занятие. Предложение. Отличие предложения от слова.

6 занятие.  Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

7 занятие. Различие предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Состав слова (морфемика) (5 ч)

1 занятие. Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания.

2 занятие. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова.

3 занятие. Родственные (Однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

4 занятие. Суффикс и приставка как часть слова. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов.

5 занятие.  Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Лексика (4 ч)

1 занятие. Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов.

2 занятие.  Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

3 занятие. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Исследование слов.

4 занятие. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологиз-мов.

Правописание ( 6 ч )

1 занятие. Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых и непроверяемых).

2 занятие. Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

3 занятие. Правописание непроизносимых согласных.

4 занятие. Правописание разделительного твёрдого и мягкого знака.

5 занятие. Правописание суффиксов  существительных и прилагательных.

6 занятие. Конкурс "Юный грамотей".

Развитие речи ( 7 ч )

1 занятие. Устная речь. Текст.  Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

2 занятие. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

3 занятие. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений.

4 занятие. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.        

5 занятие. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

6 занятие. Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

7 занятие. Анализ текстов.

3 класс

Фонетика и графика ( 1 ч )

1 занятие. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.

Орфоэпия ( 1 ч )

1 занятие. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.

Синтаксис ( 3 ч )

1 занятие. Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

2 занятие. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

3 занятие. Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Морфология (12 ч)

1 занятие. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

2 занятие. Имя существительное: общее значение и употребление в речи.

3 занятие. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных.

4 занятие. Изменение имён существительных по числам и падежам.

5 занятие. Существительные 1, 2, 3-его склонения.

6 занятие.  Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.

7 занятие. Имя прилагательное.  Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

8  занятие. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.

9 занятие. Местоимение. Употребление в речи.

10 занятие. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи.

11 занятие. Склонение личных местоимений.

12 занятие. Путешествие в страну русского языка.

Правописание ( 10 ч )

1 занятие. Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.

2 занятие. Правописание с приставками,  оканчивающиеся на з-, с-.

3 занятие. Слова с соединительными гласными о и е в сложных словах.

4 занятие. Буквы о, ё после шипящих в корнях слов.

5 занятие. Буквы буквы и, ы после ц в различных частях слов.

6 занятие. Правописание суффиксов имён существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетания -инк, -ечк, -инк, -енк.

7 занятие. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

8 занятие. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

9 занятие. Знаки препинания при однородных членах  с союзами и, а, но и без союзов.

10 занятие. Тестирование.

Развитие речи (7 ч )

Устная речь.

1 занятие. Составление sms-сообщения, текста в Интернете.

 Письменная речь

 1 занятие. Составление текстов по заданному плану.

 2 занятие. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

3 занятие. Знакомство с изложением  и сочинением как видами письменной работы.

4 занятие. Знакомство с жанром письма и правилами написания .

5 занятие. Написание письма с использованием в текстах  синонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

6 занятие. Анализ составленных писем (практика).

4 класс

Фонетика и графика  ( 1 ч)

1 занятие. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

Орфоэпия ( 1 ч )

1 занятие. Ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словари русского языка.

Состав слова (морфемика) ( )

1 занятие. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология ( 10 ч  )

1 - 2  занятия. Основные признаки имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

3 занятие. Глагол. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

4 занятие. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.

5 - 6  занятия.  Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

7 занятие. Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов.

8 занятие. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.  Глагол в предложении.

9 занятие. Наречие: значение и употребление в речи. 

10 занятие. Имя числительное: общее значение. 

Синтаксис ( 2 ч )

1 занятие.  Грамматическая основа и словосочетания в предложениях. 

2 занятие. Простые и сложные предложения. 

Правописание ( 7 ч  )

1 занятие. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова).

2 занятие. Не с глаголами.

3 занятие. Мягкий знак в глаголах.

4 занятие. Безударные личные окончания глаголов.

5 занятие. Суффиксы глаголов -ива-/-ыва~, -ова-/-ева-.

6 занятие. Буквы а, о на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий.

7 занятие. Слитное и раздельное написание числительных. Мягкий знак в числительных.

 Развитие речи ( 12 ч  )

1 занятие. Нормы речевого этикета при общении.

2 занятие. Собственное мнение и позиция в диалоге и дискуссии.

3 занятие. Виды сочинений и изложений.

4 занятие. Изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения.

5 занятие. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания .

6 занятие. Пересказ текста (изложение) от другого лица.

 7 - 9 занятия.  Написание собственных текстов на основе исследования слов.

10 занятие. Корректировка текстов,  в которых допущены нарушения норм письменной речи.

11 занятие. Я сдаю ЕГЭ (задания из курса "Я знаю русский язык").

     12 занятие. Конкурс знатоков русского языка

Тематическое планирование - 1 класс

№ п

Название раздела

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1

Фонетика и орфоэпия

6

1

1

8

2.

Слово.

4

2

1

7

3

Словосочетание. Предложение.

2

5

1

8

4

Развитие речи.

1

7

2

10

33

Тематическое планирование. 2 класс

№ п

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1

Фонетика и орфоэпия

1

3

1

5

2

Слово и предложение

1

6

7

3

Состав слова (морфемика)

5

5

4

Лексика

2

2

4

5

Правописание

5

1

6

6

Развитие речи

2

5

7

34 ч

Тематическое планирование. 3 класс

№ п

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1

Фонетика и графика

1

1

2

Орфоэпия

1

1

3

Синтаксис

3

3

4

Морфология

2

9

1

12

5

Правописание

9

1

10

6

Развитие речи

2

4

1

7

34 ч

Тематическое планирование. 4 класс

№ п

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1

Фонетика и графика

1

1

2

Орфоэпия

1

1

3

Состав слова

1

1

4

Морфология

10

10

5

Синтаксис

2

2

6

Правописание

2

5

7

7

Развитие речи

3

7

2

12

34

Приложение 1.

План исследования слова:

 *Лексическое значение слова.

 *Однокоренные слова.

 *Слова - рифмы.

 *История происхождения слова.

 *Слово в фольклоре.

*Загадки, где ответом является данное слово.

 *Народные приметы, пословицы, поговорки, суеверия.

 *Слово в легендах, мифах, сказках.

 *Слово в поэзии, в песнях.

 *Слово в картинах.

 *"Использование" слова человеком.

Приложение 2.   Фразеологические обороты. Накопление их в речевом запасе.

Игра "В мире животных"

1.....наплакал                    Черепашьим

2....носа не подточит        зайцев

3.....шагом                         Кот

4. Убить двух .....              Комар

5.....не клюют                    Куры

1. Стреляный .....              Гусь      

2. Белая .....                       Собаку    

3. ..... лапчатый                воробей

4. Желторотый ......          птенец

5. ..... съел                         Ворона

1. Делить шкуру неубитого  .....         конька

2. Сесть на любимого   .....                 медведя

3. Купить   .....    в мешке                    козла

4. Пустить  ..... в огород                     сельдей

5. Набито , как ..... в бочке                 кота

1. Короче ..... носа                              Курице

2. ..... по колено                                  воробьиного

3. С ..... не сыщешь                            Голубь

4. Вот где ..... зарыта                         собаками

5. ..... мира                                        собака

Игра "Доскажи фразеологизм"

Дружнее этих двух ребят

на свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

...( Водой не разольёшь.)

                                            Мы исходили городок

                                            Буквально .... (вдоль и поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле .....(волочим ноги)

                                            Фальшивят, путают слова,

                                             Поют .... ( кто в лес, кто по дрова.)

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь .... (медвежью услугу.)

Игра "Собери фразеологический оборот"

1. Волков бояться .....           чьё мясо съела

2. Нет дыма .....                     в лес не ходить

3. Куй железо ....                  и рак рыба

4. На безрыбье .....               пока горячо          

5. Знает кошка ....                без огня          

1. Какова пряха .....               вода не течёт

2. Не было ни гроша ....       да не укусишь

3. Под лежачий камень ....   да вдруг алтын

4. Взялся за гуж .....              такова и на ней рубаха

5. Близок локоть ....              не говори, что не дюж

1. Старый друг ....                то и пожнёшь

2. Что посеешь .....               лучше новых двух          

3. Снявши голову .....          пригодится воды напиться

4. не плюй в колодец .....    по волосам не плачут

5. Кто не с нами ....             тот против нас      

1. Вор у вора ....                    по полёту

2. Видно птицу ....                сам в неё попадёшь

3. Семь раз отмерь .....         дубинку украл

4. Готовь сани летом ....       один - отрежь

5. Не рой яму другому ...     в телегу зимой

1. С семью собаками ....       в калошу

2. Слышно, как ....                сене

3. Сел ....                                лошадь

4. Собака на ....                     не сыщешь

5. Работать как ....                муха не пролетит

Игра "Найди пару" Фразеологизмы - синонимы

1.Не покладая рук.                                  Не успел оглянуться.

Всё от мала до велика.                         Рукой подать.      

Не успел и глазом моргнуть.              И стар и млад.            

В двух шагах.                                       До седьмого пота.

                        2. Хоть пруд пруди.                  Белый как мел.

                            Ни кровинки в лице.             Как сельдей в бочке.

                            Яблоку негде упасть.            Как в воду канул.

                            Поминай, как звали.              Как звёзд на небе.

3. Со всех ног.              Молоть ерунду.

    Грош цена.                Никуда не годится.

    Нести ахинею.          Сломя голову.

    Из рук вон.               Гроша ломаного не стоит.

                          4. Все как на подбор.                          От корки до корки.

                              От доски до доски.                         Один на один.

                              С глазу на глаз.                               Спрятать концы в воду.

                              Замести следы.                                Молодец к молодцу.

5. Мизинца не стоит.                С глазу на глаз.

    Лицом к лицу.                       В подмётки не годится.

    На седьмом небе.                  Довести до белого колена.

    Вывести из себя.                   На верху блаженства.

Фразеологизмы - антонимы.

Тёртый калач - желторотый птенец.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Тьма - тьмущая - на вес золота.

Выйти из себя - взять себя в руки.

Яблоку негде упасть - хоть шаром покати.

Слово в слово - вилами на воде написано.

В мгновение ока - черепашьим шагом.

На седьмом небе - утонуть в слезах.

Стоит как вкопанный - мечется как угорелый.

Попасть в кабалу - сбросить гнёт.

Спустя рукава - засучив рукава.

Двух слов не свяжет - заливается соловьём.

Семь пядей во лбу - ветер в голове.

 Человек в футляре - душа нараспашку.

Не робкого десятка - заячья душа.

Игра "Угадай - ка"

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Куда садится неудачник? ( Сесть в калошу.)

Что делает дорогая покупка с нашим карманом? (Ударит по карману.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

Где можно утонуть? (Утонуть в слезах.)

Есть ли у вопроса ребро? (Ставить вопрос ребром.)

Какую часть лица надуваю, обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Игра " Одним словом"

Во что то ни стало. (Обязательно.)

Рукой подать. (Близко.)

Перемывать косточки. (Сплетничать.)

Бок о бок. (Рядом.)

Лицом к лицу. (Вплотную.)

Время от времени. (Иногда.)

Навострить лыжи. (Убежать.)

Надуть губы. (Обидеться.)

Поднять на смех. (Осмеять.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Пускать пыль в глаза. (Обманывать.)

Под боком. (Близко.)

Приложение 3 . Конкурсы.

"Волшебная буква"

Каждая команда получает по карточке с одинаковым текстом:

- Возьмите букву, прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное.

Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево.

Если прибавите к той же букве морское животное - оно тут же превратится в насекомое.

С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб в - кузнечным или столярным инструментом.

- Догадались, какая это буква?

(Буква К. К - рот, к - лён, к - омар, к - ремень, к - лещи.)

Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.

Конкурс "Сколько слов?"

На экране круг с шестью буквами.

- Сколько различных слов - существительных - вы здесь можете получить? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, слова можно складывать из любого количества, только читайте их обязательно подряд.

Осадок: оса, док, коса, садок, сад, ода, ад, око, код ... - 11 слов.

Через минуту, та команда, у которой получилось больше слов, читает их.

Конкурс "Ключи к крылатым фразам"

На столик, стоящий в центре игровой комнаты, кладутся предметы, являющиеся "ключами" к крылатым фразам. Игрокам дается 3-4 минуты, чтобы назвать как можно больше фраз и объяснить их значение.

Шляпа - "Дело в шляпе". (Все в порядке. Об успешном завершении, исходе чего-либо.)

 Дудка - "Плясать под чужую дудку". (Действовать не по собственной воле.)

Пилюля - "Подсластить пилюлю". (Сдобрить дурную весть сладкими словами.)

"Проглотить пилюлю". (Испытать неприятность, услышать горькую истину.)

Удочка - "Попасться на удочку". (Дать себя обмануть.)

Иголка - "С иголочки". (Новая, только что и очень хорошо сшитая вещь. О безупречно одетом человеке.)

"Как иголка в стогу сена". (О том, что нельзя, невозможно разыскать, обнаружить.)

"Как на иголках". (В состоянии крайнего волнения, беспокойства.)

Ключ - "Бить ключом". (Бурно, с неистощимой слой проявляться.)

Очки - "Очки втирать" (Надувать, обманывать.)  

Конкурс "Угадай букву"

 Ведущий читает стихотворение, игроки должны на слух определить, какая буква (звук) встречается в стихотворении чаще других.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел, дятел

Дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

- Дятел, в дереве - дыра,

Перестать давно пора! (Буква Д.)

 - Кра! - кричит ворона. Кража!

 Караул! Грабеж! Пропажа!

 Вор пробрался утром рано!

 Брошь украл  он из кармана!

 Карандаш!

 Картонку!

 Пробку!

 И красивую коробку!

 - Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить, не можешь без обмана!

 У тебя ведь нет кармана!

 - Как! -

 Подпрыгнула ворона

 И моргнула удивленно.

 что же вы раньше не сказали?

 Кар-раул!

Кар-рман укр-рали!

                                                          В.Орлов

(Буква А. Обычно дети попадаются в "ловушку", слыша: " Кар-раул!

Кар-рман укр-рали!" и называют Р.)

  Бахвалился как-то бодливый баран:

- Безумною храбростью я обуян -

  Быка бы я встретил, побил бы быка,

  Быку беспощадно намял бы бока.

  Бродягу-волчище бы я забодал,

  Барбоса боднул бы,

  Бобру бы поддал.

  А с барсом бы встретился - что ж из того?

  Бесстрашно бы бросился я на него!

  Но тут прошуршал над бараном листок.

  И бросился в страхе

  Храбрец наутек! (Буква Б.)      

Приложение 4.

Сюжетно-композиционный блок .

( на доске под «сюжетно- композиционным» треугольником появляются  блоки для пересказа по плану)

Приложение 7.

 

Стихотворения Марковой Анны, 10 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности НОО по русскому языку "Сочинитель"

Программа "Сочинитель" составлена с соответствии с ФГОС НОО на основе методического сборника авторов  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991...

Программа курса внеурочной деятельности "Юные знатоки"

Образовательный марафон (Юные знатоки)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные знатоки"

laquo;Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходим...

Программа внеурочной деятельности « Юные знатоки»

Программа внеурочной деятельности « Юные знатоки» для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык»

    Представленная рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык» составлена с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС НОО. Программа «Я л...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык»

    Представленная рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык» составлена с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС НОО. Программа «Я л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»...