Программа курса внеурочной деятельности "Юные знатоки"
рабочая программа (2 класс) на тему

Курцева Людмила Петровна

Образовательный марафон (Юные знатоки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_znatoki.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

         Одной из наиболее эффективных форм урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные игры.         

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных ими знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо учить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Интеллектуальные игры представляют для этого прекрасную возможность и способствуют развитию творческой активности учащихся, активизируют мыслительную деятельность, формируют интеллектуальные умения, развивают все виды памяти, внимания, воображение, речь. Расширяют словарный запас. Интеллектуальные игры позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.

        Для развития интеллектуальных умений, как и любых других умений, необходимо выполнять следующие условия:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию интеллектуальных умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования логического и творческого мышления. Поэтому при реализации данной программы происходит интеграция с предметами обучения.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их интеллектуальной деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способов саморазвития и самосовершенствования. Важную роль в мотивации ребенка играет элемент соревновательности.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к знаниям. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику дать возможность осуществить свои         силы, поверить в себя.

Учет возрастных особенностей. Развитие интеллектуальных способностей должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, должно быть интересным и полезным.

Соблюдая эти условия, разработана программа, направленная на развитие интеллектуальных способностей младших школьников через игру.

Цель программы:   создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.
  2. Повышать уровень внимания, памяти детей.
  3. Развивать жизненно-важные компетентности (коммуникативную, информационную, самообразовательную).

Занятия, предусмотренные данной программой, проходят во внеурочной форме на объединении дополнительного образования «Юные знатоки».

Объём курса 68 ч из расчета 2 ч в неделю (1ч. – 3 класс, 1ч. – 4 класс)

Программа кружка предполагает обучение учащихся с 3  по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности.

Видом деятельности детей является групповая работа в команде.         Игры проходят в виде соревнований между командами классов в параллели.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учет всех соревнований за год. Лучшие команды принимают участие в районных и зональных интеллектуальных играх.

Содержание программы

темы

Название занятия

Количество

часов

1

Знакомство с курсом «Клуб Знатоков»

1

2

Нестандартные задачи по математике.

1

3

Нестандартные задачи по математике.

1

4

Нестандартные задачи по математике.

1

5

Нестандартные задания по русскому языку.

1

6

Нестандартные задания по русскому языку.

1

7

Нестандартные задания по русскому языку.

1

8

Нестандартные задания по литературному чтению.

1

9

Нестандартные задания по литературному чтению.

1

10

Нестандартные задания по литературному чтению.

1

11

Нестандартные задания по окружающему миру.

1

12

Нестандартные задания по окружающему миру.

1

13

Нестандартные задания по окружающему миру.

1

14

Нестандартные и комбинаторные задачи по математике.

1

15

Олимпиадные задания по математике.

1

16

Олимпиадные задания по математике.

1

17

Олимпиадные задания по математике.

1

18

Олимпиадные задания по русскому языку.

1

19

Олимпиадные задания по русскому языку.

1

20

Олимпиадные задания по русскому языку.

1

21

Олимпиадные задания по русскому языку.

1

22

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

23

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

24

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

25

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

26

Олимпиадные задания по окружающему миру.

1

27

Олимпиадные задания по окружающему миру.

1

28

Олимпиадные задания по окружающему миру.

1

29

Олимпиадные задания по окружающему миру.

1

30

Олимпиады по математике текущего года.

1

31

Олимпиады по русскому языку текущего года.

1

32

Олимпиады по литературному чтению текущего года.

1

33

Олимпиады по окружающему миру текущего года.

1

34 - 35

Типы вопросов в игре «Что, Где, Когда».

2

36 - 38

Типы вопросов (ребусы, анаграммы, кроссворды и др.)

3

39-40

Типы вопросов: блиц-вопросы, «черный ящик», перевертыши и др.

2

41

Правила всех игр.  Игра «Что, Где, Когда», правила игры.

1

42

Игра «Пентагон», правила игры

1

43

Игра «Алфавит», правила игры

1

44-45

Игра «Битва эрудитов», правила игры

2

46

Игра «звездный час», правила игры.

1

47-49

Путешествие в мир сказок.

3

50-51

Мудрости фольклора

2

52-53

Логические игры и задачи.

2

54

Игра  «Детективная история»

1

55

Игра «Все о животных»

1

56

Викторина «В мире сказок»

1

57

Викторина «Приключения Буратино»

1

58

Викторина «Незнайка»

1

59

Викторина «Сказочные человечки»

1

60

Викторина «Стихи о временах года»

1

61

Игра «Семь чудес света»

1

62

Игра «Книга рекордов Гиннеса»

1

63

Игра «Наша планета»

1

64

Игра «Наша вселенная»

1

65

Игра «Наши меньшие друзья»

1

66 - 67

Игра «Угадай мелодию»

2

68 - 69

Игра «Пеле чудес»

2

70

Игра «Кто хочет стать миллионером»

1

71

Игра «Что, Где, Когда»

1

72

Игра «Своя игра»

1

73 - 75

Составление игр детьми и проведение.

3

76

Игры «Что, Где, Когда». Правила игры.

1

77

Игра «Пентагон». Правила игр.

1

78

Игра «Своя игра»

1

79

Игра «Умники и умницы»

1

80

Игра «Алфавит»

1

81

Игра «Битва эрудитов»

1

82

Игра «Звездный час»

1

83

Игра «Брейн-ринг»

1

84

Игра «Кто хочет стать миллионером»

1

85

Игра «Счастливый случай»

1

86

Повторение произведений.

Викторина «Великий сказочник Андерсен».

1

87

Викторина «Знаем ли мы сказки Пушкина»

1

88

Викторина по сказкам Корнея Чуковского

1

89

Викторина «В гостях у зарубежных писателей»

1

90

Викторина по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

1

91

Викторина «Писатели о природе»

1

92

Викторина «Маленький принц»

1

93

Викторина по экологии « В мире животных»

1

94

Спортивная викторина « Вокруг спорта»

1

95

Викторина «Природа и мы»

1

96

Игра «Занимательная экономика»

1

97-98

Игра «Олимпийские игры»

 (2 части)

2

99

Игра «В мире музыки», Игра «Страны Европы»

1

100

Игра «Все на свете интересно»

1

101

Составление игр детьми и проведение.

1

102

Обобщающий урок

1

Список литературы

  1. Авторский сборник дидактических и лекционных материалов.
  2. Маркова А.К., Матист Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение.
  3. Раицкая Г.В. «Олимпиадные задания 2 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир» Самара: Издательский дом «Федоров» http://www.zankov.ru/catalog/one/item=262/

Раицкая Г.В. «Олимпиадные задания 2 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир»,  http://www.zankov.ru/catalog/one/item=263

  1. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по чтению,  математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО
  2. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 -10 лет)»
  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.
  4. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО
  5.  "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,
  6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» имеет обще интеллектуальное направление и разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательн...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление

Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель:       Макарова Ю.В....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для 2 класса "Знатоки английского языка"

Рабочая программа «Английский в фокусе» разработана на основе ООП НОО и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Пр...