Клуб "Общение" рабочая программа
рабочая программа на тему

Лапковская Зоя Анатольевна

Клуб "Общение" рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_obshchenie.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление народного образования

Администрациии Муниципального образования

Городской округ«Смирныховский» Сахалинской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дома пионеров и школьников п.г.т. Смирных

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников

протокол № _____от________________________

Директор____________________ Васильева А.М.

Образовательная программа

Клуб «Общение»

Для детей: 13-17 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

педагог  дополнительного образования

2010-2011 уч. год

п.г.т. Смирных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид группы – комплексный.

Состав группы – переменный.

Особенности набора – свободный.

Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Год обучения – 1 год.

Количество обучающихся – 15 человек.

Возраст обучающихся – 13-17 лет.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Количество часов в год – 74 часа.

Место проведения  занятий - на базе МОУ СОШ .

            Образовательная программа клуб «Общение» разработана по социально-педагогической направленности. Программа рассчитана на 1 год занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста (13-17лет). Образовательная программа составлена с нормативными документами, регламентирующими деятельность данного кружкового объединения. В кружковом объединении занимаются 15 человек. Объём часов в год составляет: 74 часа. Занятия проводятся на базе МОУ СОШ с.Буюклы.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

          Обучение по программе основывается на следующих принципах:

  • принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
  • принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
  • принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
  • принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
  • принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;
  • принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;
  • принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;
  • принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся.

Цель программы:

  • гармоническое развитие личности в процессе общения окружающих его людей и незнакомой социальной среде;
  • развитие эстетического образования, художественно-творческих умений.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • способствовать развитию наблюдательности;
  • способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к творческой деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей;
  • способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка;
  • развивать нравственные и эстетические чувства;
  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
  •  развивать навыки самоанализа, рефлексии, критического отношения к себе, создание позитивного «Я», пониманию и чувствованию себя своей ценности;
  •  развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях;
  •  воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать;
  • воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам этики и эстетики;
  •  воспитывать коллективизм и дружелюбие;
  •  создавать условия для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения.

В течение года кружковое объединение Клуб «Общение» предусматривает специальные упражнения по культуре общения. Члены клуба имеют реальную возможность развивать личный опыт общения, дружеские отношения в массовых мероприятиях, познавать других людей  и раскрывать свои творческие способности на уровне района и области.

Поскольку программа Клуб «Общение» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности  необходимо:

  1. различные материалы: ткань, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, природный материал, файлы, папки, альбомы, ватманы, фотографии, дискеты, плёнка;
  2. инструменты: ножницы, линейки, карандаши, клей;
  3. аппаратура: проигрыватель, музыкальный центр, диски, синтезатор, магнитофон, видеомагнитофон, проектор с набором слайдов, фотоаппарат, аудиокассеты;
  4. помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

             Успех данной программы во многом зависит от правильного выбора и применения методов обучения, под которыми понимаются способы совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно–образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

                                             Методы обучения:

наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);

практические: игровые (дидактические игры с предметами, конкурсы, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, мероприятиях), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений, сценариев и т.д.);

словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;

контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;

коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в выставках, презентациях, фестивалях и т.п.;

интерактивные методы, т.е обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).

Методы воспитания:

               Так как предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и отношение мира к себе, то можно выделить следующие методы воспитания, которые использует педагог в своей работе:

  • методы формирования социального опыта детей. Эти методы воспитания направлены на то, чтобы упорядочить, насколько возможно, влияние внешних факторов социализации (общение со сверстниками и взрослыми, выбор развлечений и др.) и создать благоприятные условия для саморазвития личности подростка. Педагог предъявляет к обучающимся свои требования, а в ходе совместных занятий формируются и воспитываются коллективные требования. И здесь большую роль играет авторитет педагога;
  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этих методов воспитания является вербальность. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка и является мощным средством воспитания;
  •  методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна поддержка педагога. Педагог  активно использует поощрение, соревнование.

              В программе используются следующие формы работы: 

индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая деятельность, выставки, экологические фестивали, презентации,   акции, конкурсы, ролевые игры).

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы Клуб «Общение» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу 1-го года они должны:

1) уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

2) овладеть навыками общения, чувство собственного достоинства, уверенность;

3) научиться познавать самих себя и других людей.

Документы и материалы,  с учётом которых составлена программа:

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ).
  3. Конституция РФ.
  4. Федеральный закон «Об образовании».
  5. Концепция модернизации российского образования.
  6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 02.08.2003 г. № 470).
  7. Национальная доктрина образования в РФ.
  8. Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03.

                                              Воспитательная работа:

  1. Участие в массовых мероприятиях и их организация.
  2. Участие в районных мероприятиях.

Работа с родителями.

  1. Совместные массовые мероприятия.
  2. Беседа о творческих достижениях детей.
  3. Практическая помощь родителям в проведении совместных мероприятиях.

 

                                       Методическая работа:

1. Журналы, методические пособия.

2.Фотоальбом о работе кружка.

           

Содержание образовательной  программы

Клуб «Общение»

Раздел 1.

ТБ и ПБО учащихся (6ч.).

1.1

Организованное занятие, введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

1.2

Отработка навыков по ПБО. Эвакуация кружковцев.

Раздел 2.

Типологические особенности личности (16ч.).

2.1

Индивидуальные особенности личности.

2.2

Знакомство с типами темперамента.

2.3

Выявление ТТ у кружковцев.

2.4

Работа в группах по определению ТТ у любимых героев фильмов.

2.5

Знакомство с типами характера.

2.6

Выявление у членов кружка ТХ.

2.7

Работа в группах по выявлению ТХ у литературных героев.

Раздел 3.

Система общественных отношений (8ч.).

3.1

Стили общения.

3.2

Работа кружковцев по индивидуальным заданиям.

3.3

Понимание эмоционального состояния человека. Проигрывание различных ситуаций на примере окружающих.

Раздел 4.

Экологическое воспитание через налаживание отношений с социумом (10ч.).

4.1

Подготовка к участию в областной с/х выставке. Разработка заданий, поиск материалов, оформление.

4.2

Подготовка к участию в областном экологическом форуме. Написание творческой работы, подготовка презентации.

4.3

Подготовка к участию в областном экологическом фестивале «Зелёный калейдоскоп».

4.4

Работа на пришкольном участке согласно экологическому проекту.

Раздел 5.

Развитие эстетического и художественного восприятия через навыки свободного общения в разных видах деятельности (20ч.).

5.1

Участие в разработке планов месячников.

5.2

Разработка новогодних мероприятий для младших классов. Репетиции. Проведение новогодних утренников.

5.3

Подготовка к смотру художественной самодеятельности.

5.4

Проведение праздника «Татьянин день».

5.5

День Святого Валентина.

5.6

Поздравление для юношей ко Дню Защитника Отечества.

5.7

Поздравительная программа к 8 марта.

5.8

Разработка программы «Юмор в кругу друзей».

5.9

Разработка и проведение сценариев линеек «Последний звонок» для 9, 11 классов.

Раздел 6.

Формирование нравственных качеств патриотического долга через культуру общения среди людей разных поколений (6ч.).

6.1

Встреча с ветеранами ВОВ.

6.2

Поездка в воинскую часть.

6.3

Подготовка к празднику 9 мая.

Раздел 7.

Общение на уровне высокого внимания (8ч.).

7.1

Обмен впечатлениями. Чаепитие.

7.2

Подарок другу (игра).

7.3

Антистрессовая релаксация. (Тренинг).

7.4

Итоговое занятие. Чаепитие.

ИТОГО:

74 часа

Учебно-тематический план

1 год обучения

Клуб «Общение»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

1.

ТБ и ПБО учащихся.

1

1

2

1.1

Организованное занятие, введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

2

-

2

1.2

Отработка навыков по ПБО. Эвакуация кружковцев.

-

2

2

2.

Типологические особенности личности.

1

1

2

2.1

Индивидуальные особенности личности.

2

-

2

2.2

Знакомство с типами темперамента.

2

-

2

2.3

Выявление ТТ у кружковцев.

-

2

2

2.4

Работа в группах по определению ТТ у любимых героев фильмов.

-

2

2

2.5

Знакомство с типами характера.

1

1

2

2.6

Выявление у членов кружка ТХ.

-

2

2

2.7

Работа в группах по выявлению ТХ у литературных героев.

-

2

2

3

Система общественных отношений.

1

1

2

3.1

Стили общения.

2

-

2

3.2

Работа кружковцев по индивидуальным заданиям.

-

2

2

3.3

Понимание эмоционального состояния человека. Проигрывание различных ситуаций на примере окружающих.

-

2

2

4

Экологическое воспитание через налаживание отношений с социумом.

1

1

2

4.1

Подготовка к участию в областной с/х выставке. Разработка заданий, поиск материалов, оформление.

1

1

2

4.2

Подготовка к участию в областном экологическом форуме. Написание творческой работы, подготовка презентации.

-

2

2

4.3

Подготовка к участию в областном экологическом фестивале «Зелёный калейдоскоп».

-

2

2

4.4

Работа на пришкольном участке согласно экологическому проекту.

-

2

2

5

Развитие эстетического и художественного восприятия через навыки свободного общения в разных видах деятельности.

-

2

2

5.1

Участие в разработке планов месячников.

-

2

2

5.2

Разработка новогодних мероприятий для младших классов. Репетиции. Проведение новогодних утренников.

-

2

2

5.3

Подготовка к смотру художественной самодеятельности.

-

2

2

5.4

Проведение праздника «Татьянин день».

-

2

2

5.5

День Святого Валентина.

-

2

2

5.6

Поздравление для юношей ко Дню Защитника Отечества.

-

2

2

5.7

Поздравительная программа к 8 марта.

-

2

2

5.8

Разработка программы «Юмор в кругу друзей».

-

2

2

5.9

Разработка и проведение сценариев линеек «Последний звонок» для 9, 11 классов.

-

2

2

6

Формирование нравственных качеств патриотического долга через культуру общения среди людей разных поколений.

-

1

1

6.1

Встреча с ветеранами ВОВ.

-

2

2

6.2

Поездка в воинскую часть.

-

2

2

6.3

Подготовка к празднику 9 мая.

-

1

1

7

Общение на уровне высокого внимания.

-

1

1

7.1

Обмен впечатлениями. Чаепитие.

-

2

2

7.2

Подарок другу (игра).

-

1

1

7.3

Антистрессовая релаксация. (Тренинг).

-

2

2

7.4

Итоговое занятие. Чаепитие.

-

2

2

ИТОГО:

14 ч.

60 ч.

74ч.

Список использованной литературы:

Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 2009. С. 426-433.

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 2000. 367 с.

Виттельс Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 2001.

Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 2002. С. 454-465.

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/ Сост. Н.К.Беснятова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.

Программа для внешкольных учреждений. – М.: Минпрос, 2000. – С.130.

Психолог в школе// Журнал по детской психологии. 2006. - № 1-6.- 55с.

Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 2004.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...