Выступление на педагогическом совете-10.01.17 на тему: "Игровые технологии в начальной школе"
статья на тему

Копистко Валентина Александровна

 «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»

(выдающийся советский и российский педагог  Ш.А. Амонашвили)

 

У каждого человека в жизни есть своя мечта. Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Моя мечта  сбылась 1 сентября 2015 года, когда я впервые вошла на порог МОБУ СОШ №35 г. Таганрога в роли учителя начальных классов.

Учительскую дорогу я выбрала сама. Спустя год работы, понимаю, что она не очень легка. Но я нашла свой путь – быть с детьми.

Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли!

Не смотря на свой маленький опыт работы в школе, я уже чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят горящие  глаза  учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. Самая главная  моя задача на данном этапе – суметь сохранить в процессе обучения  их интерес к знаниям.

В моей педагогической практике я нахожусь постоянно в поиске  совершенствования методов преподавания, не боюсь экспериментировать. И вот однажды я решила задать себе вопрос: «Что у меня хорошо получается?».

Я работаю  в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Важной особенностью  системы  на мой взгляд является то, что процесс обучения в ней - это как развитие личности ребенка.  Для себя я сделала вывод, что обучение должно быть личностно ориентированным и огромное значение для активизации учебной деятельности, развития творческих способностей каждого ученика  имеют игровые  технологии.

Мне очень близки слова советского педагога-новатора В.А.Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Поэтому я с уверенностью могу сказать, что  игровые технологии являются  одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2017»

НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»

У МЕНЯ ЭТО ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ

Копистко Валентина Александровна,

 учитель начальных классов

МОБУ СОШ №35

г. Таганрога

 «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»

(выдающийся советский и российский педагог  Ш.А. Амонашвили)

У каждого человека в жизни есть своя мечта. Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Моя мечта  сбылась 1 сентября 2015 года, когда я впервые вошла на порог МОБУ СОШ №35 г. Таганрога в роли учителя начальных классов.

Учительскую дорогу я выбрала сама. Спустя год работы, понимаю, что она не очень легка. Но я нашла свой путь – быть с детьми.

Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли!

Не смотря на свой маленький опыт работы в школе, я уже чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят горящие  глаза  учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. Самая главная  моя задача на данном этапе – суметь сохранить в процессе обучения  их интерес к знаниям.

В моей педагогической практике я нахожусь постоянно в поиске  совершенствования методов преподавания, не боюсь экспериментировать. И вот однажды я решила задать себе вопрос: «Что у меня хорошо получается?».

Я работаю  в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Важной особенностью  системы  на мой взгляд является то, что процесс обучения в ней - это как развитие личности ребенка.  Для себя я сделала вывод, что обучение должно быть личностно ориентированным и огромное значение для активизации учебной деятельности, развития творческих способностей каждого ученика  имеют игровые  технологии.

Мне очень близки слова советского педагога-новатора В.А.Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Поэтому я с уверенностью могу сказать, что  игровые технологии являются  одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и их применение  на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

 

 Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения известных отечественных педагогов. Игра -   пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).  Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).

        В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконин особую роль отвел ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

                 Педагогический  феномен  игры  учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. 

В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В процессе обучения я увидела, что можно с лёгкостью  снять психологическое утомление у учеников во время занятий; ее включаю в каждый урок  для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Какое значение имеют игровые технологии в обучении? 
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, мне удаётся внедрение  игровой деятельности  использовать в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элемент более обширной технологии;

-в качестве урока (занятия), и его части (введения,  объяснения, закрепления,  упражнения,  контроля);

-как технологию внеклассной работы.

 Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые  обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», в связи с этим, мне как учителю приходиться  организовать и координировать игровую деятельность детей.

Следует помнить, что реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий должна соответствовать основным направлениям:

1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

3.В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

4.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры на уроках русского языка в начальной школе.

Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Я считаю, что эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя, от его заинтересованности в результатах. Я в процессе проведения уроков по русскому языку заметила, что не все школьники одновременно усваивают игровые правила, поэтому  продолжаю  помогать им в процессе игры.

Эту  помощь делаю  по возможности скрытой от других учеников,  чтобы у всех – и у слабых,  и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.

Например, во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой при изучении темы - "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях" я применяю следующие игровые технологии:

-Игра 1 "Назови полное имя"

Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.

Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

  • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
  • Иойннэс (по-греко-византийски),
  • Иоганн (по-немецки),
  • Юхан (по-фински и по-эстонски),
  • Джованни (по-итальянски),
  • Джон (по-английски),
  • Ян (по-польски),
  • Жан (по-французски),
  • Иванэ (по-грузински),
  • Ованес (по-армянски),
  • Жоан (по-португальски),
  • Он - (по-болгарски).

- У нас в классе есть дети с одинаковыми именами? (Да.)

- Как различить таких людей? (По фамилиям.)

- А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?

- Как таких людей называют? (Однофамильцы.)

Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей 'кузнец'. Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

-Игра 2- "Значение имени".

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

1. Предлагаю объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

2. Предлагаю  объяснить значение своего имени. (Дети не могут).

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание я  предлагаю дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир)

Игры на уроках математики в начальной школе.

Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Например, во 2 классе по учебнику Л. Г. Петерсон  «Математика» 2 класс 1 часть  при изучении темы - " Сложение и вычитание трехзначных чисел" я применяю следующие игровые технологии:

 Игра  1- «Мои друзья» 

Учитель: Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.– Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то  сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.

  • Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.
  • Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.
  • Мои друзья те, у кого в числе 1 сотня.

Вопрос после игры: что общего у всех чисел, которые вы написали? (Они трехзначные.)

Игра 2 - Разбиение чисел на группы.

На доске 4 столбика чисел

105     300        809        210
15        30           89          21

Задание 1: Прочитать числа каждой пары, сказать, чем похожи и чем различаются. (Похожи: в записи есть одинаковые цифры, различия: двузначные и трёхзначные; цифры в записи числа обозначают разные единицы.)

Задание 2: Разделить на 2 группы («Круглые» и «некруглые» числа; двузначные и трёхзначные числа;  числа, в записи которых есть цифра «0» и те в которых её нет;  сумма цифр равна трем и сумма цифр равна 17). 

ТРИЗ компонент «Расселение»

Задание 3: назвать предыдущее числа 300, последующее числа 809.
Во время этого этапа урока учитель стимулирует учащихся, раздавая карточки с двузначными и трёхзначными числами, в записи которых использованы одинаковые цифры.(99, 999, 22, 222, 444, 55, и т. д.) Карточки кладутся на стол в перевёрнутом виде. Правило: не переворачивать карточки до тех пор, пока учитель не попросит. При невыполнении правила карточка изымается. После 3-го задания учитель просит встать всех, кто получил поощрение в виде карточек и прочитать записанные числа. Сильным ученикам предлагается найти сумму чисел.

Игра 3- Решение нестандартных задач:

1) Петя нашел один гриб, Коля – два, а Паша – три. Мама дала им 18 орехов и велела разделить их по заслугам. Сколько орехов получил каждый?

Ответ: Паша собрал половину всех грибов, поэтому ему полагается половина всех орехов – 9. Из остальных девяти орехов Коля должен получить в два раза больше Пети, так как он собрал в два раза больше грибов. Значит, Петя должен получить три ореха, а Коля шесть.

2) Попытайся понять, как составлена эта последовательность: 720, 360, 120, 30, …….. . Напиши еще два ее члена.

Ответ: каждое число, начиная со второго, равно предыдущему числу, деленному на 2, потом на 3, потом на 4. Два следующих числа 6 и 1.

Я считаю, что математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремленна. Прежде ученикам необходимо  осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д. В этом заключается организационная роль правил игры.

Игры на уроках литературного чтения  в начальной школе.

Например, во 2 классе на уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова при изучении темы - " Н. Носов «Фантазёры " я применяю следующие игровые технологии:

Игра 1- «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:

Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», кисть рябины – «Тук-тук-тук», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой - «Заплатка».

Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Фантазёры» 

Игра 2 -  «Помогите Незнайке» 

- Разделите слова на две группы: 

врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать. 

Людям приносят пользу… 

Людям приносят вред… 

Игра 3-«Умение фантазировать». 

Звучит музыка. Дети закрывают глаза. «Фантазируют» 

Учитель: «Кто себе что представил?»

Далее фронтальный опрос класса. 

Игры на уроках окружающего мира   в начальной школе.

Например, во 2 классе урок-путешествие  по окружающему миру - система Л.В. Занкова при изучении темы – «Планеты» я применяю следующие игровые технологии:

Учитель: Умники! Я рада приветствовать вас на борту космического корабля и совершить заочный полёт по космическим далям

Учитель: Предлагаю штурману и его помощникам проложить маршрут, разгадав этот кроссворд (групповая работа).

Игра 1-кроссворд.

1.в

о

с

т

о

к

2.з

а

п

а

д

3.с

о

л

н

ц

Е

4.м

и

Р

5.у

ч

Ё

н

ы

й

6.з

в

ё

з

д

ы

Вопросы к  кроссворду:

  1. Сторона света и название космического корабля. (Восток)
  2. Куда уходит солнце вечером? (Запад)
  3. Ближайшая к нам звезда (Солнце)
  4. Вселенная –это… с точки зрения астронома.(Мир)
  5. Высокообразованный человек имеющий научную степень (Учёный)
  6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром- нет ничего.(Звёзды)

       Ключевое слово: ВПЕРЁД

  Учитель: Чтобы запустить двигатель  корабля, надо ввести пароль. Для этого ответим ещё на ряд вопросов:

  1. Земля – это одна из планет Солнечной системы. (Да)
  2. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар. (Да)
  3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (Нет)
  4. Земля движется вокруг Солнца. (Да)
  5. Наблюдать за солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу .(Нет)

(Вводим пароль (да, да, нет, да, нет))

Учитель: Двигатель  к работе готов, маршрут проложен.

(Дети читают хором «Вперёд»).

Учитель: Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

Игра 2-Работа по карточке.

Учитель: Найдите названия планет, среди этих букв и закрасьте разными цветами

у

к

м

а

р

с

я

п

с

З

в

и

и

т

у

р

а

н

З

е

м

л

я

к

о

л

ю

ю

п

в

в

е

н

е

р

А

д

ю

п

и

т

е

р

и

т

ы

ю

с

а

т

у

р

н

с

м

м

е

р

к

у

р

и

й

н

е

п

т

у

н

р

о

я

Учитель: Что же получилось?  Оцените свою работу.

☼  нашел все названия планет

☺ нашел названия планет с помощью

☻ не все названия планет нашёл

В процессе педагогических наблюдений я считаю, что игра  стала  тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка в первом классе;

-переход к оценочной системе;

развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

-сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического  здоровья. 
     Я думаю, что игровые технологии помогут  моим ученикам
повысить  интерес  к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и повлияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»

Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...

Выступление на педагогическом совете по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете "Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...