Использование ИКТ при интеграции образовательных предметов в начальной школе.
статья на тему

Использование  интеграции предметов в  образовании позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Использование ИКТ при интеграции образовательных предметов в начальной школе играет немаловажную роль. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ при интеграции образовательных предметов

в     начальной школе.

                                                                                                      Кирпу Л.И.- учитель начальных классов

                                                                                                                                МБОУ ООШ г. Котовска

Использование  интеграции предметов в  образовании позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Использование ИКТ при интеграции образовательных предметов в начальной школе играет немаловажную роль.

 Оно приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов),обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации,  при решении задач из различных предметных областей.

(Слайд №2) Следует  отметить методические возможности и преимущества медиаурока:---- повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;----повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;---- появления возможности моделировать объекты и явления; ----развитие наглядно-образного мышления;----индивидуальный подход в обучении обеспечивается эффективная организация. Компьютер в начальной школе может использоваться на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Все шире используется как средство предъявления обучающимся учебного материала технология презентаций. Это позволяет учителю самостоятельно планировать и создавать необходимые материалы, оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников.

 Этап актуализации знаний, целеполаганий.  Обучающихся  начальных классов, надо заинтересовать на уроке  с самой первой минуты, поэтому педагоги  часто используют загадки, пословицы, поговорки ( связь с литературой- устное народное творчество). (Слайд № 3,) Так на уроке окружающего мира по теме «Значение воздуха для жизни» 3 класс, использовались загадки про воздух. Это способствовало тому, что дети, используя ранее полученные знания на уроке литературного чтения, смогли самостоятельно определить тему урока. На уроках математики в начальной школе этот приём используется в устном счёте.  Например:  (Слайд №5) в 1 классе для того, чтобы определить  птицу, которая будет сопровождать обучающихся на уроке, так же разгадывали загадку.

Сидит пернатая, вся сероватая,
Вперед смотрящая, в ночи кричащая.
Сидит столбом – с широким лбом.
(
Слайд №6- анимация- щёлкнуть 2 раза)Правильно, это сова

Анимация вызвала массу положительных эмоций.

Этап   усвоению новых знаний, на базе ранее изученного ( объяснение нового материала).   Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Изменение в неживой природе»  я использовала: (Слайд №7)_- репродукции картин великих русских художников Б.М. Кустодиева, И.Э. Грабаря, М.А.Врубеля. Так же на уроке мы читали отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», это позволило сравнить как в живописных и художественных произведениях описывается зима. Урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные», (Слайд №8) обучающиеся знакомятся с написанием слов с непроизносимыми согласными на примере отрывка их стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

 (Слайд №9,10) На уроке русского языка в 3 классе по теме «Склонение имён существительных» отработка навыка определения падежей существительных происходит на примерах строчек из басен, причём дети должны были назвать и автора и название басни.

 Использование  презентации позволило поддерживать  активность детей на протяжении всего урока, повысила  эффективность образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности.

 Этап закрепления полученных знаний (Слайд №11) На уроке математики   в 4 классе по теме «Задачи на движение» ( урок проводится в начале весны в период прилёта грачей) обучающиеся решали задачу: С какой скоростью весна наступает, если скорость продвижения весны равна скорости перелёта грачей? А за 21 день грачи пролетают 1050 км.1050:21=50(км/день). (Слайд12-) На уроке русского языка по теме «Род имён существительных» для отработки навыка определения рода имён существительных, обучающиеся получают задание: из произведение В.В.Бианки «Синичкин календарь», отрывка главы «Март» выпишите существительные, определите род, восстановите деформированный текст из этого же произведения.
Информационные технологии на данных  уроках позволяют закрепить полученные знания, развивают фантазию и воображение, воспитывать любовь и бережное отношение  к русскому языку и литературе, делают уроки более яркими, наглядными.

 Часто на различных этапах урока по различным предметам используется исторический материал: так  на уроках окружающего мира по теме: (Слайд15)«Состав воздуха» был использован исторический материал о Галилео Галилее- учёном, который впервые измерил массу воздуха; по теме (Слайд16)«Наше питание»-о трагической судьбе экспедиции знаменитого русского путешественника Седова. Всю информацию обучающиеся самостоятельно нашли на сайте в сети Интернет.     Используя презентации  у учащихся появляется ощущения подлинности, реальности событий,  интерес, желание узнать и увидеть больше.  

Большой интерес у обучающихся вызывают интегрированные уроки, на которых они имеют возможность получать знания из нескольких областей науки.  (Слайд 17) На интегрированном уроке математики и окружающего мира в 1 классе по теме «Закрепление приемов устного и письменного сложения и вычитания чисел» и темы «Небесные тела» ребята имели возможность не только закрепить  изученные алгоритмы устного и письменного сложения и вычитания двузначных чисел, но  полученные знания по астрономии. (Слайд 18) Так например: ребята узнавали периметр площадки, на которую приземляется ракета.

 На интегрированном  уроке математики и истории   в 4 классе  по теме «Площадь» и теме «7 чудес света». (Слайд 19-) После  выполнения заданий устного счёта, заданий, связанных с проверкой усвоения  нового материала,  закрепления изученного, ребята знакомились с очередным чудом света, историей возникновения: Великой пирамидой в Гизе, Висячими садами Вавилона, Статуей Зевса в Олимпии,  Храмом Артемиды в Эфесе, Мавзолеем в Галикорнасе, (Слайд 20) Колоссом Родосским, (Слайд 21-) Александрийским маяком.

Интегрированный урок «Окружающий мир + математика» 4 класс. Тема урока «Зона арктических пустынь». (Слайд 22-)Урок в игровой форме позволяет очень доступно сформировать у младших школьников знания о сложных географических экологических понятиях, закрепить умение решать задачи на движение. Качественные фотографии, яркие надписи, четкие карты – всё это делает урок эстетически красивым. Ребята, настолько увлечены путешествием по слайдам, что не замечают, насколько трудные задачи решают без страха. Немаловажными являются педагогически оправданные анимации надписей. У учителя имеется возможность сначала спросить школьников о животном, птице, и только потом по клику откроется верное название.

Интегрированный урок «Окружающий мир + русский язык» 1 класс .Тема урока «Как помочь птицам зимой?» (Слайд 24-)Урок позволяет доступно сформировать у младших школьников знания о птицах, зимующих в нашей местности, повторить звуко-буквенный анализ слов, употребление строчной и заглавной букв, однокоренные слова.  

(Слайд №26)Проведение уроков в такой форме позволяет: повысить качество усвоения материала, мотивацию к учению, одновременно усваивать материал детям с разным уровнем подготовки,  активизирует познавательную деятельность и повышает эффективность урока.

Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность обучающихся играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.  Интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.  Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.