Программа совершенствования методов обучения и воспитания "Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в начальной школе"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в школьном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике.

В условиях школьного образования возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности:

  • работа с часто болеющими детьми;
  • работа с обучающимися во время карантина;
  • работа с обучающимися с ОВЗ;
  • коррекция знаний обучающихся;
  • работа с одарёнными детьми;
  •  участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
  • подготовка к ВПР.

Адресность

Опыт может быть рекомендован для практической работы всем педагогам, это богатый яркий материал для использования на уроках и на занятиях внеурочной деятельности, применим к любой общеобразовательной программе. Данные могут быть использованы и родителями при организации дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа совершенствования методов обучения и воспитания

«Использование  ИКТ и дистанционных образовательных технологий

 в начальной школе»

       В настоящее время концепция внедрения информационно–коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения, умелое применение ИКТ и дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным.

Современное образование сегодня напрямую связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии и глобальные сети несут в себе мощнейший потенциал для создания в школе открытой информационно образовательной среды и освоения новых способов деятельности всех участников образовательного процесса. Перед учителем возникает проблема: каким образом стать активным строителем и пользователем информационно-образовательной среды школы и открытого информационно-образовательного пространства на уровне города для достижения учащимися новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС?

Решение этого вопроса видится в двух взаимосвязанных процессах: целенаправленное развитие информационно образовательного пространства и становление новых практик образовательной деятельности в новых условиях.

С 2015 года я изучаю возможности использования ИКТ и дистанционные технологии в своей педагогической деятельности. Возможности использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий очень широки – это и использование ИКТ на уроках и внеурочных занятиях, для участия в различных профессиональных конкурсах, дистанционного обучения для повышении квалификации.

Теоретическая база опыта

 Научная работа по внедрению ИКТ в школьное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

 Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей школьников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).    

 Педагоги,  изучающие использование ИКТ и дистанционных технологий с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование использования ИКТ и дистанционных технологий является фактором формирования учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Дистанционное обучение, в основе которого лежат Интернет-технологии, широко распространилось во многих образовательных учреждениях в мире. Эта новая форма работы востребована и в общеобразовательной школе. Е.С. Полат. (Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании [Электронный ресурс] // http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm (12.02.2013)), где описаны теоретические основы и методические особенности дистанционной поддержки учащихся на основе анализа программ и проектов Российского уровня в области информатизации общества; основополагающих документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных школ; научно-методической литературы по проблеме дистанционного обучения.

Актуальность и перспективность

     Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов.  Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей школьного возраста.
Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы по ФГОС. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:

- информационно–коммуникационных технологий;

- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

- создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у школьников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему школьного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Цель: Показать возможности использования информационно-коммуникативных и дистанционных технологии в начальной школе.

Основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за четыре года осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию.

 Главное детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д.

Сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) поможет учителю в решении этой проблемы. Использование ДОТ в начальной школе позволяет сделать процесс обучения более интересным для детей и продуктивным.

Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
  • свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
  • мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
  • технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
  • творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
  • разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).

Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член «Международной педагогической академии», член «Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского», директор «Института образования человека», директор Центра дистанционного образования «Эйдос» Хуторской Андрей Викторович пишет, что в основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Применение форм дистанционного обучения рассчитано на работу с обучающимися разных категорий:

  • работа с обучающимися с ОВЗ
  • коррекция знаний обучающихся
  • работа с одарёнными детьми

Педагоги организуют дистанционное взаимодействие на разных сетевых площадках, создают интернет-сайты и т.д.

Задачи:

изучить современные информационно-коммуникативные технологии и дистанционные технологии;

- интегрировать и внедрить информационно-коммуникативные и дистанционные технологии в процесс образования;

- показать использование информационно-коммуникативных и дистанционных технологий в своей педагогической деятельности.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Новизна

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в школьном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике.

В условиях школьного образования возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности:

  • работа с часто болеющими детьми;
  • работа с обучающимися во время карантина;
  • работа с обучающимися с ОВЗ;
  • коррекция знаний обучающихся;
  • работа с одарёнными детьми;
  •  участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
  • подготовка к ВПР.

Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в начальной школе предполагает:

1. Создание:

- учебно-методических пособий (игры, проекты, презентации, материалы тематических мероприятий);

- условий для интеллектуального развития школьников; интеграции образовательного - процесса;

- "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,

- разработки программ по урочной и внеурочной деятельности;

- развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.

2. Использование Интеренет-ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:

- дополнительная информация, которой нет в книгах;

- красочно иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы, клипы);

- сетевые электронные ресурсы – это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.

Адресность 

Опыт может быть рекомендован для практической работы всем педагогам, это богатый яркий материал для использования на уроках и на занятиях внеурочной деятельности, применим к любой общеобразовательной программе. Данные могут быть использованы и родителями при организации дистанционного обучения.

Описание методической разработки

В своей педагогический деятельности, в процессе обучения, я использую:

- электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);

- видеосвязь (можно проводить уроки с болеющими учащимися);

-​ ресурсы мировой сети Интернет (использую в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).

В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками:

https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-matiematikie-tsielyie-i-ratsional-nyie-chisla.html.

https://www.youtube.com/user/MathTutor777/videos.

На данных сайтах представлены материалы преподавателей, ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.

Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, WhatsApp, Вайбер).

Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.

Образовательную платформу Учи.ру; ЯндексУчебник. С ее помощью можно организовать:

- изучение и закрепление теории по новой теме;

- организовать викторину или соревнование внутри класса, между параллелями;

-дифференцировать задания по степени сложности: подобрать подходящее задание для отстающих или одарённых учеников;

-работать всем классом над одним заданием с разными вариантами, что поможет исключить списывание;

-создавать и проводить контрольные работы, тестирования, проверочные работы, итоговые срезы знаний;

-контролировать ход выполнения заданий учениками;

готовить учащихся к ВПР;

-просматривать и распечатывать на принтере развёрнутые отчёты по каждому заданию;

-переносить оценки в электронный журнал.

Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика.

Использование таких образовательных платформ, становится очень актуальным.

Также с помощью средств дистанционных образовательных технологий или электронного обучения можно оценивать учебные и внеучебные достижения обучающихся.

Гипертекстовые среды (интернет-серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт https://ege.sdamgia.ru

В образовательной платформе ЯндексУчебник. В разделе «РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ» учитель может:

-посмотреть результаты работы обучающихся

- выводится автоматический анализ деятельности учащихся

-отчет по освоению предмета

-отчет по освоению темы

-отчет по обучающемуся. Статистика по заданию

-сохранить отчет

- на Яндексучебнике есть электронный журнал по предметам, где видны успехи каждого обучающегося (проценты выполненных заданий, время затраченное на каждое задание и т.д.).

Во внеурочной деятельности кроме различных мероприятий (игр, викторин, предметных недель и др.), в реализации которых дистанционные технологии играют немаловажную роль,  особое внимание уделяю олимпиадной подготовке учащихся. При участии в дистанционных олимпиадах для достижения наилучшего результата я организовал работу по подготовке обучающихся к олимпиадам различного уровня следующим образом:

сентябрь – октябрь – работа по подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению);

ноябрь - апрель – участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению);;

май – подведение итогов.

Также для повышения квалификации, прохожу дистанционное обучение, принимаю участие в онлайн семинарах, вебинарах.

Результаты

№п/п

Использование

Результат

ИКТ

Где применяется

1

Технология Веб-квест

На уроках и во внеурочной деятельности

Составленный Веб-квест

2

Графических редакторах CorelDraw, Photoshop

На уроках и во внеурочной деятельности

Разработка уроков

3

Использование программы Microsoft Office PowerPoint (создание и использование презентаций)

На уроках и во внеурочной деятельности

Разработки уроков и внеклассных мероприятий у

4

Персональный сайт учителя начальных классов

Участия в различных профессиональных конкурсах, обмен опытом в профессиональных сообществах

Адрес сайта инфоурок

5

Образовательные сайты, учебные платформы, педагогические сообщества

Обмен опытом в профессиональных сообществах, -дистанционное обучение учащихся на образовательной платформе ЯндексУчебнике, Учи.ру

Образовательные платформы ЯндексУчебник, Учи.ру. Это образовательные  онлайн-платформы, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме позволяет проводить тестирования знаний ребенка удаленно.

6

Вебинары, онлайн-семинары

Повышение квалификации, обмен опытом

1) Вебинар

2) Вебинар «           » г, Сертификат

7

Дистанционное обучение

Курсы повышения квалификации

1) «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Удостоверение, Регистрационный номер 20214, город Красноярск, 04.08.2020 год

2) «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству»  Удостоверение ООО «Центр инновационного образования и воспитания», город Саратов, 05.08.2020

8

Интернет олимпиады, конкурсы

Участие в различных конкурсах и олимпиадах

1)Конкурсы педагогического мастерства

 4)Всероссийские педагогические тестирования педагогов

9

Публикации материалов (методических разработок)

Распространение педагогического опыта

Свидетельства о публикации авторской разработки, 2019

Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе позволяет сделать обучение более продуктивным. Благодаря их использованию, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты, конкурсы, игры) под руководством педагога. Таким образом,  младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок, а родители имеют возможность ознакомиться с изучаемым материалом, принять участие в обсуждении важных вопросов, быть в курсе происходящих в школе событий.

Хочется отметить преимущества использования ДОТ:

  • нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных обучающихся;
  • ДОТ обеспечивают здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и в посильном режиме (с учётом ограничения во времени);
  • альтернативное обучение: оно расширяет выбор форм и методов обучения, помимо принятых в классной системе обучения;
  • дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к выступлению или к участию в олимпиадах;
  • демократичное и креативное образование: нет жесткого регламента, каждому обучающемуся уделяется особое внимание, поддерживается его интерес, его мотивация к самообразованию.

Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. В результате включения школьников в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыком в течение всей жизни.

    Применение ИКТ и форм дистанционного обучения привело к росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня, высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ и ВПР. Обучающиеся занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях самого разного уровня.


Список использованной литературы и источников информации

1. Абдуразаков М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. - Махачкала: ДГПУ, 2006. -190 с. 12 п.л.

2. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005. - «12. - С. 49 - 51.

3. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

5. .Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).

6. Стрыгина Т.В. Блоковая подача материала при изучении имени существительного с применением ПВЭМ.//Русский язык в школе. 1996. №3. С. 15-20.

7. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией.// Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.

8.Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007.

9. https://studbooks.net/1999740/pedagogika/zaklyuchenie

10. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

11. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в дистанционную образовательную среду обучающихся начальной школы и их родителей посредством личного сайта учителя.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От  того,  как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально,  творчески, талантливо, преданно  от...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...