Система оценки достижения планируемых результатов
статья на тему

Сафонова Елена Николаевна

Выступление на курсах повышения квалификации с темой "Система оценки планируемых результатов освоения основной оющеобразовательной программы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_novoe.docx21.99 КБ
Office presentation icon safonova_kursy_chast_1.ppt2.75 МБ
Office presentation icon safonova_kursy_chast_2.ppt2.91 МБ
Office presentation icon safonova_kursy_chast_3.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд С введение м ФГОС предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания» – решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»).  Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

2 слайд     Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки.  Перечислим эти границы.

1. Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

2. Сокращение до минимума числа отчётных документов и сроков их обязательного заполнения учителем. Для того чтобы не загрузить педагога дополнительной непосильной бумажной работой, необходимо использовать два средства:

– обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов,

–  внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу,

3. Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения в жизнь, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

4. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в кнут. Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.

5. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показа-телями других учеников класса.

3 слайд В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

 В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания

4 слайд   Стартовая диагностика ( на входе) в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.

5 слайд  1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!

-  Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

– Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.

6 – 7 слайд Внешнее выражение уровня самооценки

8 слайд   2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

            На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если тре-буется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учи-тель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оцен-ку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завы-шена или занижена.

9 – 10 слайды  волшебные линеечки

11 слайд 3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач!

За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

12 слайд  4-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

5-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия  

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой непривычной ситуации

-  либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний

Максимальный уровень (НЕобязательный)  - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования

13 слайд   В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

14 слайд  лист индивидуальных достижений

15 слайд  Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

16 - 25 слайд Программа

26 слайд Какие же появляются новые формы и методы оценки?

                   Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

27 - 32 слайд Метапредметныек.р.

 

33 – 38  слайд – УУД

 Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера,  поэтому правила личностной безопасности, конфи-денциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифи-цированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

2) Регулятивные универсальные учебные действия. Проверяем умение составлять план решения проблемы (задачи).

Задание: Тебе нужно посадить грядку морковки. Определи порядок своих действий. Для этого из приведённого списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.

 Предлагаемые действия: (...)

 3) Познавательные универсальные учебные действия. Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

 4) Коммуникативные универсальные учебные действия. Проверяем умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.

Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо ... (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их.

 Дорогие родители!

 Мне очень нужно, чтобы____________________

 Хочу объяснить, почему мне это необходимо:

 1)___________ 2)____________3)_____________

39 – 46 слайд Также учитывается и внеурочная деятельность ученика.

47 слайд Учебный портфель (портфолио) - это та технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.

Учебный портфель - это и набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над модулем (проектом, учебным исследованием, при подготовке к написанию сочинения, сдаче экзамена и т.д.), и «накопитель» достижений - грамот, сертификатов, поздравлений, отличных контрольных работ и т.д.

Кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, отражая динамику развития учащегося,

Поэтому портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута.

Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать методику "Сундук регалий". "Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сафонова Елена Николаевна

Слайд 2

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: учитель, ученик, ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы аттестация: выпускник мониторинг: система образования Модели оценочной деятельности:

Слайд 3

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Слайд 4

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)? - Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень) - В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень) - Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень) 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить .

Слайд 5

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель .

Слайд 10

Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы) ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий . Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок , которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику

Слайд 11

Правило 5: ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?(по уровням успешности) Необходимый уровень (базовый) Повышенный уровень (программный) Максимальный уровень (Необязательный)

Слайд 12

стартовую диагностику; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание. Три вида оценивания:

Слайд 13

Формы контроля и учета достижений: ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - доклад - изложение - творческая работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы контроля и учета достижений: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения

Слайд 3

Формы и методы оценки: Метапредметные диагностические работы Диагностика результатов личностного развития

Слайд 9

Отслеживаемые личностные результаты Контингент учащихся Методы оценки Оценка внутренней позиции обучающегося 1 класс Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой) Уровень самооценки 1-4 класс Методика «Дерево» Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко Методика «Лесенка» Сформированность мотивации учебной деятельности 1 класс Проективная методика «Я в школе» Опросник мотивации Лускановой Уровень эмоциональной самооценки 1 класс Методика (автор - А.В. Захаров)

Слайд 11

1-3 ступени – низкая самооценка 8-10 ступени – завышенная самооценка 4-7 ступени – адекватная самооценка Низкая самооценка Адекватная самооценка Завышенная самооценка 3 человека 18 человек 6 человек 11 % 67% 22%

Слайд 12

Ниже 10 баллов 10 – 14 баллов 15 – 19 баллов 20 – 24 балла 25 – 30 баллов - 4 человека 6 человек 17 человек

Слайд 13

Что диагностируем Методика Контингент учащихся Ответственный Наблюдение над умением принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать и вносить коррективы; Методика «Выкладывание узора из кубиков » 1 класс Учитель начальных классов Регулятивные действия контроля Проба на внимание (поиск различий в изображениях) 1 класс 2 класс Учитель начальных классов Действия самоконтроля Методика «Цепочка действий» 1 класс 2 класс Учитель начальных классов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что диагностируем Методика Контингент учащихся Ответственный Вербально-логические мышление Методика «4-лишний» 1 класс Учитель начальных классов Умение использовать знаково-символические средства (изучение концентрации и устойчивости внимания) Методика «Кодирование» (Пьерона – Рузера модификация) Моделирование 1 класс 2 класс Учитель начальных классов Исследование ориентации в пространстве «Графический диктант» Д.Б. Эльконин 1 класс Учитель начальных классов

Слайд 2

Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ» 1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор). 7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Слайд 3

1-2 балла Низкий уровень 3-5 баллов Средний уровень 6-7 баллов Высокий уровень 3 человека 21 человек 3 человека 11% 78% 11%

Слайд 4

Что диагностируем Методика Контингент учащихся Ответственный Наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман Методика «Совместная сортировка» 1 класс 2 класс Учитель начальных классов Наблюдение над действиями ребенка, направленными на учет позиции собеседника (партнера). Методика "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже) 1 класс Учитель начальных классов

Слайд 5

Портфолио Дневники планирования Характеристики Ментальные карты Критериальные рубрики Листы самооценивания Рекомендации по улучшению

Слайд 8

Безотметочное оценивание. сентябрь октябрь ноябрь январь декабрь февраль март апрель май 21 28 18 20 16 30 32 40 50

Слайд 9

Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Слайд 10

Формы контроля и учета достижений: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах - творческий отчет

Слайд 11

ПОРТФОЛИО ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов

Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...