Использование современных образовательных технологий деятельностного типа как средство формирования УУД обучающихся
статья на тему

Свищева Инна Алексеевна

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolz._sovr._obraz._tehnologiy.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

деятельностного типа как средство формирования

УУД обучающихся

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Целью моей деятельности в этом направлении стало обновление и совершенствование  образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, в том числе и ИКТ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности; формировать у учащихся ключевые компетенции; овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ; создать комфортные условия для учащихся через использование методов, безопасных для их психологического здоровья.                В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.                                                         Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности. Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка, научить его мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий. Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе  системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: ИКТ-технологию, проблемно-диалогическую, игровую, технологию организации проектной деятельности, здоровьесберегающую технологию. В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).        Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:

- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;         - эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;         - свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;                 - индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;                                                                 

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.                                                 

При  проведении  уроков  я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Именно наглядность служит опорой для развития творческого мышления, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС в современной образовательной школе.                         Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи. Урок-презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Современный урок чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.  Организую на уроках литературного чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.         На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации. Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является Интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.

Деятельностный подход к обучению предполагает:                                                 • наличие у детей познавательного мотива  (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);                 • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;                                                                                                         • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;                                                                         • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;                                                                                 • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.                 

Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:                                                                                                 

1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.                                                         

2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.                                 

3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.                                                                         

4. Применение различных форм устной работы.                                         

5. Постановка учебной проблемы. С учётом возрастных особенностей обучающихся  создаю ситуации, вызывающие удивление, в среднем – вызывающие затруднения. Так, например, «удивительные задания» на урок нам приносят «Нуль» – находчивый, умный, любознательный, «Царица математики»; различные геометрические фигуры. Поддержание постоянного интереса к предмету   обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.                                                 

6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода. В индивидуальной работе с учеником  опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику  предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы.                                                         

7. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому   нахожу,   конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации,   привлекаю школьников к их обсуждению и решению.                                                                                                 

8. Создание ситуации успеха. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.                                                         

Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося.   Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.                 Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневных жизненных условиях.                                                                           Безусловно, на состояние здоровья детей оказывает существенное влияние отрицательная экологическая обстановка в районах проживания, что существенно повышает их заболеваемость и снижает эффективность образовательного процесса. Однако, актуальность данной проблемы непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса. В связи с этим задачей учителя является сохранение здоровья детей в условиях интенсивного предметного обучения, нормирование учебной нагрузки и других видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.                 Правильно составленное расписание – один из факторов снятия утомляемости учащихся. В расписании первыми уроками проставляются устные предметы, в середине недели – четверг – разгрузочный день. В этот день у детей планируется только один письменный предмет, а также предметы музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры. Систематически контролирую утомляемость детей на уроке, используя постоянную смену видов деятельности. Совместно с детьми стараемся создать благоприятный психологический климат в учебном процессе, поскольку атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха обеспечивают снятие стрессообразующих факторов, перегрузок, способствуют познавательному развитию детей. Одним из необходимых условий здоровье сбережения является оптимизация двигательного режима ученика, что позволяет снять состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряжённость и просто дать возможность ребёнку подвигаться. Физ.минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Особое внимание уделяется физ.минуткам на уроках письма, во время которых проводится массаж рук.

Наиболее кардинальным изменением современного образования является разработка технологии проблемного обучения, которое позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний». Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Она готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что  при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания – понимаемая и воспроизводимая информация; умения – применяемые на практике знания; навыки – автоматизированные действия. Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебниках и дополнительных источниках и не представляет большой трудности. Этап введения знаний – наиболее сложный и творческий процесс. Если в традиционной системе обучения постановка проблемы сводилась к сообщению темы урока учителем, предварительным написанием его на доске, а поиск решения – это сообщение готового знания, то в современной школе предпочтение отдают проблемному введению материала, использованию поискового и исследовательского методов обучения, т.к. эти методы обеспечивают добывание знаний учащихся в результате собственного творческого познавательного труда, развивают самостоятельность в учебной деятельности.                                                         Постановка учебной проблемы идёт через создание проблемной ситуации и организации выхода из неё. В качестве наиболее характерных для педагогической практики выделяют следующие типы проблемных ситуаций:                                                 

- проблемные ситуации возникают чаще всего тогда, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;                                                                                         

- проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;                                                                                         - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования;                                                 - проблемные ситуации возникают в случаях, если обучающиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания обучающимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.                         Существуют три основные метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников затруднение. Это могут быть противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или столкновение разных мнений учеников, а также противоречие между житейским представлением ребёнка и научным фактом. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побудить репликами: «Кто думает иначе? Кто ещё хочет сказать?» к переформулированию.                         

Подводящий к теме диалог.

Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят детей к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволяет ученикам сформулировать тему урока. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением «яркого пятна», захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, шутка, эксперимент и т.д. В ходе использования данной технологии учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима. Они:                         - находясь в поиске по решению поставленной проблемы, научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника и дополнительных источников;                                                                                

- научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач;                                                                                                                 - став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы и обобщения;                                                                         - работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения.                         Таким образом, метод проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса и, несомненно, как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий деятельностного типа

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Использование современных образовательных технологий: Комплекс занятий по формированию способности к вариативности как средство развитие познавательных интересов

Комплекст из 10 занятий из Магистерской диссертации на тему Формирование способности к вариативности как средство развития познавательных интересов у  младших школьников....

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Использование мелодраматизированных сказок как одно из средств формирования у обучающихся с нарушениями слуха социально-личностных компетенций.

Особое место в формировании социально-личностных компетенций у младших школьников с ОВЗ занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают:-  навыки этических норм...