ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Портфолио учителя и ученика
методическая разработка на тему

ИЛЬИНА Людмила Борисовна

Содержание портфолио по проектной деятельности учителя и ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_pd.docx164.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Этапы работы над проектом представляют собой шесть «П» (Сергеев С.И.)

  1. ПРОБЛЕМА
  2. ПЛАНИРОВАНИЕ
  3. ПОИСК
  4. ПРОДУКТ
  5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  6. ПОРТФОЛИО

Шестое «П» – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Портфолио проектной деятельности ученика может представлять собой одну сборную папку или четыре на каждый год (1, 2, 3, 4 класс). Портфолио состоит из двух частей: проекты по предметам («Мои проекты по математике» и т.д.) и тематические проекты («Мои проекты по теме «Космос» и др.)

Оформляя портфолио, дети учатся систематизировать информацию и презентовать полученный результат (продукт). Портфолио может стать одной из форм презентации.

 

Портфолио проектной деятельности учителя представляет собой одну папку на каждую тему.

Портфолио учителя выполняет методическую функцию (возможность использовать накопленный материал при работе с другим классом).

Портфолио ученика (См. Приложение 1) может включать:

  1. Титульный лист.
  2. Название темы.
  3. Список проектов, в которых принимал участие.
  4. Выполненные проекты.
  5. Материалы по теме (информация, стихи, загадки, кроссворды, ребусы).
  6. Фотоальбом (фотографии с мероприятий, фото творческих работ)
  7. Копилка достижений (грамоты, дипломы, отзывы).
  8. Самооценка.

Портфолио учителя включает:

  1. Титульный лист.
  2. Название темы. (Приложение 2)
  3. Выбор темы. Актуальность.
  4. «Паутинка» темы (список проектов). (Приложение 3)
  5. Матрица темы (план работы).
  6. Отслеживание участия в проектах. (Приложение 4)
  7. Приглашения к участию в проектах. (Приложение 5.1, 5.2, 5.3)
  8. Карты самооценки учеников.
  9. Матрицы проектов (этапы работы).
  10. Конспекты, технологические карты проектов, планы и методические разработки.
  11. Материалы по теме (информация, стихи, загадки, разработки мероприятий)
  12. Творческие работы учеников (в т.ч. фотографии).
  13. Оценка работы (выводы).
  14. Самоанализ.

Организуя работу над проектом учителю необходимо учесть следующие важные моменты, чтобы избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом.

2. Актуальность и значимость темы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Оригинальность решения проблемы.

5. Артистизм и выразительность выступления.

6. Отражение содержания проекта в презентации.

7. Использование средств наглядности, технических средств.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов:

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Развивайте способность добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

Таким образом, девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Приложение 1

УЧЕНИ___ ___ КЛАССА ___

ШКОЛЫ № ____

г. Владимира

20__г.

Мои проекты по теме:

Раскрась буквы

Моё имя

        

Нарисуй «морскими» буквами

Я придумал свой проект

Название проекта __________________________________________________

Сроки выполнения _____________________________________________________________

Источники информации (книги, родители, учителя, другое…) _________________________

_______________________________________________________________________________

Материалы (бумага, краски, пластилин, другое…) ____________________________________

_______________________________________________________________________________

Конечный продукт (фото, сама работа, описание) ____________________________________

_______________________________________________________________________________

Презентация (показ, демонстрация, выступление)  ____________________________________

_______________________________________________________________________________

Результат ______________________________________________________________________

Мои достижения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отчёт по проектной деятельности

Тема: «_____________________»

    1.  Была ли тебе интересна тема проектной деятельности? ___________________________________________________

    2.  В каких проектах участвовал?_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто тебе помогал при работе над проектами?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

     4.  Откуда получал новую информацию по теме? ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________      

     5.  Какой проект был самый интересный? _________________________________________________________________

  1. Что особенно запомнилось? __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Смог ли ты предложить свой проект? __________________________________________________________________
  2. Что ещё хотел бы узнать, выполнить, сделать по этой теме? _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Участвовал ли ты в презентации своих проектов? ________________________________________________________
  2.  Чьи выступления, защиты проектов особенно запомнились, были интересны? _______________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1.   В каких проектах тебе больше понравилось участвовать: индивидуальных, парных или групповых? ____________

________________________________________________________________________________________________________

  1.   Над какой другой темой ты хотел бы работать? ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

  • Мне было очень интересно
  • Я хотел сделать больше, но не получилось
  • Я мало сделал, потому что тема мне не интересна
  • Мне нравится работать над проектами
  • Я не доволен своим участием
  • Я старался участвовать во всех проектах
  • Я не выполнил ни одного проекта
  • Я узнал много нового и интересного
  • Я буду и дальше интересоваться этой темой
  • Я придумывал свои проекты
  • Я участвовал только в классных проектах
  • Мне много помогали родители
  • Я доволен своей работой
  • Я не понял, как работать над проектами
  • Я не узнал ничего нового
  • Я сам находил информацию по теме
  • Я участвовал в презентации своих проектов
  • Мне нравится рассказывать другим о том, что узнал сам
  • Я выполнил много проектов, но они мне были не интересны
  • Я знаю, как работать над проектами
  • Я помогал другим в работе над проектами


Награждается

____________________________

____________________________,

учени___ __   класса   __

средней школы  № __,

за активное участие

в проектной деятельности

по теме «______________________»

20__г.

Классный руководитель:________________      

Приложение 2

Тема проектной деятельности:

долгосрочный проект

выполнен учащимися __ класса «__»

под руководством

учителя начальных классов

________________________________

20__ – 20__ уч.г.


                                                   МОИ   ПРОЕКТЫ                       Приложение 3

по теме


        

        

        


Приложение 4

                Я участвовал        

в проекте

Книги о динозаврах

Фамилия Имя

Название работы

Результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

        

Приложение 5.1

МИР   МОРЯ

Проект:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

  1. Придумай свой вопрос для викторины.

  1. Постарайся ответить на вопросы товарищей.

  1. Прими участие в викторине.

  • Сколько ног у осьминога?
  • Сколько щупалец у кальмара?
  • Сколько лет живёт горбуша?
  • Сколько лет живёт кит?
  • Сколько весит синий кит?
  • Сколько видов дельфинов существует?
  • Сколько океанов на Земле?
  • Сколько морей в России?
  • Сколько

Приложение 5.2

МИР   МОРЯ

Проект:

О   МОРЕ   В   ЧИСЛАХ

  1. Найди информацию о море,

                                морских обитателях в числах.

  1. Прочитай математические сведения о море,

                                которые нашли другие ребята.

  1. Оформи страницу «О море в числах».

Приложение 5.3

МИР   МОРЯ

Проект:

МОРСКОЙ    ЗАДАЧНИК

  1. Подбери математические сведения о морях, океанах или морских обитателях.

2. Составь простую (в 1 действие) или составную

   (в 2 действия) задачу с этими числами.

3. Оформи страничку «Морского задачника».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Доклад о сотрудничестве учителя и ученика в развивающем обучении.Дается описание характерных черт суб`екта учения. Рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и у...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Презентация к  докладу, в котором рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и их условия реализации....

Учитель и ученики. Возрастаем добродетели.

Чему я учусь у своих  учеников....

Творческий отчет учителя начальных классов по теме: "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика".

План.1.     Теоретические исследования в области стимулирования с целью повышения эффективности урока.2.     Метод ассоциативного образа на ур...

«Проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика»

    Зональная  научно-практическая  конференция«Проектная и исследовательская деятельность ...

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...

Программа наставничества по проектной исследовательской деятельности «Учитель-ученик»

В настоящее тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ре...