«Проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика»
учебно-методический материал по теме

Лялина Людмила Борисовна

 

                 Зональная  научно-практическая  конференция

«Проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Зональная  научно-практическая  конференция

«Проектная и исследовательская деятельность учителя и                           ученика»

                 

Тема: Организация  проектной  деятельности  на уроках и во        внеурочной деятельности в начальной  школе.

              Лялина  Людмила  Борисовна

                         

                           

                               

                              МБОУ  Атепцевская  СОШ

                                                                      5.12.2012 год



Предварительный просмотр:

Организация  проектной  деятельности  в  начальной  школе.

Целью своей работы  я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию;

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- Умение анализировать;

- Умение составлять письменный отчет;

- Формировать позитивное отношение к работе.

         Актуальность проекта:

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития  каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности  учащихся в учебном процессе.

Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной  мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности,  межпредметная  интеграция знаний, умений и навыков.

             

                У маленьких  учеников

                Спросил  художник  Токмаков:

               «А кто умеет  рисовать?»

                Рук  поднялось – не сосчитать.

                                    Шестые  классы. Токмаков

                                    И тут  спросил  учеников:

                                   «Ну  кто умеет  рисовать?»

                                    Рук  поднялось примерно  пять.

                  В  десятом  классе  Токмаков

                 Опять  спросил  учеников:

                 «Так   кто ж  умеет  рисовать?»

                  Рук  поднялось и не видать.

                                     

                                      А ведь  ребята,  в  самом  деле

                                      Когда-то  рисовать  умели,

                                      И солнце  на  листах  смеялось,

                                     Куда  всё  это  подевалось?      

           

        Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось,  заниматься проектной деятельностью достаточно сложно  физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что  для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала в 1 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей, по оказанию помощи детям в работе над проектом. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты, а в 2-3 классе начали  пробовать  делать индивидуальные. Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования.  Но все равно они  - исследователи, первооткрыватели!

        Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, логически  мыслить, стремление самому открывать новые знания и умение ,проявлять их в современной действительности,  прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

          Большую  помощь  мне  оказал   УМК «Планета знаний», по  которому  я  работаю  4  год.

          В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

            Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему.

         Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

       На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

      Сегодня  я  остановлюсь  на  трёх  самых  ярких  проектах.    Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.  Я считаю, что требуется определенный полет фантазии.  Важно сочетать интересы и способности проектантов – артистических, художественных, организационных, конструкторско-технических.   В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект.  Информационно исследовательский  проект  ученицы  3 класса «Удивительный  мир  грибов». (  показ  презентации)

       

       Проект   «Часы  в  жизни  людей» необыкновенно  интересный.  Ученица  3 класс    анализировала, изучала, нашла  много  интересной  информации  какие  существовали,  и  существуют  часы.  Провела  собственное  исследование,  опыты, что  время  не  стоит  на  месте,  не  ждёт  никого.   Сделав  вывод : «Легко  потерять  время, а найти  трудно». (фрагмент).

         

        А  покажем  мы  информационный  проект  «Цифры  и  числа» (выступает  ученица).   Шалько  Виктория ученица 4 класса  победитель  школьных, районных  и  Всероссийских  конкурс  и  олимпиад.

                                     Заключение.

            Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.  Проектная  деятельность  важна  и  нужна   в  учебной  и  внеурочной  деятельности.

        Ученика  моего  класса  достигли  отличных  результатов. Они  победители  множества  конкурсов  и  олимпиад.

 Результаты:

1.Научно-практическая  конференция  «Мир  глазами  детей».

Чурикова  Диана -1 место.

Шалька  Виктория 2 место.

Ушинская  Дарья 2 место.

2.Всероссийские  олимпиады:

По  России

Шалька  Виктория -1 место  (математика -  100 баллов)

Востриков  Максим -3место  (математика – 90 баллов)

Востриков  Максим -3место  (русский  язык – 90 баллов)

Гречихина  Ирина  -  3 место  ( русский  язык – 90 баллов)

Павлухина  Екатерина  -3место  ( русский  язык – 90 баллов)

3.  «Золотое  Руно»

Сухова Полина -1 место  по  России

Петренко  Анастасия-1 место

Елисеев  Андрей -3 место

4. «Кит»

Шалько  Виктория 3 место  в  районе

И многие другие

Работы  учеников  опубликованы  на  двух  сайтах.

  За  столетия  существования  педагогической  науки  разработано  множество  самых  различных  методов  обучения.  Какие  из  них  выберет  каждый  учитель-дело  вкуса, убеждений  и  мастерства.

      Надеюсь,  что  материал  данного  выступления  был  вам  интересен  и  будет  полезен.

                           Успехов  и  новых  открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Проектная и исследовательская деятельность учеников на уроках"

Данный материал содержит практические примеры фрагментов уроков по разным предметам с использованием групповой проектной и исследовательской деятельности учеников начальной школы разного возраста....

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...

Поисково-исследовательская деятельность учителя и ученика как важное средство реализации развивающих идей ФГОС НОО

Говоря об эффективности использования поисково-иссследовательской деятельности, необходимо прежде всего сказать о том, что начальная школа - основа успешности всей школьной жизни. Там, где учитель, та...

Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство реализации требований в духовно-нравственном воспитании

В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие позна...

Проектная и исследовательская деятельность в практике учителя начальной школы

Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов? С помощнью проектов учитель получает возможность изменить позицию ребёнка к обрразованию и его отношение к учёбе....

Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе "Доноведение" (для учителей начальной школы)

В пособии даны как общие, так и конкретные рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и уроках доноведения. Учителю предлагаются приѐмы интегра...

Программа наставничества по проектной исследовательской деятельности «Учитель-ученик»

В настоящее тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ре...