роль исследовательской работы в формировании УУД
статья на тему

Шевкопляс Елена Александровна

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования: самостоятельности мышления, навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_issledovatelskoy_raboty_v_formirovanii_uud.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

.

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ УУД

Е.А. Шевкопляс, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г. Бирска

Содержание современного образования меняется в рамках нового ФГОС второго поколения. Мы должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение. Изучив программу формирования УУД я решила организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход в обучении и стала применять исследовательскую деятельность. Организация научно- исследовательской деятельности младших школьников - серьёзная, сложная работа. Она предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, направленные на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проекта.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

  • самостоятельности мышления;
  • умения решать возникающие проблемы, имея даже небольшой багаж- знаний;
  • навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Приобщение детей к научно - исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину - главная задами учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них умение видеть проблему, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям , классифицировать, умение наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, я использую методы анкетирования и тестирования. Учитель - научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребёнком призван не только разглядеть задатки исследовательских способностей, но и помочь в выпоре темы предполагаемого исследования. Факторами успешности исследовательской деятельности учащихся являются соблюдение принципа добровольности занятия этой работой, самостоятельности в выборе темы и в ходе работы над темой, компетентное и заинтересованное руководство учителя, осознание киником значимости и полезности проекта.

Для развития умении и навыков необходимых в решении исследовательских задач я использую различные упражнения на развитие мышления, внимании, наблюдательности. Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение « Выдвиньте предположение, как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут такие: Птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам или Птицы сверху видят растения ( деревья, траву и др.). Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: Птицы точно находят дорогу, потому что получают сигналы из космоса. При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать такие слова как: может быть, предположим, допустим, возможно важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы.

Дети любят задавать вопросы и если направить их энергию в нужное русло, то можно достичь высокого уровня в этом умении. Можно использовать такие упражнения: задайте вопрос изображённому на рисунке герою, подумайте какие вопросы мог бы задать вам этот герой, исправьте ошибки в формулировке вопроса. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи узоры на стекле, старые автомобили, додумайте узор на к пире.

Схема проведения исследования с учащимися начальных классов выглядит следующим образом:

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ( выявление проблемы и определение направления будущего исследования).
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (формулировка основных вопросов).
  1. ВЫБОР ТЕМЫ (обозначение границ исследования).
  2. ВЫРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ (разработать гипотезу).
  3. ВЫЯВЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ (выбрать методы исследования).
  4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
  5. СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ.
  6. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ (структурировать полученный материал используя известные правила и приёмы).
  7. ПОДГОТОВКА ОТЧЁТА (дать определения основным понятиям подготовить сообщение по результатам исследования).
  8. ДОКЛАД (защитить перед сверстниками и взрослыми)
  9. ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.

Вот одна из исследовательских работ, которая проводилась в номинации - Окружающий мир и называлась «Я и мой котёнок».

Цель исследовательской работы: изучить особенности кошек как домашних животных.

Задачи:

  1. . Изучить историю одомашнивания кошек, используя книги и другие источники.
  2. . Выяснить как относятся к кошкам люди в разных странах, а также в нашем классе.
  3. . При помощи наблюдений и эксперимента узнать некоторые сходства и различия людей и кошек.

Чтобы решить эти задачи, мы использовали методы:

  • анализ литературы (прочитали книги про кошек);
  • опрос (среди учеников класса);
  • наблюдение (наблюдали за поведением своего котёнка и записывали результаты наблюдения);
  • эксперимент по сравнению выносливости кошек и людей.

Выводы:

  1. Кошки давно стали домашними животными, около 6000 лет назад. И произошло это в Египте.
  2. Сейчас кошки любимые питомцы почти во всех странах, и люди хорошо понимают их пользу. Дети любят играть с котятами.
  3. При помощи наблюдений можно определить сходства и различия по внешним признакам. Сходных и различных признаков оказалось почти поровну.
  4. Частота пульса котёнка снизилась за 3 минуты больше, чем у человека. Значит, кошки выносливее к физическим нагрузкам, чем дети.

Итогом исследовательской работы является участие в ежегодных научно- исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы. Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов. По моему мнению, исследовательские  работы, выполненные учащимися воспитывают ответственное отношение к людям и к окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельности. Такая работа позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности детей, формировать универсальные учебные действия.

Литература:

  1. Методические рекомендации по программе « Я познаю мир».
  2. Сборник программ по образовательной системе « Планета знаний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль исследовательских работ в начальной школе»

Понятие учебной исследовательской деятельности;роль исследовательской деятельности в формировании общеучебных компетенций;обобщение опыта....

Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"

Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Роль исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса на уроках математики

«Интеллект – ничто без обще гуманной нравственности, без глубокого уважения к себе, к этому прекрасному и всему живому в нем.Воспитывать и развивать в учениках положительно заряженную энергетику, высо...

Роль проектно- исследовательской деятельности в формировании УУД

В данном выступлении мы рассматриваем роль проектно- исследовательской деятельности в формировании УУД. При обобщении опыта работы учителем сделаны следующие выводы. Формирование УУД через проектную д...

Роль исследовательской деятельности при формировании УУД младших школьников.

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, встала необходимость  формирования  универсальных учебных действий для достижения планируемых...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....