Роль проектно- исследовательской деятельности в формировании УУД
материал на тему

В данном выступлении мы рассматриваем роль проектно- исследовательской деятельности в формировании УУД. При обобщении опыта работы учителем сделаны следующие выводы. Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

  • обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Сверкунова Марина Николаевна,

                                                                      учитель начальных классов

                                                                     МОУ «Морозовская СОШ»

                                                                    Великоустюгского района

                                                            Вологодской области

РОЛЬ ПРОЕКТНО  -  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    Формирование универсальных учебных действий определено Федеральным государственным образовательным стандартом  как одна из важнейших задач образования.

    УУД- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком значении этот термин означает «умение учиться».

    Мы рассмотрим роль проектно- исследовательской деятельности в формировании УУД.

    Проектно- исследовательская деятельность– это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

     Задачи проектно – исследовательской деятельности:

  1. создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
  2. научить ориентироваться в собственных интересах и возможностях;
  3. создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

При работе над проектами  формируются УУД во всех сферах:

личностные

регулятивные

познавательные 

коммуникативные 

адекватная самооценка; позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

планирование своих действий в соответствии с постановленной  задачей; нахождение пути их решения; самооценка

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ.

строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Согласно Программе начального общего образования МОУ «Морозовская СОШ» распределение проектов по годам обучения следующее:

Предмет

Классы

1

2

3

4

Русский язык

-

1

1

1

Окружающий мир

1

1

1

1

Литературное чтение

1

1

1

1

Итого:

2

3

3

3

    Тематика проектов разнообразна (см. Приложение 1). Это могут быть коллективные и индивидуальные проектно- исследовательские работы.

    В 2014 году совместно с первоклассниками выполнены учебные проекты по окружающему миру-  «Покормите птиц зимой!», по литературному чтению- «Как мы азбуку учили».  

    К данной технологии можно прибегать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

   Так, совместно с детьми выполнены следующие проекты и исследовательские работы:

Время выполнения

Название

Тип

Результат

4 класс, 2010 г.

Проект «Сад на подоконнике»

Комплексный( практико- ориентированный, информационный, творческий), групповой, краткосрочный.

Грамота за 2 место в районном конкурсе «Цветами радуйте планету!»

8- 10 лет, 2011 г.

Проект «Искусственные цветы и их изготовление»

Комплексный( практико- ориентированный, информационный, творческий), групповой, краткосрочный.

Грамота за активное участие в районном конкурсе «Зелёный дом»

Диплом за участие в районной научно- практической конференции «Первые шаги в исследовательскую деятельность»

2 класс, 2011 г.

Исследовательская работа «Создание экологической листовки в программе Microsoft Office Publisher»

Комплексный( практико- ориентированный, информационный, творческий), индивидуальный, краткосрочный.

Грамота за участие в 4 районной конференции «В защиту природы»

3 класс, 2012 г.

Проект «Пейте, дети, молоко- будете здоровы!»

Информационно- исследовательский, групповой, долгосрочный.

Диплом за 2 место во 2 районном конкурсе «Калейдоскоп методических идей»

3 класс, 2012 г.

Исследовательская работа «История новогодней игрушки»

Комплексный( практико- ориентированный, информационный, творческий), индивидуальный, краткосрочный.

Диплом за 1 место в конкурсе исследовательских работ «Всё о Деде Морозе»

3 класс, 2013 г.

Проект «Через физминутку- к здоровью!»

Мультимедийный, коллективный, краткосрочный.

Диплом участника 2 районного конкурса мультимедийных проектов «Наш стиль- ЗОЖ»

4 класс, 2014 г.

Исследовательская работа «Символика зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года»

Информационный коллективный, краткосрочный.

Сертификаты участников в районном конкурсе «Ярмарка идей»

     В последнее время стали популярны так называемые сетевые проекты. Под сетевым проектом следует понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Особенно интересен в этом вопросе сайт http://www.nachalka.com/network_projects. Проекты предлагаются по четвертям для каждого класса. Так на 2014- 2015 учебный год можно принять участие в сетевых проектах:

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

«Школа Буратино»

 ( область: окружающий мир)

-

«Путешествие в Игромир»            ( технология)

2

"Тайны закулисья"

 ( литературное чтение)

«Гости из дальних стран» (окружающий мир)

"Чей нос?..."        ( литературное чтение)

3

«Бюро находок»

( математика)

-

"Если хочешь быть здоров!" (окружающий мир)

"Волшебство алгоритма" (математика, информатика)

"Мы помним, чтим, гордимся!" (окружающий мир)

4

«Мир как дом» (окружающий мир)

"Гранд вояж, или Путешествие иностранца"

(русский язык)

«Дороги солдатской славы»

(внеурочный)

«Загадки всемогущей энергии» (окружающий мир)

      Все проводимые на сайте проекты имеют привязку к соответствующим разделам программы или ориентированы на определенный возраст детей. В целях предупреждения перегрузки детей каждая команда может участвовать только в одном проекте в четверть.

      Результаты работы по проектно- исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий можно проследить по результатам выполнения группового проекта в 4 классе в 2014 году. Успешность выполнения проекта по классу выше регионального показателя на 6% (см. Приложение 2).

      Опыт показывает, что проектно- исследовательская деятельность  несет в себе большой учебно – воспитательный эффект.

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

  • обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Библиографический список

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
  3. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.

Интернет- источники:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/02/09/rol-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-formirovanii
  2. http://www.docme.ru/doc/484646/%C2%ABrol._-proektno-%E2%80%93-issledovatel._skoj-deyatel._nosti-v
  3. http://school4shuche.rusedu.net/post/2430/35680
  4. http://www.myshared.ru/slide/174470/

Приложение 1. Примерные темы  проектов и исследовательских работ  в начальной школе

Учебные

Внеурочные

Птицы – наши друзья

Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

Как мы азбуку учили

Автомобили современные и старинные

Магия чисел

Мой кот

Магические фигуры и числовые квадраты

Профессии нашей мечты

Осевая симметрия

Профессии наших родителей

Математические знаки в повседневной жизни

Шоколад – вред или польза

Орнамент — отпечаток души народа

Кактус – колючий друг

Для чего нужны правила

Символика нашего класса

Ударение и его роль

Хлеб – всему голова

Сказка в нашей жизни

Праздники моей семьи

Страна загадок

Война и наша семья

Создание журнала для детей

Семейные традиции

Почему высохла лужа

Что означают наши имена

Здоровый образ жизни

Компьютерные игры польза и вред

Экология жилища и  здоровья человека

Игрушки – дело серьезное

Загрязнение атмосферного воздуха

Числовые суеверия и их несостоятельность

Экологические проблемы в художественной литературе

От пещеры до небоскреба

Моя малая родина

Русская матрешка

Аквариум и его обитатели

Использование вторсырья

Выращивание кристалла

Сказка и мультипликация

Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину

Мой персональный друг

Моя родословная

Сколько точек у божьей коровки

Далеко ли от нас до солнца

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни

Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни        Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Роль информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих ...

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности

Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности...