Формирование самостоятельности младших школьников средствами групповой формы работы обучения
учебно-методический материал на тему

Ткачева Наталья Владимировна

Учебные  затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Через представленную работу была представлено обобщение педагогического опыта в работы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности младших школьников средствами групповой формы обучения

 Условия возникновения, становления опыта. Учебные  затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования Н.Н.Титаренко, кандидата педагогических наук Челябинского государственного педагогического университета, показали, что «одной из причин учебных затруднений детей является несформированность умений самоорганизации учебной деятельности требуемого уровня. Исследования в начальной школе свидетельствуют о том, что только 40% детей к окончанию начальной школы хорошо определяют цель выполняемого учебного задания, 41% - умеют планировать его выполнение, 88% - успешны в целесообразном выполнении учебного задания, 64% учеников умеют контролировать ход и результаты учебного задания и 54% - оценивать ход и результаты учебного задания».  

          Таким образом,  необходимо проводить целенаправленную работу по формированию у учеников начальных классов умений самоорганизации учебной деятельности.

 Актуальность опыта. Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. «Концепция модернизации школьного образования» определяет необходимость создания условий для развития личности ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребенка и охраны его здоровья.

В образовательном стандарте начального общего образования определёно, что важнейшим приоритетом в образовании остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Овладение  умениями самостоятельной организации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом.

        «Высокий уровень освоения умений  самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, и в данном контексте проблема формирования умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного способа организации учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность.

В условиях личностно-ориентированного начального образования актуально формирование именно умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников как личностного, субъектного  образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на  воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников».[1]

        В программе УМК « Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой сформулированы современные требования к образованию младшего школьника:

*   Общая  культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

*   Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию

Актуальность проблемы формирования самостоятельности  у учащихся объясняется и приоритетными задачами, стоящими перед учителями начальных классов:

- обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения;

- оценивать результаты своих действий ( самопроверка, самоконтроль, самокоррекция)

5. Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития самостоятельности младших школьников средствами групповой формы обучения на различных уроках с использованием УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

6. Длительность работы над опытом составляет 3 года.

7. Диапазон опыта. Опыт применяется на уроках математики русского языка, чтения, природоведения с учащимися начальных классов.

8. Теоретическая база опыта. В российской дидактике с 50-х годов XX века умения самостоятельной организации учебной деятельности исследуется как элементы культуры познавательной деятельности школьников (С.В.Бардин, Г.Г.Граник, И.Я.Лернер, В.О.Пунский).

        С 60-х годов умения самоорганизации рассматриваются через системное описание научной организации труда школьников (Ю.К. Бабанский, С.Я.Батышев, В.П.Зинченко).

        С 70-х годов умения самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников описывается как компоненты учебной деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.).

        В начале XXI века умения самоорганизации учебной деятельности, являясь структурным элементом содержания начального общего образования, включены в структуру универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции школьников (В.А.Демин, А.Н.Тубельский, В.М. Шепель и др.).

Так как ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, то главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности.    

В программе авторами УМК  « Начальная школа XXI века» « для формирования умений учиться существенное значение имеет развитие учебно-познавательных мотивов, включающих устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребенка учиться, улучшать результаты своей деятельности». При этом под формированием понимается не  «насильственная» деятельность «извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их  реализации необходимые средства и приемы.

Технология опыта

Развитие личности ученика предполагает  реализацию его активности и самостоятельности в учебной деятельности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы современного образования. Развитие самостоятельности ученика может осуществляться различными методами, способами, формами организации учебной деятельности.

1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности: создание условий для организации совместной учебной работы детей как условие развития самостоятельности младших школьников.

Цель реализуется через решение следующих задач:

1. Содействовать созданию на уроках условий для учебного диалога между учащимися; учителем и учащимися.

2. Воспитывать у учащихся коммуникативные умения, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

3. Формировать и развивать личность ученика, его самостоятельность при использовании коллективных форм обучения.

2. Организация учебно – воспитательного процесса. Прежде чем рассмотреть, как решается эта задача в рамках УМК под редакцией Н. Ф. Виноградовой, определим понятие самостоятельная работа.

Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И. Ф. Харламов).

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.

Необходимо, также, определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний. целеполагание

Мотивация к предс- тоящей деятельности. Организация целе- полагания. Представление о результате предпола- гаемой деятельности.

Осознание цели пред-

стоящей деятельности

Представление резуль-

татов

2. «Открытие нового знания»

Предложение учащим-

ся самим составить

план своей деятель-

ности. Реализация плана. Коррекция деятельности.

Осуществление деяте-льности. Контроль над промежуточными ре-зультатами. Самопро-верка. Коррекция дея-тельности.Осмысление

причин неудач дея-

тельности.

3.Первичное закрепле-ние

Создание банка заданий по «новому» способу действий

Проговаривание вслух алгоритма действий

4. Решение задач на повторение

Организация самосто- ятельной деятельности учащихся с целью отра ботки нового способа  действия

Самостоятельное вы- полнение тренировоч- ных упражнений

5. Саморефлексия (самоконтроль и самооценка)

Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика

Самоконтроль и самооценка получен- ных результатов

Но еще одним действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения.

Групповые формы обучения в подходе Е. Шулешко.

В педагогической работе мы на каждом шагу встречаемся с возникновением микрогрупп, но часто не учитываем, не знаем, не анализируем закономерности их возникновения и существования. Хотя по сути дела именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Ведь внутренние взаимоотношения членов микрогрупп являются неформальными. Дети здесь связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами. А все это является отличной почвой для передачи друг, другу знаний, взаимопомощи в обучении. Внутри каждой такой группы возникают благоприятные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей со знаниями, умениями, возможностями  своих товарищей, а также для их оценки.. возникновение такой ситуации чрезвычайно важно, потому что только с ней может произойти резкий скачок в развитии самосознания, который позволит ребенку самому поставить себе задачу, найти пути ее решения. При этом у него сравнительно маленький багаж для оценки своих возможностей, поэтому большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике. И о правильности этих решений он может судить, только сравнивая результаты своих действий с успехами и неуспехами других детей. такая оценка способствует дальнейшей активизации ребенка намного больше, чем оценка со стороны – «хорошо», «плохо».

Чаще, основной формой обучения в школе является обучение в форме учитель-ученик. Учитель дал инструкцию – ребенок выполнил ее более или менее успешно; у ребенка возникли трудности -  учитель помог. Каждый ученик, в таком тандеме, смотрит на учителя как на главный источник информации, приспосабливается к его требованиям в меру своих и его способностей. «Учитывая это, в основу нашего педагогического подхода положили обучение детей через групповые формы занятий, в результате которого должно сформироваться сообщество детей, способных самообразовываться и обучать друг друга. Это сообщество мы называем «ровесники». Учитель же в этом случае должен организовать групповую работу, предложив детям познавательную или практическую задачу, а также наблюдать и направлять действия групп». (Е. Шулешко «Обучение письму и чтению»)

Для лучшего контакта  детей- автор подхода предлагает- разбить их на подгруппы по 4-6 человек и разместить вокруг столов лицом друг к другу. Столы для этого составляют по 2-3 вместе. Подгруппы должны формироваться по личным желаниям детей, педагог может только тактично помочь кому-либо, кто почему-то непопулярен в группе, найти себе место. При такой работе детям удобнее ориентироваться, подсказывать, помогать друг другу, заглядывать в работы товарищей и т.д. подгруппы могут иметь названия(по выбору детей). при проведении игр подгруппы-команды могут соревноваться между собой. Это могут быть соревнования на смекалку, на озадачивание рисунками, на каверзные вопросы типа «А знаешь ли ты…»и т.д. разумеется, каждый ребенок может взять в руки «свои» фишки, считать их, радоваться им, но при определении команды-победительницы фишки на каждом столе собираются в одну кучу. Команды могут сохраняться при подвижных играх и физкультурных паузах, важно только не увлечься чрезмерно духом соревнования и не утерять общей атмосферы взаимного уважения и доброжелательности.

Деление на подгруппы облегчает дисциплинарный момент, трудный в первые недели занятий, и для учащихся , и особенно для учителя. Дети общаются с товарищами, сидящими напротив них, более сдержанно, чем это бывает в классе, когда все сидят лицом к доске. Дети меньше шалят. Их разговоры не такие громкие, так как те, к кому обращаются, находятся рядом. Детей очень легко увлечь групповой работой. С одной стороны, они  могут дать себе и другим отчет о своих возможностях, а с другой – заинтересоваться возможностями других.

В групповой работе очень важно соблюдение общих темпа и ритма, потому что ученики начинают приноравливаться к ритму и темпу действий друг друга и таким образом контролируют свои собственные действия, которые из непроизвольных, импульсивных становятся произвольными, контролируемыми. Способность наблюдать за работой других, уметь выделять главные компоненты в действии необходима для самообразования детей. так же как и умение рассказать другим о своих наблюдениях, умение организовать, спланировать свои действия в групповом обсуждении.

Каждая подгруппа, принимая задание учителя или выбирая сама вид задания, проводит обсуждение в следующей последовательности. Прежде всего обсуждается «проблема». Дети говорят о том, что они уже знают (общий разговор); затем следует уточнение знаний, дети ставят перед собой конкретные цели, ищут пути и способы  их решения(деловой разговор); и, наконец, обсуждается место каждого ребенка в этой деятельности , дети находят для себя подходящий стиль и план действий(индивидуальный разговор). Чтобы дойти до индивидуального разговора по избранной проблеме, надо обязательно освоить два предыдущих типа общения. Только при таком условии деятельность становится для ребенка понятной, нужной, своей. А это и есть активизация каждого в деятельности.

Активность ребенка в деятельности и уверенность в успехе обеспечиваются разговорами и беседами, в которых ученик может свободно и смело принимать участие. Прямая инструкция взрослого не дает желаемых результатов, поскольку она не соответствует закономерностям и механизмам развития детей этого возраста. Чем больше взрослый создает благоприятных условий для обмена мнениями между детьми, тем больше активизируется их общение (желание высказаться своему товарищу, группе детей).

Как уже говорилось, в процессе общения дети пользуются тремя видами бесед: общие, деловые и индивидуальные разговоры. Общие разговоры – это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Беседа опирается на существующие у детей знания. Желания, интересы. Взрослому надо быть внимательным слушателем и вмешиваться в разговор только в крайней необходимости, косвенно с направляющими замечаниями, а детям -  уметь и желать слушать друг друга, высказываться по поводу данной темы разговора. Через общие разговоры взрослый узнает. Какие знания и опыт есть у детей, на основе которых целесообразнее было бы строить в последующем деловые разговоры.

 В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт; обсуждаются намерения и планы, оцениваются их реальность и нереальность, проговариваются, каким образом выполнить то или иное действие.

Индивидуальные разговоры – личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности, активизация своих возможностей и знаний, осознание своих желаний. Здесь ребенок при необходимости задает уточняющие вопросы товарищам, взрослым, рассказывает, как он будет выполнять то или иное задание.

3. Содержание образования. Обучение младших школьников строю на основе коммуникативной технологии. Эта технология способствует воспитанию ученика, умеющего и желающего учиться, быть инициативным в получении новых знаний, умеющего отстаивать свою точку зрения и в то же время умеющего слушать, доброжелательно и с уважением относиться к точке зрения других, быть общительным. Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации.  

4. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения. Организационными формами данной технологии являются: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.

Использование групповых форм  ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.

Долгое время фронтальная форма обучения учащихся являлась наиболее распространенной. На современном этапе образования доминирующей формой обучения становится- индивидуальная.

Индивидуальная работа заключается в том, что ученик выполняет работу самостоятельно. Индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода. Изучив различную педагогическую литературу, опыт учителей начальных классов по этой проблеме, методические рекомендации журнала «Начальная школа», я пришла к выводу, что  наряду с индивидуальными и фронтальными формами работы необходимо использовать и групповой способ обучения учащихся начальных классов.

Важно в этом случае вспомнить о некоторых достоинствах групповой работы (по В.Оконю). Эта форма организации деятельности детей:

- способствует реализации  воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнерству;

- способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;

- расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;

- делает объективнее процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

Учителю отводится главная роль. Надо  так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности.

Организуя учебный процесс в начальной школе, использую групповые формы работы на уроке (работа в парах и группах; самостоятельная творческая работа). (Приложение 1 )

Литературное образование учащихся невозможно без включения ученика в самостоятельную творческую деятельность. Поэтому, основными направлениями  моей работы на уроках литературного чтения в УМК «Начальная школа XXI века» (согласно программе Л.А.Ефросининой) являются:

- развитие навыка чтения;

- развитие восприятия художественного произведения;

- усвоение литературоведческих понятий;

- развитие речевых умений;

- развитие творческой деятельности учащихся;

- формирование читательских умений;

- нравственно-эстетическое воспитание.

        Самостоятельная работа рассматривается как деятельность учащихся под руководством учителя, управляется учителем, который организует виды самостоятельной литературно-творческой деятельности учеников, причем каждый ученик проявляет свои индивидуальные способности.

Комплект учебников и тетрадей «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой  дают возможность индивидуально подойти к ученикам, готовым выполнить задание самостоятельно, без указания и инструкции педагога ( высокий уровень самостоятельности); работать с учащимися, способными проявить самостоятельность при соблюдении определенных педагогических условий (средний уровень), а также предложить свою помощь ученикам, которые способны сделать самостоятельно лишь отдельные действия (низкий уровень). Такая возможность предоставляется при работе с учебниками и разноуровневыми заданиями рабочих тетрадей.

Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся. Говоря о самостоятельной работе, чаще отмечаются такие формы, как пересказ, составление плана, устное рисование, устное сочинение и др. одна и та же форма, с позиции участия ученика, может проходить на разных уровнях самостоятельности. Так,  виды пересказа ориентируются на различную самостоятельность учащихся:

1. Подробный пересказ - работа воспроизводящего характера.

2. Выборочный пересказ – работа  репродуктивно-творческого характера.

3. Творческий пересказ – частично-поискового характера работа.

        Подробный пересказ – работа, которую может выполнить практически любой ученик. Этот вид пересказа основан на развитии восприятия и памяти учеников. Учащиеся  с любым уровнем развития самостоятельности, проявляют активность при выполнении такого вида работы.

        Выборочный пересказ предполагает элементарный анализ произведения, отбор необходимого материала. Этот вид работы носит репродуктивно –творческий характер и вызывает трудность у учащихся с низким уровнем самостоятельности.

        Творческий пересказ (краткий, от лица какого-то героя, характеристика героев, их поступков и т.д.) – частично–поискового характера требует от учащихся умения анализировать произведение, проводить сравнение, систематизацию фактов, отбор необходимого материала, обобщение по предложенной теме, развитие речевых умений. Поэтому этот вид работы требует от ученика развития высокого уровня самостоятельности.

        С первых уроков грамоты в 1 классе учащиеся включаются в творческую самостоятельную работу: чтение частей текстов, характеристика героев и их поступков. А сравнение нескольких произведений: героев, событий, поступков и т.д. обучает детей творческой исследовательской деятельности. Так в первом классе дети приходят к выводу, что все русские сказки имеют повторы, есть зачины «Жили-были….», «В некотором царстве….», «Жила-была…» и концовка «И я там был….» и т. д.

        Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения:  стихотворений, сказок, коротких рассказов и прочее. Но эти работы дети выполняют самостоятельно по собственному желанию.

        Методы, приемы обучения. На  уроках чтения  использую такой прием в подготовительной работе, который называю «Разминка». Этот прием подразделяется на отдельные самостоятельные части: дыхательная гимнастика, дикция, оперативная память, анципация, творческая.

Дыхательная гимнастика

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно, на первое место ставится «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

  Формировать навык владения дыханием можно с помощью следующих упражнений.

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Побрызгайте белье водой»

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье (в один прием, три, пять)

«В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза)

«Выдох со счетом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки ( хором):

                  Как на горке,

                  На пригорке

                  Жили 33 Егорки

              ( глубокий вдох)

                  Раз Егорка, два Егорка…

               ( и т.д. до полного выдоха, но так чтобы в легких осталось немного воздуха).

( Уже через несколько уроков воздуха хватает на большее количество Егорок)

      Проводя систему дыхательной гимнастики, построенную на особой комбинации звуков, можно помочь детям овладевать умениями, способствующими отработке дикции; чувствованию произносимого звука; созданию эмоционального фона, благоприятно воздействующего на технику чтения; укреплению здоровья.

Дикция

Дикция – произношение, степень отчетливости в произношении слов и слогов  в речи, пении, декламации.                                                                              ( С.И. Ожегов )

При работе над произношением я использую скороговорки. Не каждому из ребят удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.

Виды работ со скороговоркой. (Приложение 2)

«Скороговорная разминка» – проводится в начале урока для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьников к уроку.

«Скороговорная пятиминутка» – для снятия интеллектуального напряжения данного урока, смены вида деятельности проводится в середине урока или в конце урока.

«Скороговорные игры-конкурсы»

 «Творческий вид - скороговорки с продолжением»

 Придумывается начало скороговорки и все одновременно  придумывают ее окончание.

Проще простого простаку Прохору

 просыпать просо просто так

 пройти по проволоке

провести прием праздничный и т. д.

Методика работы над скороговоркой достаточно известна.

От медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого быстрого. Начинаю с одной строки скороговорки и на каждом уроке добавляю новую. Для отработки четкого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Так как в течение 3-4 уроков чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. И ребята в хорошем темпе и без ошибок прочитывают новую строчку.

Развитие оперативной памяти.

Установлено,  что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов.

Удачной мне показалась мысль записывать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной- высыханием влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.

   В своей работе использую зрительные диктанты, составленные Е.М. Плюсниной. (Приложение 3 ) В наборах используются связные тексты, состоящие сначала из коротких двухсловных предложений, затем количество слов в предложениях постепенно  увеличивается. После записи предложений прошу детей придумать название текстам и обосновать свой выбор. Но свою работу со зрительными диктантами я начинаю со второго класса. В первом же классе для развития оперативной памяти использую прием «Фотографирование», когда дети «фотографируют» буквы, слоги, слова. Определяют лишнее, составляют со словами предложения.

Анципация слов, предложений и текстов. (Приложение 4)

По мнению Валерия Эдигея ребенок не читает потому, что:

1.Обладает малой скоростью мыслительных процессов.

2. Его заставляют читать.

3. Его чтение оценивают отметкой.

4. Он беспомощен перед этой проблемой.

5. Его учат читать.

И только система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения помогла ему решить эту проблему.

Основываясь на заданиях для определения умственных способностей человека, предлагаемых английским психологом, профессором Г.Айзенком, В.Эдигей создал по аналогии анаграммы:

ГИТР, ЕЛВ, СОЛН, ФИЛТУ.

(прочитать слова, исключить лишнее).

Он классифицировал их по частям речи, адаптировал для начальной школы, для того, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики. Эту методику В. Эдигея автор опыта применяет на уроках чтения, подбирая слова- анаграммы, тексты-анаграммы под  изучаемую тему урока.

Постепенно от слов- анаграмм  перехожу к целым предложениям-анаграммам, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указываю заглавную букву, печатая ее большой.

еВненсее осцеил оргосле юемзл.

Подбирая для каждого ученика посильный текст, получаются отличные результаты. Ребятам интересно «читать» такие тексты и высказывать предположения о теме сегодняшнего урока.

     Эти упражнения дети выполняют в группах (в парах или самостоятельно), следя за правильностью их выполнения. Развивается самоконтроль и самокоррекция  деятельности учащихся, при сравнении каждым учеником своей работы и работы товарища. Успехи каждого ученика обязательно оцениваю, но не сравниваю деятельность учеников. Оцениваю работу каждого с его личным продвижением в овладении предметом.

        Особое внимание хотелось бы уделить такой части разминки, как творчество. В этой части предлагаю учащимся различные творческие задания:

«Две строки». Детям предлагают две строчки из любого стихотворения и предлагается его продолжить – «Представьте, что вы поэт…..Закончите начатое четверостишие….».

Пример:        К нам весна шагает

                      Быстрыми шагами…..

«Рифма». Ученикам предлагаются рифмы в четверостишии, а они могут попробовать  придумать текст стихотворения.

Пример:      ………………….зима

                     …………………снега

                     …………………домой

                    ………………….с тобой

«Дополни пословицу» даются карточки с началом пословиц – надо вспомнить ее конец. Или даются «рассыпанные пословицы» -  надо найти начало и конец пословицы, «сложить пословицу», прочитать и объяснить ее смысл.

Задания творческого характера предлагаются в тетрадях «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой и могут быть использованы в разминке.

        Прием «Разминка» может быть применен и в конце урока, как закрепление изученного, как повторение пройденного. Не обязательно на уроке использовать все части разминки, за исключением «Развития оперативной памяти». Эта часть дает результат – увеличение угла зрения, развитие объема кратковременной памяти – только при ежедневной систематической работе. Остальные части разминки могут чередоваться, выбираются только те, которые помогут вхождению ребенка в урок. Для развития связной устной речи учащихся необходимо подобрать материал таким образом, чтобы вся работа подчинялась одной теме. Тогда ученику легко работать над темой, определять объем своих знаний и незнаний по теме, ориентироваться в предлагаемом материале и подвести итог урока: чему он научился; провести рефлексию.

Средства обучения. Большое значение при обучении младших школьников придаю визуальным формам организации материала. На уроках работаю со схемами, алгоритмами, таблицами. В кабинете накоплен и систематизирован обширный дидактический материал: разноуровневые тесты для контроля знаний учащихся, набор текстов и упражнений для формирования у учащихся навыков правописания, раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся.

 Результативность опыта

Сравнительный анализ психолого-педагогической диагностики, проводимой в классе, позволяет сделать вывод о достижении положительного результата в создании условий для развития самостоятельности младших школьников.

Уровень воспитанности учащихся класса изучался на основе теста Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», целью которого являлось выявление нравственной воспитанности учащихся 4 класса. Результаты диагностики свидетельствуют о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации  на «другого человека» (80%), лишь два ученика класса занимают эгоистическую позицию и имеют безнравственную ориентацию.

Диаграмма 1 Показатели нравственной воспитанности учащихся 4 б класса

Уровень обученности учащихся. Документально зафиксированные результаты мониторинга качества знаний  учащихся по годам обучения

Диаграмма 2 Качество знаний учащихся за 2 года обучения

Данные диаграммы показывают, что в течение двух лет всеми учащимися усвоены стандарты начального образования. Качество знаний учащихся возросло на 29%.

Диаграмма 3  Сформированность навыков чтения в сравнении за 4 года

      Развитие личности учащихся. Самостоятельная работа учащихся на уроке и во внеурочное время оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся, но и на развитие их познавательных процессов.  Значительно расширяется объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают приемами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти, обогащается словарный запас детей и формируется умение в словесной форме оформлять свои рассуждения. Развивается память, внимание, речь, пространственное воображение.

Познавательный интерес. Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Анкетирование учащихся 2 класса в отношении к учебным предметам показало, что  60% учащихся  чтение нравится и является  любимым предметом.

Диагностические обследования свидетельствуют о достаточно высоком уровне сформированности  у учеников компонентов учебной деятельности по сравнению с уровнем овладения предметными знаниями, умениями и навыками.

Диаграмма 4 Диагностика успешности обучения в 4 классе

Библиографический список

  1. Гиниятулина, А. А. Опыт организации групповой работы на уроках // Начальная школа. -  2004. - №7. - С.15-17
  2. Глазкова, Т. А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности // Начальная школа. -  1999. -  №10. - С. 33-36
  3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.
  4. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Львов, М .Р. Школа творческого мышления - М.: Просвещение, 1988.
  6. Ожегов, С., Шведова, Н., Толковый словарь.- М.: Слово, 1995.
  7. Оморокова, М. И., Раппопорт , И. В., Преодоление трудности. - М.: Просвещение, 1989.
  8. Фирсина, Е. Г. Формирование учебной самостоятельности учащихся.// Начальная школа. – 2004. - №11. -  С. 37-40
  9. Харчевникова, Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями.// Начальная школа. -  2003. - №2. - С.33-38
  10. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении.-  Томск: Пеленг, 1993
  11. Эдигей, В.Б. Учись читать малыш.-  Киев: Гранд, 1994

Приложение №4

Анаграммы – предметы

1

ГИРТ

ЕЛВ

СОНЛ

ФИЛТУ

2

НЁКЛ

БУД

ЁЗЕРАБ

ШАНИАМ

3

ПИГАСО

ФИЛУТ

ШИЧКЕ

МИАЗ

4

ВОРАТЬК

НИДАВ

ШАФК

РЁВКО

5

АЛПЕН

ЧУКАР

ГИНАК

БОЛЯОК

6

НУОКЬ

ОМС

УЩАК

ЛОТОМОК

7

КЁТЛИЧ

РОВАП

ВАДОРЕЦП

ШУГАР

8

ШРАГ

ЛАВСИ

УБАРЗ

ИГНКА

9

КЮРБИ

ДИПАЖК

ЩАПЛ

СОНСА

10

ЧИКАЙН

ШАКАЧ

БОСАКА

МЯСОРАВ

11

ЛИЫЖ

КАНСИ

КИОНЬК

ТАВАР

12

ЛИКОГА

КИТАН

ЖИНОЦНЫ

ХБЕЛ

13

БЕНО

АЛБОКО

ДЖОДЬ

ТАНОБ

14

РАСАХ

БЕХЛ

ОКОМЛО

КЕЦВОТ

15

АТПАР

СОКДА

ЛМЕ

ЕЛХБ

16

ЗАГЕАТ

НУРАЖЛ

МОСИПЬ

АШАК

17

ЧАБКО

ДОРЕВ

КАСАТН

НЫДЯ

18

КИБУКИ

КАЛУК

ШАКИМ

ЛОСТ

19

КИРОКДОЛ

ЛВЕ

РОМЖ

ДОВА

20

КЁЛН

СОНСА

НЯБАРИ

ШИМАНА

21

ЛАСИ

ЦАЯЗ

ДЕМЕДВЬ

РАГУША

22

ГСЕМ

ЗОРМО

АЗМИ

КОШАРМА

23

АКАШ

ТОМОПК

БЕХЛ

РОПТО

24

ЛЫМО

ТЁЩАК

ЫБУЗ

РОТОП

25

БАНАРАБ

ДАКУД

ЛОРЬЯ

ЗОАР

26

АРЗО

АКМРАШО

САТАР

ИШИМАН

27

КИПЯРН

ТРОТ

РИЖЕНОПО

БОКААС

28

ДРОКОТ

ИЧЕТУЛЬ

РАПОВ

ТЕЗАГА

29

КЕСОРЛ

ТОКАВРЬ

НИДАВ

ТЕЗАГА

30

ТИМАТЕКАМА

НЕЧЕТИ

МИПОСЬ

ШИНВЯ

31

КУАР

ГАЗАЛ

СОЛЫОВ

ТОНФАКЕ

32

МОЯС

БОЛАКАС

ЛАТОТКЕ

ПЕРАКЬ

33

ДОШУКПА

ЯДОЛЕО

РЫКАПОВЛО

МОРОПИД

34

МОРОПИД

ЦУРОГЕ

МКОРОВЬ

НИДАВ

35

ФАТОК

ПАТЕЛЬ

ТАЛОПЬ

НИДАВ

36

НАКТ

ШУПКА

ЛОМАСЕТ

ВОРОКА

37

ВИЛЕТЕРОЗ

ИНОК

МИЛФЬ

ПАГОСИ

38

ШИНВЯ

САВЛИ

НЕРЯШЧЕ

АВАЗ

39

ЗААВ

САКТЮРЛЯ

ШАЧКА

НЕПАЛ

40

КОТЕЦВ

ОЛЕТ

ВОСЕЛОЙ

ЫНЯД

41

КОРИЛК

ДОШАЛЬ

КУТА

УБД

42

ТЕСАМАН

РИКЕФ

ОКОМОЛ

ЦАЯЗ

43

РАШФ

ПАКАШ

БАШУ

ДЕМЕВДЬ

44

РАКАШ

ГАФЛ

ТЕВЦЫ

ЗАКСАК

45

АБОСАК

НОКЬ

ШОККА

БАРЗУ

46

РОПТО

КОТМОЛО

ЛАПИ

ОЛОКОМ

47

ДИМОРОП

РУГЕЦО

КЛУ

НОРАОВ

48

ИКЛВА

АКСТАН

ЖНО

ВАЛСИ

49

РАНООВ

АКУТ

СУГЬ

ТАНОБ

50

ЕТОМЕРИГЯ

ИМЯХИ

ФИГАРОГЕЯ

ИДЕНЬКОПЕЛН

51

ПИВКИНОШ

АЯТМ

ШАКРОМА

ТЮРЕПЬКМО

52

АРВОГОРИКД

ГРЕДИЛНАН

СВАКОМ

НЕКЬМА

53

ШКУДОПА

ЯДОЛЕО

ТРАСАМ

ЯХНУК

54

ЗАКАСК

СЗАКСАР

СТЕВЬПО

ЛИУНГ

55

ДОНЕКООЛ

ДОРТАНОЗЕД

ХИУД

КЕБИНУЧ

56

РЕПИТЮ

РЕНАВЕ

МЯЛЕЗ

ЗИКИФА

АНАГРАММЫ – ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

1

ДЛИЙНЫН

ОБЛЬШОЙ

МАКИЙЕЛНЬ

ЛАБЕЯ

2

КРВИАЯ

КРАВАЯСИ

ОХРОИШЙ

ЛЕЗЁАЯН

3

ГУЛЫПЙ

МУЫНЙ

ЛОСНЕНОЕЧ

СМЕНОЙШ

4

ТВРЁДЫЙ

ЯМГКИЕ

КРПЕЯАК

ВОЧЙИЛ

5

ЛЕНТЙИ

ОСЕИНЙН

ЗМИНИЙ

СЛИЬОЕН

6

КРСАНЫЙ

ЗЕЁЛОНЕ

ЁЖТЛЫЙ

РЕКПКИЙ

7

БЕЫЙЛ

ЧРЁНЫЙ

НИИЙС

ДОГАЯЛ

8

ЁТМНЫЙ

СВЕЛАТЯ

СРДЕНИЙ

ЧЁНЯРА

9

ХООЛНДЫЙ

ТЁЛОПЕ

ГОЯРИЧЙ

МУБАЖЫЙН

10

СУЙХО

СЫОРЙ

МОРЫКЙ

ЛАВЖНЫЙ

11

ВКУНСЫЙ

ПРИТЯЫЙН

ЛПОХОЙ

ЛОСЁНАЯ

12

ВЕСЛЁЫЙ

ГРУТСЫНЙ

СЕРЬЗНЁЫЙ

ЧАПЕЛЬАЯН

13

СТЕКЯЛЫННЙ

НВДЕЕРНЯВЫЙ

ЖЕЗЛЕАНЯ

ЛООВЯННЫЙ

14

ЗВОКИЙН

ИТХАЯ

ГРМОИЙК

МЗЕЛЯЙЫН

15

ИКСЫЛЙ

СЛДАКИЙ

ГОЬКРИЙ

СКИЛЯА

16

ЧИТЫСЙ

ГРЯНЗЫЙ

СВЕЯЖ

Приложение №3

ЗРИТЕЛЬНЫЕ   ДИКТАНТЫ

(  ПО СИСТЕМЕ Т. И. ФЕДОРЕНКО

СОСТАВИТЕЛЬ Е.М. ПЛЮСНИНА )

№1 ( от 8 до 15 букв)                                                                    

  1. Тает снег.
  2. Бегут ручьи.
  3. Светит солнце.
  4. Появились лужи.
  5. Чирикают воробьи.
  6. Наступила весна.

   № 2 (от 12 до 23 букв)

  1. Трещат морозы.
  2. Холодно зимой.
  3. Спрятались звери.
  4. В норне спит лиса.
  5. В берлоге спит медведь.
  6. Зайка притаился под кустом.

 

 № 3 (от 15 до 22 букв)

  1. Прилетели птички.
  2. Ярко светит солнце.
  3. Распускаются листочки.
  4. Весело журчат ручейки.
  5. В окно повеяло весною.
  6. Скоро весь лес зазеленел.

 

№ 4 (от 19 до 25 букв)

  1. Пролетело жаркое лето.
  2. Листья на деревьях пожелтели.
  3. Уныло глядят опустевшие поля.
  4. Умолкли звонкие голоса птиц.
  5. Редко светит солнышко.
  6. Наступила осенняя пора.

№ 5 (от 18 до 29 букв)

  1. Я хочу посадить цветы.
  2. Я люблю розы и георгины.
  3. Маме понравится моя клумба.
  4. Я буду хорошо ухаживать за цветами.
  5. Буду поливать их и полоть.
  6. Цветы будут дарить людям радость.

Приложение №3

  № 6 (от 22 до 27 букв)

  1. Дети пошли в лес за грибами.
  2. Взяли с собой большие корзинки.
  3.  Саша первый нашел подберезовик.
  4. А Машеньке попался подосиновик.
  5. Много в лесу разных грибов.
  6. Ребята набрали полные корзинки.

№ 7 (от 21 до 35 букв)

  1. Федя решал задачу у доски.
  2. Задача никак не получалась.
  3. Федя очень старался.
  4. И вдруг пришла догадка.
  5. Федя быстро написал решение.
  6. Ему понравилось преодолевать трудности.

   № 8 (от 23 до 43 букв)

  1. Мы живем в поселке Чернянка.
  2. Красивы улицы нашего поселка.
  3. Мы всегда любуемся новейшими постройками.
  4. Широкие улицы и узкие переулки – все нам дорого.
  5. Хороша наша речка Оскол.
  6. Здорово поплавать в жаркий летний денек по Осколу.

 №9 (от 24 до 43 букв)

  1. Летом наша семья жила на даче.
  2. Мы много купались и загорали на солнышке.
  3. В нашем озере можно поймать много рыбы.
  4. Рядом с нашей дачей растет смешанный лес.
  5. В этом лесу есть земляника, черника, брусника.
  6. Нам нравится отдыхать летом на даче.

№ 10 (от 25 до 52 букв)

  1. Поля запорошило белым снегом.
  2. Весело лететь с высокой горы на лыжах.
  3. Мороз щиплет уши, нос и щеки, но мы его не боимся.
  4. Зимние забавы радуют мальчишек и девчонок!
  5. Они очень любят кататься на санках, лыжах и коньках.
  6. Очень хочется ребятам, чтобы зимний день подольше не кончался.

 № 11 (от 32 до 43 букв)

  1. Мальчики принесли из леса сухих веток.
  2. Они хотели развести костер, чтобы сварить уху.

Приложение №3

  1. Было слишком сыро, и костер очень долго разжигался.
  2. Тогда мальчики решили развести костер под навесом.
  3. Наконец, уха готова: сколько радости у ребят!

 

 № 12 (от 32 до 55 букв)

  1. Дедушка Филипп пасет коров на лугу.
  2. Мирно щиплют они зеленую сочную травку.
  3. Все коровы разные: одни белые с черными пятнами, другие – рыжие.
  4. Ярко светит солнышко, и коровы прячутся в тень под кусты.
  5. Скоро дед Филипп погонит своих коров на водопой к реке.
  6. Хорошо заботится дедушка Филипп о коровах, и они дают много молока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности младших школьников, как основа личностного самоопределения.

Презентация по теме самообразования. Срок реализации темы 4 года.     В связи с растущим потоком информации происходит «износ знаний», т.е. те знания, которые мы имеем сегодня, зав...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.

Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению....

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»...

Доклад " Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики"

В материалах  ФГОС одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как  ус-ловия её самоактуализации»....

Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелате...