Статья "Уроки когнитивного типа. Урок-эксперимент"
статья (4 класс) на тему

Логинова Инна Лимовна

В статье я рассказываю о когнитивно-.визуальном подходе к обучению.Этот подход связан с использованием когнитивных (познавательно-смысловых) возможностейвизуальной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_kognitivnogo_tipa.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя начальных классов Логиновой И.Л. по теме «Уроки когнитивного типа. Урок-эксперимент»

Считается, что в процессе обучения человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т. д. Этот механизм мышления обычно называют символическим  или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с графикой, изображениями, образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, геометрическим, интуитивным и т. д.  

Физиологически логическое мышление связано с левым, а образное мышление — с правым полушарием человеческого мозга.  Когнитивно-визуальный подход к обучению – это принцип формирования образовательной технологии на основе взаимосвязи и единства абстрактно-логического содержания учебного материала и методов с наглядно-интуитивными. Этот подход связан с использованием когнитивных (познавательно-смысловых) возможностей визуальной информации (например, при работе над иллюстрациями).

Когнитивная визуализация содержит в себе ключ к решению многих учебных проблем. Здесь учитывается роль цвета, усиливающего восприятие, запоминание, осмысление учебной информации более, чем при черно-белом предъявлении информации. Данный подход стимулирует широкое использование в процессе обучения цвета и форма, графиков и рисунков, комплексных когнитивно-визуальных заданий и мультипликаций. Модернизация системы школьного образования в направлении реализации компетентностного подхода, внедрения новых образовательных стандартов, усиления метапредметности в содержании образования сопровождается разработкой новых педагогических технологий, дидактических средств их реализации. Одной из таких технологий является когнитивная образовательная технология (КОТ),  в которой обучение рассматривается как процесс формирования когнитивных схем в памяти человека, играющих роль механизма восприятия и переработки информации.

Реализация в практике обучения когнитивно-визуального подхода способствует развитию обоих мозговых полушарий, устраняет неоправданное преувеличение роли левого полушария, насыщает процесс обучения эмоциональным компонентом. Уроки при этом делаются в радость.

В связи с этим особое значение в развитии креативности приобретают те дидактические средства, которые способствуют систематизации, организации, структурированию информации в памяти человека. При этом дидактические средства, обеспечивающие визуализацию информации, позволяют добиваться наибольшего развивающего эффекта.

Приведу пример урока-эксперимента по теме «Свойства воды»

Урок по предмету «Окружающий мир» 3 класс

Тема урока : « Свойства воды в жидком состоянии».

Цель урока: формировать понятия «свойства воды»,дать представления о применении воды в жизни человека.

УУД: 1. Уметь выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.

2. Формировать этические свойства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.

3. Умение принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение  классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Форма организации обучения: индивидуальная, в парах, в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: нестандартный, исследовательский.

Основной метод обучения: исследование-целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Оборудование:  презентация,    раздаточный материал:  оборудование для опытов: стаканы с водой, соком, молоком, ложки, полоски цветной бумаги, спиртовка с  пробиркой. 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Вот уже заливисто прозвенел звонок!
Мальчики и девочки сели на урок!
- Ребята, поздоровайтесь с гостями. Проверьте свое рабочее место.

II. Мотивационное начало урока. Выход на тему урока.  

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Вы проведёте научную работу, чтобы получше узнать одну «особу» и её свойства. О чём идёт речь, вы узнаете разгадав ребус.  

(слайд №2-3)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу.(вода)

Действительно нашу особу зовут «Вода». Она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.

(слайд№4)  

Тема сегодняшнего урока «Вода и её свойства в жидком состоянии».

 (слайд №4)

III. Постановка учебной задачи.

Чтобы вы хотели узнать о воде?

(слайд №4 по щелчку)

- Почему воду, назвали водой?

- Какая бывает вода?

- Какими свойствами она обладает?

IV. Работа над новым материалом.

(Слайд 5)

Почему же воду, так назвали?

Существует древняя притча о воде. Рассказываю притчу. (приложение №1)

   -Что вы знаете о воде?

    - Где мы ее встречаем?

   (слайд 6 по щелчку- 3 р)

Учащиеся  рассказывают стихотворения о воде.

1. Вы слыхали о воде?
   Говорят она везде!
   В луже, в море, в океане
   И в водопроводном кране.
                                 2. Как сосулька замерзает,
                                     В дом туманом к нам вползает,
                                     На плите у нас кипит,
                                     Паром чайника шипит,
3. Растворяет сахар в чае
    Мы её не замечаем,
    Мы привыкли, что вода –
    Наша спутница всегда!
                                  4. Без неё нам не умыться.
                                      Не наесться, не напиться!
                                      Смею вам я доложить –
                                      Без воды нам не прожить.

   (слайд 7)

Ребята, а какая бывает вода?

(слайд 8 по щелчку  - 7 раз)

1.Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
                                   

                                     2.Есть даже вода тяжёлая,
                                       А есть вода и весёлая,
                                       Солнечная, чудесная,
                                       Привозная и местная,
                                       Волшебная, талая,
                                       Большая и малая,
                                       Сточная, проточная,
                                       Чистая и грязная …
                                       Ну, в общем, очень разная.

(слайд 9)

1. Работа с учебником.

-А еще вода бывает в трех состояниях. Вы сейчас самостоятельно прочитаете  на стр.26.

-Почему вода названа жидкой?

-Разве бывает твёрдая вода? (ответы детей).

- А какая еще бывает вода, кто знает? (ответы детей).

(слайд 10)

-Приведите примеры воды в этих трех состояниях.

2. Работа по теме урока.

-Вспомните, какое существенное свойство жидкостей вам известно?(текучесть)

-Почему все жидкости можно хранить в емкостях  разнообразной формы?(жидкости принимают форму того сосуда, в котором находятся).

-Почему вода принимает форму того сосуда в котором она налита? (текуча).

Физкультминутка

(слайд 11)

А сейчас мы с вами попадем туда, где вода ценится дороже золота. Как вы думаете, где это может быть? (Африка).

И вместе с жителями этой страны потанцуем.

V. Практическая работа.

(слайд 12-13)

Нам с вами осталось ответить на последний вопрос:"Какими свойствами обладает вода?"

Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты.

Работа в группах.

Работаем в группах, объединитесь. Прежде чем проводить опыт, изучите порядок его проведения. Получают карточки с заданием (приложение №2).Ответы записывайте в тетрадь на стр.12.. задание 21.

Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня?

(бесцветная, прозрачная, без запаха).

(слайд14-16)

Демонстрационный опыт (показать плохую теплопроводность воды)

-Какой вывод можно сделать из этого опыта? Плохо или хорошо вода проводит тепло?

-Результат запишите в тетрадь задание 22 и зарисуйте этот опыт.

(слайд 17)

VI. Закрепление.

- Молодцы, ребята. Какие свойства воды вы установили, проводя опыты?

Работа в парах.

-Переходим к следующему этапу нашей работы. Для закрепления отгадаем кроссворд. (у каждой пары на столе лежит листок с кроссвордом).

-А теперь проверим.

(слайд 18 по щелчку проверка).

Мы о многом  вспомнили, много узнали нового. А теперь отгадайте загадки, которые непосредственно связаны с водой.

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)

Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)

Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)

День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)

Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)

Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)

Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)

VII. Итог урока.

- Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали и много узнали нового.

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

Оценивание. Словесное и отметочное.

VIII. Домашнее задание.

-Ответить на вопросы на стр.27

Молодцы ребята, спасибо вам за урок. (слайд №32).

Мне понравилось, что вы были активными, соблюдали правила безопасности. Вы – маленькие исследователи, помощники автора учебника.  

Приложение 1

Притча о воде

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

Приложение 2

Исследовательская работа (эксперименты)

Задание: проведите эксперименты, пронаблюдайте, сделайте вывод, выявите свойства воды

1. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

2. Возьмите полоски цветной бумаги. Сравнивайте цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

3. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цельсий или Фаренгейт - урок-эксперимент. Работа с электронными датчиками.

Измерение температуры, используя две разные температурные шкалы - Цельсий или Фаренгейт...

Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")...

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...

Дети с гармоничным типом развития. Дети с дисгармоничным типом развития

Дети с гармоничным типом развития. Дети с дисгармоничным типом развития...