Планирование работы со слабоуспевающими учащимися
консультация на тему
Материал содержит образец и рекомендации по работе учителя начальных классов со слабоуспевающими учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы со слабоуспевающими учащимися ____ класса
учителя начальных классов:_________
Цель:Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
- Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
- Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
- Реализация разноуровнего обучения
- Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
- Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Направления и виды деятельности:
1.Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.
3. Организация работы с родителями слабоуспевающих учащихся.
Распределение недельного времени для индивидуальных занятий
№ | День недели | Время | Ф.И.учащегося | Длительность занятия |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
итого |
План работы на 2016 – 2017 учебный год
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, ноябрь, январь, март (корректировка по мере необходимости) |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в план урока. Создание ситуации успеха на уроке. Дифференцированные домашние задания. | В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса | В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися | В течение учебного года |
7.Работа с родителями: индивидуальные консультации, оказание методической помощи в организации подготовки домашних заданий. | В течение учебного года |
Список слабоуспевающих (неуспевающих) учащихся 3 г класса
№ | Ф.И. ученика | Предметы | Причины неуспеваемости | Результаты на конец предыдущего периода |
1 | Титов Илья | Русский язык Математика | 1.Низкий уровень подготовки ребёнка к школе (не исправлены недостатки развития речи ребенка - логопатия). 2.Психологические познавательные способности на низком уровне развития (мышление, память, речь). 3.Недостаточная домашняя подготовка. | Низкий уровень усвоения программного материала. |
2 | Трапицын Владимир | Русский язык Математика | 1.Ребенок не был подготовлен к школе (не знал букв, цифр, имел недостаточный запас бытовых знаний). Читать научился в конце 1-го класса, с большим трудом выполняет логические операции, очень слабо развиты процессы запоминания . 2. Низкий уровень развития познавательных способностей. 3.Отсутствие положительного отношения к школе, мотивации к учению, лень, слабо развито внимание и восприятие. | Низкий уровень усвоения программного материала. |
3 | Чахалова Аида | Русский язык Литературное чтение Математика | 1.Недостаточная домашняя подготовка. 2.Ребенок другой национальности, члены семьи общаются на родном языке. 3.Отсутствие положительного отношения к школе, мотивации к учению, лень, слабо развито внимание и восприятие. | Низкий уровень усвоения программного материала. |
Индивидуальная карта ученика
Ф.И. ученика__________________________________________
Класс__________ __ четверть
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1. | Индивидуальные дополнительные занятия. | Тематика занятий. | Дата сроки |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
2. | Дифференцированные задания. | Методические пособия: | |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
3. | Дифференцированный контроль знаний. | Темы: | |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
4. | Консультации для родителей. | Тема: | |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
6. 5 | Дополнительные занятия (с психологом, логопедом) | Вид занятий: | |
|
| ||
|
|
Оказание помощи слабоуспевающему ученику на уроке | |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости | |
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль | |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Как можно помочь слабоуспевающему ученику:
1.Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
2.Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- “Разрезные” теоремы.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “карточки-информаторы”,
- “карточки-с образцами решения”.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
· специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
· карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
· карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
· карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
· карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33741.jpg)
Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах
В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...
Организация работы со слабоуспевающими учащимися
Рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/29/picture-44330.jpg)
Работа со слабоуспевающими учащимися
Организация работы учителей начальных классов по обеспечению успешного усвоения базового уровня образования учащимися с пониженной мотивацией к обучению...
Работа со слабоуспевающими учащимися.
Презентация на тему "Работа со слабоуспевающими учащимися"....
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...