Методическое разнообразие проблемных ситуаций.
статья на тему

Спиридонова Ирина Юрьевна

Пример некоторых моментов урока, где ставится проблема и решается проблемная ситуация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое разнообразие проблемных ситуаций.

Проблемные задания выполняются в структуре разных форм организации процесса обучения, в частности, на уроке, во время выполнения домашних заданий, также на внеурочных и внеклассных занятиях.

Приемы создания проблемных ситуаций представлен в Таблице 1.

Большинство проблемных заданий являются кратковременными. Их выполнение требует небольшой части урока и только иногда – весь урок. Это зависит от содержания темы урока или ее логично завершенной части. Нужно учитывать тот факт, что на первых этапах овладения творческой (поисковой) деятельностью доминирующим стимулом, который поддерживает познавательный интерес школьников, выступает конечный результат. Приобретая опыт творческой деятельности, дети вовлекаются в выполнение заданий, которые рассчитаны на 1 – 1,5 недели и даже несколько месяцев. Но в начальных классах количество таких заданий очень невелико и выполняются они только под непосредственным руководством и контролем учителя.

Проблемные задания ориентированы на индивидуальную, групповую или фронтальную организацию поисковой деятельности детей. Они могут решаться учениками с разным уровнем самостоятельности, которая определяется мерой сотрудничества с учителем. Потому процесс решения проблемных заданий организуется разными методами проблемной обучения: эвристическим и исследовательским.

Учебная проблема не является проблемой для учителя. Ведь именно учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации,  принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.

Чтобы учителю создать проблемную ситуацию на уроке, нужно учащегося поставить перед необходимостью выполнения такого задания, где особое место будет занимать неизвестное.

Вот пример некоторых моментов урока, где ставится проблема и решается проблемная ситуация.

Например, урок  русского языка, тема «Перенос слов», 1 класс. Учитель спрашивает: «Как поступить, если слово не помещается на строчке?» Дети предполагают: «Часть слова перенести на другую строчку» Учитель спрашивает: «Как это сделать?» Потом говорит о том, что мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова и зачем их переносят. Дети выдвигают разные предположения. Идеи детей и учителя  записываются на доску. Все вместе приходят к выводу, чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги и знать некоторые правила переноса.

Урок математики, тема «Равенства и неравенства», 4 класс. На доске записаны высказывания со знаками «=» и «>,<». Учитель просит разделить данные записи на 2 группы и каждой группе дать название. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают её без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Урок математики, тема «Умножение на трехзначное число», 3 класс. Учащиеся уже умеют выполнять письменное умножение на двузначное число, знают алгоритм. Учитель пишет пример  умножения на трехзначное число и просит пояснить решение, дополняя  уже известный алгоритм.

Урок окружающего мира, тема «План. Масштаб», 4 класс. Учитель просит нарисовать на тетрадном  листе пенал. Затем даёт задание нарисовать дом или школу  в натуральную величину.  Ученики понимают, что  это невозможно.  Под  руководством учителя,  они приходят к выводу, что нужно использовать масштаб.

Урок русского языка, тема «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс. На доске представлены слова «праздник», «солнце», «известие», «капустный», «сердечный»,  «местный», «радостно». Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, а в других нет.

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? Значит какая тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Урок окружающего мира, тема «Экосистема луга»,3 класс.

Учащиеся читают диалог.

Лена: «Зачем лужайку в парке скосили? Там такая сочная трава была!»

Миша: «Если траву не косить, то засохшие стебли помешают ей расти в будущем году. Поэтому траву в парках и скашивают»

Учитель задает вопросы: «На какое противоречие вы обратили внимание? О чём вы узнаете на уроке? Кто убирает нескошенную траву в дикой природе?

Почему экосистема может существовать сколь угодно долго без чьей-то помощи?»

Урок русского языка, тема «Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова», 1 класс.

На доске предложение: «Серый волк в густом л…су встретил рыжую л…су»

Учитель спрашивает: «Какие буквы надо вставить? Одинаковые или разные?»

Дети: «разные». Учитель: «Почему? Как доказать это?»

Урок русского языка, тема «Наречия», 3 класс.

На доске два столбика слов. 1-й столбик: «далекий», «чистый», «легкий», «сладкий»; 2-й столбик: «далеко», «чисто», «легко», «сладко». Что вы можете про них сказать?

Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия.

Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.
(Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.)
Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?
Ученики: Неизменяемая часть речи
Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.)
Ученики: Окончания.
Учитель:
 Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)

Урок математики, тема «Умножение», 2 класс.

Учитель предлагает решить задачу: «Чтобы письмо дошло до адресата ,на один конверт наклеили 2 марки. Сколько марок понадобится, чтобы отправить по адресам 6 конвертов?» Учащиеся: «2+2+2+2+2=12 (марок)

Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 486 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое  второклассниками вообще.

Урок русского языка, тема " Существительные с суффиксом –ник- " ,3 класс

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: лес - лесник, школа - школьник, чай -чайник, бумага - бумажник, ель-ельник)

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: город, бочка, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса –ник-?

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом –ник-".

Урок русского языка, тема «Глаголы-исключения», 4 класс.
Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

Ученики: Спряжение глаголов.
Учитель: Потренируемся  в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "видеть" и "стелить". (Видеть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Как их можно назвать? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Глаголы-исключения.

Урок ОРКСЭ, тема «Христианская церковь», 4 класс.

Беседа по вопросам

–Какая вера была распространена в римской империи?

-Что это за вера?

Вывод: В римской империи была распространено язычество- вера в несколько богов.

Учитель: «Зная, что в Римской империи была распространена вера во многих богов, предположите, как восприняли римские императоры появление христианства- веру в одного бога?»

      Таким образом, проблемная ситуация может возникнуть на уроках тогда, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.

Выводы.

Для учителя важным является умение моделировать проблемную ситуацию. Чтобы задание превратилось в проблему, дети должны проанализировать его, осознать цель, которую необходимо достичь.

Чтобы учителю создать проблемную ситуацию на уроке, нужно учащегося поставить перед необходимостью выполнения такого задания, где особое место будет занимать неизвестное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Методическое объединение по теме: «Создание проблемных ситуаций в начальной школе»

В данной работе представлен опыт использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...