Выступление "Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников"
статья на тему
В данной работе представлены этапы работы над проектом во время урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eremenko_konferentsiya_vystuplenie_avgust.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Используя современные педагогические технологии, учителю необходимо организовать деятельность учащихся немного по-иному. Учитель должен идти в класс не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. И здесь на учителя начальных классов возлагается большая ответственность: научить ребенка не только читать, писать, считать, решать задачи, но и научить быть внимательными без принуждения, активными, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость учения, устойчивое желание учиться.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Проектная технология - универсальная образовательная технология. Позволяет ученикам моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.
Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.
Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывают уроки-исследования, которые я обычно провожу по окружающему миру на уроках открытия новых знаний.
Рассмотрим этапы работы над проектом на примере моего урока «Мир животных» в 3 классе.
На 1 этапе Погружения в проект
Проводится подготовительная беседа, в ходе которой формулируются тема и цели урока и возникает проблема. На моем уроке, выяснив, что животные все разные, появилась проблема: выделить группы животных и определить отличительные особенности каждой группы.
2 этап. Планирование деятельности.
На втором этапе планируется деятельность учащихся.
Происходит деление на группы, распределение ролей в каждой группе; мной была предложена форма презентации результатов проекта.
Обязательно на данном этапе необходимо напомнить о правилах работы в группах.
3 этап. Осуществление деятельности по решению проблемы
Идет разработка проекта.
Учащиеся самостоятельно работали в своих группах. Читали текст и выделяли информацию о группах животных по плану: ПЛАН
Я в ходе работы: направляю деятельность учащихся, отвечаю на возникшие вопросы, контролирую работу групп.
4 этап. Оформление результатов
Идет структурирование полученной информации, формулирование выводов. Дети изготавливают продукт (плакат о своей группе животных).
5 этап. Презентация результатов
Капитаны каждой группы выходят с подготовленным плакатом и представляют свою группу животных, рассказывая по плану.
6 этап. Оценка результатов работы и процесса проектной деятельности.
Учащиеся провели самоанализ и оценивание своей деятельности.
Во внеурочной деятельности большой интерес вызвала коллективная работа над проектом «Школа будущего». Во время работы дети были распределены на группы. Каждая группа получила задание и определила направление своей деятельности.
Работая над проектом, дети познакомились с историей школы, с ее строением, провели анкетирование учащихся с целью выявления их интересов. Результатом совместной работы был выполнен макет «Школа будущего», где ребята постарались показать все, чем хотят заниматься учащиеся.
Не менее интересным стал проект 3 класса «Кукольный театр». В ходе работы учащиеся познакомились с историей театра, с основами актерского мастерства. Мы с ребятами выбрали сказку, совместно создали для нее декорации и сшили кукольных героев. Поставленный спектакль дети представили для учащихся других классов.
В процессе творческих работ, дети получили глубокое удовлетворение от сделанного.
В результате совместной деятельности у учащихся развиваются такие качества, как умение оценивать результаты своей работы. Взаимодействуя в группе, дети учились помогать друг другу, учились общаться, договариваться.
Во внеклассной работе организую также написание учебно-исследовательских работ учащимися.
Актуальными оказались:
- исследовательская работа на тему: «Как укрепить иммунитет?», автор Еременко Настя. В итоге был разработан классный час и буклет «Как укрепить иммунитет?». Учащимся были даны рекомендации по укреплению иммунитета.
- исследовательская работа на тему: «Олимпиада в Сочи 2014 года», автор Югова Влада. Проведены: классный час об олимпиаде; олимпийские состязания среди одноклассников, где выявлена олимпийская чемпионка класса; создан буклет, где говорится, как стать сильным и выносливым.
- исследовательская работа на тему: «О чем может рассказать пуговица?», автор Гончарик Аннета. По теме исследования был проведен классный час и разработан буклет, в котором приведены: интересные факты о пуговицах, обереги из пуговиц, народные приметы, сны о пуговицах, творческие работы с пуговицами.
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников и, непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение:
1. классифицировать;
2. обобщать;
3. отбирать все возможные варианты решения;
4. переключаться с одного поиска решения на другой;
5. составлять программу действий по своей работе;
6. рассматривать объект с различных точек зрения;
7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
8. составлять задания по предложенной теме;
9. проводить самоконтроль.
На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков и желание поделиться полученными знаниями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...
Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...
Статья "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников на уроках в УМК «Планета знаний»
Данная статья поможет в работе учителю работающему по УМК "Планета знаний"...
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...
«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности .
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средств...