Выступление "Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников"
статья на тему

Еременко Алёна Михайловна

В данной работе представлены этапы работы над проектом во время урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eremenko_konferentsiya_vystuplenie_avgust.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Используя современные педагогические технологии, учителю необходимо организовать деятельность учащихся немного по-иному. Учитель должен идти в класс не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся  должны стать результатом их собственных поисков. И здесь на учителя начальных классов возлагается большая ответственность: научить ребенка не только читать, писать, считать, решать задачи, но и научить быть внимательными без принуждения, активными, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость учения, устойчивое желание учиться.

Поэтому  в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Проектная технология - универсальная образовательная технология.  Позволяет ученикам моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения,  добиваться определенного результата, приобретать  знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли  (лидера, исполнителя, посредника)  

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение  планировать. Дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.

Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя  их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывают уроки-исследования, которые я обычно провожу по окружающему миру на уроках открытия новых знаний.

Рассмотрим этапы работы над проектом на примере моего урока «Мир животных» в 3 классе.

На 1 этапе  Погружения в проект

Проводится подготовительная беседа, в ходе которой формулируются тема и цели урока и возникает проблема. На моем уроке, выяснив, что животные все разные, появилась проблема: выделить группы животных и определить отличительные особенности каждой  группы.

2 этап. Планирование деятельности.

На втором этапе планируется  деятельность учащихся.

Происходит деление на группы,  распределение ролей в каждой группе; мной была предложена  форма презентации результатов проекта.

Обязательно на данном этапе необходимо напомнить о правилах работы в группах.

3 этап. Осуществление деятельности по решению проблемы

Идет  разработка проекта.

Учащиеся самостоятельно работали в своих группах. Читали текст и выделяли информацию о группах животных по плану:  ПЛАН

Я в ходе работы: направляю деятельность учащихся, отвечаю на возникшие вопросы, контролирую  работу групп.

4 этап. Оформление результатов   

Идет структурирование полученной информации,  формулирование выводов. Дети изготавливают продукт (плакат о своей группе животных).

5 этап.   Презентация результатов

Капитаны каждой группы выходят с подготовленным плакатом и представляют свою группу животных, рассказывая по плану.

6 этап. Оценка результатов работы и процесса проектной деятельности.

Учащиеся провели самоанализ  и оценивание своей деятельности.

Во внеурочной деятельности большой интерес вызвала коллективная работа над проектом «Школа будущего». Во время работы дети были распределены на группы. Каждая группа получила задание и определила направление своей деятельности.

Работая над проектом, дети познакомились с историей школы, с ее строением, провели анкетирование учащихся с целью выявления их интересов. Результатом совместной работы был выполнен макет «Школа будущего», где ребята постарались показать все, чем хотят заниматься учащиеся.

Не менее интересным стал проект 3 класса «Кукольный театр». В ходе работы учащиеся познакомились с историей театра, с основами актерского мастерства. Мы с ребятами выбрали сказку,  совместно создали для нее декорации и сшили кукольных героев. Поставленный спектакль дети представили для учащихся  других классов.

В процессе творческих работ, дети получили глубокое удовлетворение от сделанного.

В результате совместной деятельности у учащихся развиваются такие качества, как умение оценивать результаты своей работы. Взаимодействуя в группе, дети учились  помогать друг другу, учились общаться, договариваться.

Во внеклассной работе организую также написание учебно-исследовательских работ учащимися.

Актуальными оказались:

  • исследовательская работа на тему: «Как укрепить иммунитет?», автор Еременко Настя.  В итоге был разработан классный час и  буклет «Как укрепить иммунитет?». Учащимся были даны рекомендации по укреплению иммунитета.
  • исследовательская работа на тему: «Олимпиада в Сочи 2014 года», автор Югова Влада. Проведены: классный час об олимпиаде; олимпийские состязания среди одноклассников, где выявлена олимпийская чемпионка класса; создан буклет, где говорится, как стать сильным и выносливым.
  • исследовательская работа на тему: «О чем может рассказать пуговица?», автор Гончарик Аннета. По теме исследования был проведен классный час и разработан буклет, в котором приведены: интересные факты о пуговицах, обереги из пуговиц, народные приметы, сны о пуговицах, творческие работы с пуговицами.

Проектная и исследовательская  деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников и, непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение:

1.        классифицировать;

2.        обобщать;

3.        отбирать все возможные варианты решения;

4.        переключаться с одного поиска решения на другой;

5.        составлять программу действий по своей работе;

6.        рассматривать объект с различных точек зрения;

7.        сравнивать различные объекты и их совокупности;

8.        составлять задания по предложенной теме;

9.        проводить самоконтроль.

На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков и желание поделиться полученными знаниями.

      Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников на уроках в УМК «Планета знаний»

Данная статья поможет в работе учителю работающему по УМК "Планета знаний"...

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности .

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.  Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средств...