«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»
статья на тему

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится  в области познавательных интересов ребёнка и  зоне ближайшего развития.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у  обучающихся.Педагог – это организатор исследовательской  деятельности,  который выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя.

 Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №6 г. ГЕОРГИЕВСКА

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников

в контексте ФГОС»

(обобщение опыта работы)

Ставропольском краевом открытом педагогическом фестивале «Талант – 2014»

Тишина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов

высшей категории

2014 год

 «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

В 2009  -2010 учебном году городским методическим объединением было запланировано проведение первой научно практической конференции младших школьников «Почему?», на которой каждая школа города должна была представить лучшую проектно-исследовательскую работу по теме «Животные».  Мне, как руководителю ШМО, пришлось вплотную заняться подготовкой аналогичного мероприятия на школьном, а затем и на городском уровне. Я заинтересовала учащихся наиболее способных к исследовательской деятельности. В ходе этой работы мне стало ясно, что обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, непросто. Эти вопросы на тот момент  практически не рассматривались в специальной педагогической литературе. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А.Н., Леонтович А.В., Шумакова Н.Б., Обухов А.С. и др.).  

С введением ФГОС НОО необходимо в проектно-исследовательскую деятельность включать каждого ребёнка.

-Почему же возникла  необходимость формирования проектно-исследовательской культуры  младших школьников и что представляет собой учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося и учителя?

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В свою очередь, исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.  Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении с его ключевыми  компетенциями -  информационной,  коммуникативной, кооперативной и проблемной.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится  в области познавательных интересов ребёнка и  зоне ближайшего развития.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у  обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации  (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

     Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника включает в себя следующие элементы:

мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

В основе исследовательской  и проектной деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Но при этом, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:   цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.  Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). 

Направляя исследовательскую деятельность своих учащихся, я стараюсь на доступном возрастном уровне понимания познакомить их с этапами работы, которые способствуют реализации данных задач.

№ этапа

Название

Цель

1этап

Актуализация проблемы

выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2 этап

Определение сферы исследования

сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти

3 этап

Выбор темы исследования.

обозначить границы исследования

4 этап

Выработка гипотезы

разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи

5 этап

Выявление и систематизация подходов к решению.

выбрать методы исследования

6 этап

Определение последовательности проведения

исследование

7 этап

Сбор и обработка информации

зафиксировать полученные знания

8 этап

Анализ и обобщение полученных материалов

структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы

9 этап

Подготовка отчета

дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования

10 этап

Доклад

защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы

11 этап

Итоги

Обсуждение итогов завершенной работы

В эту схему, я бы добавила пункт – работа с родителями, с целью приобщения их к данной деятельности ребёнка и создания ситуации успеха для него.

Заинтересованность родителей  - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников при работе над проектом

На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения и готовности родителей к сотрудничеству. В 1 классе  только 50% родителей разделяли мнение о развитии проектно-исследовательских способностей учащихся и выступали «за апробацию занятий  исследовательской деятельностью»,  32% родителей – придерживались мнения «мне всё равно»,  18% родителей– отстранились от анкетирования. Фактор успешности детей, после проведённой и представленной работы (мастер-класс на родительском собрании),  привёл к изменению отношений родителей к нововведению, что можно представить в  виде диаграммы.

 (диагностика заинтересованности родителей)

Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Так же как и я,  впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, учителя задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. (Нет ленивых детей, есть ленивые родители и учителя)

Педагог – это организатор исследовательской  деятельности,  который выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя.

 Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю». 

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов.
  • Реши, где ты будешь искать ответы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Памятка

Методический паспорт проекта:

  • По содержанию  
  • По форме организации
  • По срокам выполнения
  • По результатам выполнения
  • Проект  составлен  в рамках темы:
  •  Учебник
  • Авторы учебника:
  • УМК
  • Проблема: 
  • Гипотеза:
  • Цель проекта: 
  • Задачи  проекта:
  • Объект  исследования:    
  • Предмет  исследования:    
  • План  выполнения  проекта  и  ход  исследования  
  • Результаты  проекта
  •  Вывод 

Формы представления результатов проектов:

  • папки – раскладки,
  • книжки-раскладушки;
  • тематические стенды;
  • макеты;
  • компьютерные презентации;
  • сценарии праздников, викторин и т.д.

(У детей с 1 класса сформирована папка-консультант по работе с исследовательскими проектами)

(демонстрация  проекта «Литературный проект посвящённый 100-летию, со дня рождения С.В.Михалкова»)1группа -  исслед. жизнь и творчество С.В. Михалкова+Р.К., 2 группа – театрализация, 3 гр. - сценическое представление)

Поскольку  проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля  самостоятельной  работы  ребёнка  над  проектом должна  последовательно увеличиваться  от 1  класса  к  4.

 Одним  из  достоинств УМК «Гармония» (работаю 3 год) как  раз  и является  то, что он  предусматривает  поэтапное  вхождение  школьников  в  данный  вид  деятельности.  В содержании каждого предмета представлены возможные варианты проектных работ. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Авторами выпущены тетради для самостоятельных работ, которые можно использовать как на уроке, так и при домашней подготовке к урокам.

В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла. ((демонстрация проектов обучающихся, их анализ)

3 класс –  составление  письменного  образца  проекта; выявление  логическое  единства между  темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.

4  класс – это целостная  самостоятельная работа  ребёнка  над  проектом, его  оформление  и  защита, т. е. получение  конечного  результата, безусловно, под       руководством учителя.

Организация  исследовательской  деятельности младших школьников

во внеурочное время.

Ежегодное проведение научно-практической конференции младших школьников «Почему?» в нашей школе стало традицией. В этом году она пройдёт уже 6 раз в декабре  в рамках Недели науки. Школьная конференция является важным этапом  в организации исследовательской деятельности учащихся. Именно здесь пригодится весь опыт, накопленный ранее на уроках. Юные исследователи представят свои проектные и исследовательские работы. Разработан оценочный лист.  Подготовка проектов проходит на кружках во внеурочное время («Юный  эрудит», «Риторика»)

Могу сделать вывод о том, что в ходе целенаправленной систематической работы мои ученики овладевают основными организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными умениями. А развитие общеучебных умений, - путь к функционально грамотной личности. Подтверждением моего мнения являются многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за представление исследовательских работ на конференциях разного уровня. Победителями и призёрами стали Кудряшов Камиль («Почему саламандра в огне не горит , в воде не тонет» ,«Загадки осени»),Пригодин Артём («Зачем слону хобот?»,), Прошкин Денис («Плавающий доктор»), Щебуняев Даниил («Почему лису назвали хитрой плутовкой?»), Тоцкий Ростислав («Сказка про домики»)

Вся проектно-исследовательская работа детей отражается в Портфолио.

 Делая  общий  вывод,  можно  отметить, что  проектная  и  исследовательская  деятельность младших школьников способствует повышению  уровня  предметных, личностных  и  метапредметных  результатов   развития  каждого  ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать. Об этом свидетельствует мониторинг освоения проектно-исследовательской деятельностью за 2 учебных года.

Проекты детей находят практическое применение в урочной и внеурочной деятельности. (Окружающий мир. Тема «Осень в природе» - ЦОР «Загадки осени»)

Проектная и исследовательская деятельность несёт в себе большой развивающий потенциал и позволяет  реализовать 2 важных  принципа в  образовании -

  • принцип  непрерывного  развития   каждого  ребёнка
  • принцип прочности  знаний