Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
статья по теме

 

   В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».

В образовательном обиходе они часто соединяются в «проектно-исследовательское» и даже иногда отождествляются. Од­нако специалисты в области исследовательского поведения де­тей рекомендуют различать их. Это разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время произошли глобальные изменения в сис теме образования: пересмотрены прежние ценностные приори теты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широко го научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - созда ние необходимых и полноценных условий для личностного раз вития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размыш лять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает усло вия для самостоятельной активности и сотрудничества и позво ляет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приоб рели проектные и исследовательские методы обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А. П. Чехов

Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начи нать заниматься исследовательской деятельностью следует с са мого раннего возраста.

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и стара тельные . Только я как учитель должна    по-настоящему увлечь их предметом ис следования. Его могу  предложить я , руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенной, что «са мостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае мне предстоит организовать исследовательскую деятель ность учащихся.

Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские мето ды. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора не обходимого   метода   работы   возникала   перед   педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые мето ды, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сего дня другие, и роль учителя должна быть другой.

В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».

В образовательном обиходе они часто соединяются в «проектно-исследовательское» и даже иногда отождествляются. Од нако специалисты в области исследовательского поведения де тей рекомендуют различать их. Это разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре обучения.

Проект всегда направлен на решение какой-либо практиче ской задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разрабатывая проект чего-либо, человек представляет это что-то (объект, процесс, структуру и т. п.) по крайней мере мысленно. Иначе говоря, проектировщик знает, что он собирается получить в результате проектирования. Работа над проектом - дело твор ческое, однако зависящее от многих внешних обстоятельств, за частую никак не связанных с задачами исследования, и оно все гда направлено на создание какого-либо нового продукта (школь ной газеты, рукописного журнала, театрализованного спектакля, учебного пособия, сценариев компьютерных игр, проекта гоночно го автомобиля, макета здания и т. д.).

Исследование же основывается на любознательности и не пред полагает достижения определенного результата. В отличие от про екта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Ре зультатом исследований являются новые знания. Следует также различать научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность.

Основным отличием учебно-исследовательской деятельно сти от научной является то, что в результате ее учащиеся не произ водят новые знания, а приобретают навыки исследования как уни версального способа освоения действительности, у них разви ваются способности к исследовательскому типу мышления, ак тивизируется личностная позиция.

Иногда в итоге исследования удается решить какую-либо практическую проблему, однако это скорее можно назвать «по бочным эффектом». Исследователь чаще всего не знает, как можно на практике использовать добытые им сведения.

Замечу, что исследование в отличие от проектирования есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятель ности, его главная цель - установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

Итак, в упрощенной форме отличие исследовательской и про ектной деятельности можно сформулировать следующим обра зом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения.

Говоря о развитии социальной компетенции сельских детей, сегодня я могу сказать с уверенностью, что существенную помощь в решении проблемы оказывают проектные и исследовательские работы. Одной из задач Методического Совета нашей школы является реализация данного вопроса.

Как видно на практике не все дети испытывают интерес к исследовательской деятельности. Связано это с тем, что требуются определенные волевые усилия, навыки саморегуляции. Привлекая детей к творческой и исследовательской деятельности, я помогаю  детям преодолевать себя, формировать и развивать у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность. Очень интересна процедура защиты  таких работ, когда учащийся вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией (а это является большой проблемой сельских детей).

Помните о том, что ваши работы - лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки.

   Метод проектов не является принципиально новым в миро вой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в дан ное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разра ботки и создания проекта. В основе метода лежит развитие по знавательных интересов учащихся, умений самостоятельно кон струировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проекти рования. Прежде всего, я  формирую и развиваю  умение пла нировать. Сначала я учу детей  планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы техноло гии  проектирования:  от  рассмотрения  проблемной  ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих про блему.

При таком построении проектной деятельности учащиеся

оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и по средством новых знаний, которые нужно добывать для дости жения поставленной цели. Мне, как учителю, организующему проект ную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от меня  создания условий для расширения познаватель ных интересов  детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно я как учитель могу стимулировать самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышая мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения це лей, организую: доступ к информационным ресурсам, даю чет кий анализ результатов выполненного проекта.

Перед проведением работы по каждому из проектов мной как руководите      лем должна быть четко выстроена логическая схема:

- Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подго товить,    выполнить...

-Методы: виды деятельности.

-Результат: проектная деятельность успешно сочетает ся с          исследовательской.

Исследовательский метод обучения предполагает организа цию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отли чие исследования от проектирования состоит в том, что иссле дование не предполагает создания какого-либо заранее плани руемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать ме тодологии. Поставленная проблема и обозначенная тема долж ны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необ ходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Проектный метод

Исследовательский метод

- Процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта;

- решение определенной, ясно осознаваемой задачи

- Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

- бескорыстный поиск истины

Рассмотрим этапы данных методов:

Проект

Исследование

1

2

1.Выбор темы проекта.

2.Постановка целей и задач.

3.Планирование проектной деятельности.

4.Реализация проекта.

5.Оценка и самооценка проекта.

6.Презентация.

1.Выбор темы исследования.

2.Постановка целей и задач.

3.Выдвижение гипотезы.

4.Организация исследования:

-исследование гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;

-разрешение вопроса и проверка.

5.Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

6.Презентация.

Планирование проектной деятельности предполагает:

  1. определение источников информации;
  2. определение способов сбора и анализа информации;
  3. итоговый продукт (формы представления результата);
  4. выработку критериев оценки результатов работы;
  5. распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  1. подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы   можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
  2. посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  3. спросить у взрослых и записать интересную информацию;
  4. посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
  5. используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  6. понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  7. провести эксперимент и записать план и результаты.

В проектной и исследовательской деятельности у детей разви ваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навы ки (перечислим некоторые).

Проектная деятельность:

  1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
  2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостаю щую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специали ста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдви гать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Оценочные умения.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективно го планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимо помощи в группе в решении общих задач, делового партнерско го общения.
  5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализи ровать собственную деятельность (ее ход и промежуточные ре зультаты).
  6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения, про водить устный опрос.
  7. Презентационные умения и навыки: навыки монологиче ской речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на неза планированные вопросы.

Исследовательская деятельность:

1. Умение видеть проблемы.

(Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, тре бующие разрешения, то есть действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблем ной ситуацией.

Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышле ния. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо время, необходимо овладеть способностью изменять собствен ную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.)

2.        Выдвигать гипотезы.

(Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Множество интересных гипотез рождается в ре зультате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опро вергнуть - превращается в ложное предположение. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, воз можно, наверное.)

3.        Задавать вопросы.

(В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом пробле ма имеет более сложную структуру - образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вопросы можно разделить на две группы:

  1. уточняющие (верно ли, что...; надо ли создавать..., дол жен ли...);
  2. восполняющие (включают в свой состав слова: где, когда,

почему, какие...).

Например: Кто, когда и где может построить этот дом? Его без труда можно разделить на три простых вопроса.)

4.        Давать определение понятиям.

5.        Проводить наблюдения и эксперименты.

(Эксперимент - важнейший из методов исследования и са мый главный метод познания. Эксперимент предполагает, ЧТО мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой экспери мент предполагает проведение каких-либо практических дей ствий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают: мысленные, в ходе которых исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий; эксперименты с ре альными объектами.)

  1. Делать выводы и умозаключения.
  2. Классифицировать и структурировать материал.
  3. Работать с текстом.
  4. Доказывать и защищать свои идеи.

Различают виды проектов и исследований:

Проект

Исследование

  1. Исследовательский
  2. творческий
  3. ролевой, игровой
  4. информационный
  1. Теоретическое
  2. экспериментальное
  3. изобретательское
  4. фантастическое

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную дея тельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут до нескольких недель или месяцев). Про ект может выполняться индивидуально или группой. Наилуч ший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех папах.

Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. баланс ролей;
  2. четкость целей;
  3. согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
  4. выработка единой системы ценностей;
  5. формирование умения выходить из конфликтной ситуации;
  6. воспитание поддержки и взаимного доверия;
  7. разработка подходящей методики работы;
  8. обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
  9. регулярный отчет о проделанной работе;
  10. ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
  11. развитие навыков общения.

Оценивание работы учащихся.

Итог проектной и исследовательской деятельности.

Проект

Исследование

1

2

При групповой форме деятельности оценивается работа группы в целом, при парной и индивидуальной - соответст венно действия пары или конкретного ребенка.

Критерии отбора наилучших работ про сты: для положительной отметки необ ходимо, прежде всего, сделать правиль ный план и аккуратно отметить выпол ненные операции в ходе работы. Работа должна соответствовать требованиям задания.

Выбор формы продукта проектной дея тельности и формы презентации проек та - важная задача участников проекта. По мере формирования умений анализа и презентации к критериям оценки до бавляется качество презентации и реф лексии групповой работы во время пре зентации. В последнюю очередь оцени ваются аккуратность и эстетичность.

По результатам оценивания учащиеся поощряются специальными медалями или свидетельствами. Вот перечень возможных форм реали зации проектной деятельности: выстав ка, газета, журнал, игра, коллекция, прогноз, публикации, серия иллюстра ций, справочник, сценарий, учебное пособие...

Набор форм презентаций весьма огра ничен, поэтому здесь требуется творче ский подход, с учетом индивидуальных интересов и способностей проектан тов - артистических, художественных, организационных...

Виды презентационных проектов: деловая игра; защита на ученом совете; игра с залом; пресс-конференция; научный доклад; реклама; спектакль; отчет иссле довательской экспедиции; экскурсия...

Недостаток фундамен тальных знаний не по зволяет детям правильно оценить результат сво его исследования, осо бенно если результат получился отрицатель ный. Деликатная по мощь учителя здесь необходима для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследо вание.

Итогом исследователь ской работы и, пожалуй, главным этапом обуче ния юного исследовате ля может быть выступ ление на детской кон ференции. В отличие от «взрослой» конфе ренции здесь необходи мо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую ра боту независимо от ее качества необходимо похвалить, чтобы у ре бенка возникло желание продолжить исследова тельскую деятельность

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта

Ученик

Учитель

1

2

Исследовательский (подгото вительный) этап.

Определяет цель деятельности. Анализирует, выбирает, иссле дует, генерирует идеи. Выбирает пути решения. Субъект обучения

Исследовательский (подгото вительный) этап.

Предлагает, ставит проблему. Рекомендует источники инфор мации, консультирует, наблю дает, советует.

Содействует прогнозированию результатов. Партнер ученика

Технологический этап.

Активен.

Несет ответственность за свою

деятельность

Технологический этап.

Создает условия для активности

ученика.

Дополняет, контролирует

Заключительный этап.

Подсчитывает, оформляет, защищает проект

Заключительный этап.

Участвует в опенке проекта

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Например, на уроке русского языка в 4 классе погружение в проект «Справочник по проверке слов с непроверяемым написанием» и постановку задач можно организовать следующим образом.

В начале урока проводится словарная работа со словами с безударными гласными в корне.

- На какие две группы можно разделить безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые).

- Как мы проверяем в слове написание проверяемой безударной гласной? (Подбираем однокоренное слово или форму слова с ударной гласной.)

- А можем ли мы проверить непроверяемые безударные гласные?

- Знакомство с этимологическими словарями русского языка позволит вам узнать историю русских и заимствованных слов, найти способ проверки слов с непроверяемым написанием, а составленные словари-справочники окажут помощь вашим друзьям.

Кроме того, вы научитесь:

1) работать с научной литературой,

2) проводить исследования;

3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;

4) составлять словари-справочники.

Результаты ваших исследований, а также изготовленные вами справочники пригодятся вам в 5 классе.

Свои исследовательские работы мои дети считают маленькими открытиями, и помнят о том, что человек в своей жизни делает много открытий.. Некоторые из них являются великими, а другие могут быть незначительными,  даже незаметными для остальных людей, но, именно, эти маленькие открытия являются началом великих, гениальных, именно, они вселяют в человека веру и интерес.

ЛИТЕРАТУРА

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №6 с.39-47

Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч.2000,№3, с.10-12

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа 2004 год с. 96

Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №8-9, с.22-29

Петрукович О.А. Проектированию надо учить // // Школа и производство 2003год с.48

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч №6 2003 год.

Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М. ,1998, с.83-128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Материалы помогут учителю в организации проектной и исследовательской деятельности школьников...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавате...

Выступление "Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе представлены этапы работы над проектом во время урока...