Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
методическая разработка на тему

Материалы помогут учителю в организации проектной и исследовательской деятельности школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Задание 1

1. Изучите содержание Документа 1 и Документа 2.

2. Составьте исследовательские задания для организации исследовательских работ разных видов (теоретические, опытно-экспериментальные, практические работы).

3. Укажите исследовательские умения, формируемые при выполнении соответствующих работ.

Вид исследовательской работы: теоретическая, проблемно-реферативная.

Исследовательское задание: на основе анализа литературных источников изучить состав шоколада, влияние его компонентов на здоровье человека и определить, на сколько вреден или полезен шоколад для человека.

Задание может быть использовано при изучении темы «Откуда берутся шоколад, мед и изюм» в первом классе.

Исследовательские умения:

  • умение видеть проблему и выдвигать гипотезу;
  • умение проводить предварительный анализ имеющей в учебнике и дополнительной литературе информации;
  • умение выделять материал, который будет использоваться в исследовании;
  • умение использовать разные источники информации;
  • умение давать определения понятиям;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение обсуждать и оценивать полученные результаты, применять их к новым ситуациям (например, вред и польза других продуктов, содержащих сахар);
  • умение защищать полученные результаты.

Вид исследовательской работы: опытно-экспериментальная.

Исследовательское задание: исследовать различные виды упаковок для продуктов, изучить их внешний вид, оформление, надписи, использование шрифта для привлечения внимания покупателей, определить, какое влияние особенности дизайна упаковки оказывают на популярность продукта у покупателей.

Задание может быть использовано во внеурочной деятельности после изучения темы «Откуда берется и куда девается мусор».

Исследовательские умения:

  • умение ставить вопросы;
  • умение видеть проблему и выдвигать гипотезу;
  • умение выделять параметры оценки и анализа дизайна различных упаковок;
  • умение организовывать наблюдения исходя из задач исследования;
  • умение использовать разные источники информации;
  • умение проводить эксперимент по моделированию ситуации выбора товара по упаковке в группе сверстников для нахождения необходимой информации по теме исследования и проверки гипотезы;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение объяснять и доказывать полученные результаты;
  • умение обсуждать и оценивать полученные результаты.

Вид исследовательской работы: практическая работа.

Исследовательское задание: на основе анализа возможных причин разрушения теремка, построить модель теремка с учетом принципов домостроительства и особенностей животных, которые там будут жить.

Задание может быть использовано во внеурочной деятельности после чтения сказки Е. Чарушина «Теремок».

Исследовательские умения:

  • умение видеть проблему и выдвигать гипотезу;
  • умение выделять параметры оценки и анализа модели теремка;
  • умение использовать разные источники информации;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение обсуждать и оценивать полученные результаты теоретического исследования и применять их к построению модели теремка;
  • умение объяснять и доказывать полученные результаты;
  • планировать сообщение о результатах исследования



Предварительный просмотр:

  1. Задание 2

Подготовьте конспект фрагмента урока по организации исследовательской деятельности учащихся в соответствии с этапами исследовательской деятельности (мотивация исследовательской деятельности; формулирование проблемы; сбор, систематизация и анализ фактического материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез).

Зюзина Наталья Олеговна,

учитель начальных классов

БОУ города Омска «СОШ № 132» 

Предмет: окружающий мир.

УМК «Школа России»

Класс: 1.

Тема раздела: Почему и зачем?

Тема урока: Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Цель урока: способствовать формированию у школьников понимания необходимости соблюдения режима дня и правил личной гигиены для укрепления и сохранения своего здоровья.

Задачи урока:

1. Выяснить причины возникновения заболеваний у человека.

2. Способствовать систематизации правил личной гигиены.

3. Воспитывать практические навыки личной гигиены.

4. Способствовать осознанию соблюдения навыков личной гигиены для сохранения здоровья.

5. Воспитывать бережное отношение к своему  здоровью.

Формирование универсальных учебных действий:

Предметные УУД: учащиеся осознают необходимость гигиенических процедур для сохранения здоровья человека; учащиеся имеют возможность научиться разрабатывать комплекс мероприятий (режим дня, утренняя зарядка и др.), способствующих сохранению здоровья человека;

Метапредметные УУД:

1. Регулятивные УУД – принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать свое действие с сотрудничестве с учителем в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнение действия;

2. Познавательные УУД – извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; представлять информацию в виде рисунка, схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

3. Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.

        Личностные УУД: учащиеся получат возможность сформировать у себя установку на здоровый образ жизни и реализовать способы сохранения и укрепления здоровья в реальном поведении и поступках.

Этап урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

- Ребята посмотрите на слайд (на слайде увеличенная фотография грязных рук под микроскопом). Как вы думаете что это? Как это может быть связано с темой урока?

Удивляются.

Делают предположения.

Актуализация знаний по теме урока

Организует проблемный диалог.

  • Ребята, кого у нас сегодня нет на уроке?
  • Пети. Петя так часто пропускает уроки! Почему это плохо?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают предположения.

Самоопределение к деятельности

Организует работу по формулированию темы и целей урока.

  • Почему же Петя заболел? А почему болеют люди?
  • О чем мы сможем с вами рассуждать сегодня на уроке?
  • А еще какие вопросы у вас возникли?
  • Как бы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Делают предположения.

- Можем ли мы помочь Пете болеть реже?

- Как мы можем помочь Пете?

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Изучение нового материала

Организует работу учащихся для определения средств и способов  достижения цели:

- Где мы сможем найти ответы на вопросы? (в учебнике, дополнительной литературе, энциклопедии)

- А еще?

- Какие вопросы будем обсуждать, чтобы ответить на вопрос темы урока?

- Как лучше представить результаты?

Организует самостоятельную работу детей в группах (парах)

- Рассмотрим схему. Как она называется?

Заполните схему в группе.

Организует презентацию групповой работы, обсуждение ее результатов.

- Вы догадались, что мы видели на слайде? Да, это наши грязные руки под микроскопом. А точнее, это микробы.

- Мы теперь знаем, как микробы попадают в организм. Но одни люди болеют часто, а другие редко. Почему?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Какой прием будем использовать? Что значит сравнить?

Организует самостоятельную работу детей в группах (парах)

- Перед вами разные варианты поведения ребят. Определите, какое поведение будет  способствовать сохранению здоровья, а какое приведет к заболеванию. Расположите парами. Подготовьте презентацию ответа на вопрос «Почему одни люди болеют чаще, чем другие?»

Организует презентацию групповой работы, обсуждение ее результатов.

- Мы теперь знаем, почему одни люди болеют чаще, чем другие. Что мы теперь можем сделать?

- Рекомендации могут давать только квалифицированные специалисты в данном вопросе. Где мы может получить сведения по данному вопросу?

Организует самостоятельную работу с учебником.

- Откройте учебник на с. 56. Прочитайте тему. Что вы узнаете, работая с учебником, чему научитесь? Как вам это поможет в составлении рекомендаций?

- В учебнике, дополнительной литературе.

- Обсудить с одноклассниками.

- Откуда берутся болезни?

Почему одни люди болеют чаще, чем другие?

- В виде схемы.

Заполняют схему в группах  «Как микробы попадают в организм?». Представляют результаты групповой работы.

Делают предположения, отвечают на вопросы учителя.

Готовят презентацию на тему «Почему Вася болеет чаще, чем Витя» Сравнивают режим дня,  соблюдение правил личной гигиены.

Представляют результаты работы, обсуждают,делают выводы.

Подготовить рекомендации для часто болеющего одноклассника.

- В учебнике.

Ориентируются на странице учебника, определяют цель работы, знакомятся с содержанием статьи.

Закрепление пройденного

Организует работу по практическому применению полученных знаний в новой измененной ситуации.

  • Что вы узнали нового?
  • У вас появились идеи, как мы можем помочь Пете? Если да, то обсудите это в группе.
  • Какие темы индивидуальных выступлений вы могли бы предложить для подготовки дома: они должны помочь Пете быть здоровыми.
  • Что вы уже знаете? Что нужно будет найти в других источниках информации?

Мозговой штурм: определяют способы помощи Пете.

- Режим дня. Как чистить зубы? Как правильно мыть руки? Комплекс утренней гимнастики.

Самоконтроль и самооценка

Организует работу по самопроверке полученных на уроке знаний

Выполняют задания автоматизированного теста

Рефлексия

Организует обсуждение полученных результатов:

  • Что мы узнали, обсудили сегодня на уроке?
  • Как это поможет вам сохранить здоровье?
  • Что еще полезного сделали на уроке?

- Подготовили рекомендации для Пети,чтобы он реже болел и не пропускал уроки.

Домашнее задание

Подготовить индивидуальные выступления на тему: режим дня, правила личной гигиены, комплекс утренней гимнастики.

Приложения к уроку

Как микробы попадают в организм?» 

Рисунок 1



Предварительный просмотр:

Предмет

Класс, тема урока

Тема проекта

Формируемые УУД

Окружающий мир

1 класс

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Где живут витамины?

Предметный результат: учащиеся научатся различать овощи и фрукты; сравнивать роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма

Метапредметный результат:

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль как по результату, так и по способу действия

- предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания);

- различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни)

 Познавательные УУД: 

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека)

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей; 

Коммуникативные УУД:

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

 Личностный результат: учащиеся получат возможность сформировать у себя установку на здоровый образ жизни и реализовать способы сохранения и укрепления здоровья в реальном поведении и поступках.

Обучение грамоте (чтение)

1 класс

Живая азбука

Инсценирование стихотворения И. Резника

Предметный результат: обучающийся научится правильно называть буквы русского алфавита, находить способы использования алфавита в окружающей жизни, понимать необходимость знания алфавитного порядка букв.

Метапредметный результат:

Познавательные УУД:

- ученик научится основам смыслового чтения художественного текста для выделения информации для распределения ролей и представления содержания в образной форме;

- строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с художественным замыслом стихотворения, читать наизусть с выражением.

Регулятивные УУД:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников  по выработанным критериям оценивания совместной деятельности при подготовке инсценировки и выбранным формам оценивания;

Коммуникативные УУД:

- работать в группах (составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом);

- договариваться друг с другом о возможном распределении ролей;

- контролировать действия партнера.

Личностный результат:

- эмоционально отзываться на результат совместной деятельности, сопереживать, чувствовать свою сопричастность и ответственность за результат;

- принимать социальную роль учащегося;

- осмысливать мотивы учебной деятельности.

Математика

1 класс

Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

Какие бывают клумбы?

Предметный результат: учащиеся научатся правильно определять форму, размер, фигур на плоскости и тел в пространстве, видеть узоры и орнаменты, используя материал о цветниках творческого проекта.

Метапредметный результат:

Познавательные УУД: 

- собирать информацию (рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток);

- наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования и составлять свои узоры;

- воспроизводить информацию по теме с опорой на фотографии цветников, их модели.

Регулятивные УУД: 

- оценивать свои достижения и результаты сверстников  по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

- контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор.

Коммуникативные УУД: 

- работать в группах (составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом);

- оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- строить диалог в паре или в группе,

- задавать вопросы на осмысление учебной проблемы.

Личностный результат:

- эмоционально отзываться на красоту и гармонию окружающего мира;

- принимать социальную роль учащегося;

- осмысливать мотивы учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Задание 1

  1. Изучите содержание файлов  Документ 1, Документ 2, Документ 3 и Документ 4, в которых представлены материалы о проектной деятельности в рамках реализации ФГОС. 
  2. На основании анализа материалов  из разделов Примерной основной образовательной программы  укажите, какие УУД могут быть сформированы в значительной степени  посредством проектной деятельности?
  3. Напишите кратко (5-7 предложений) о том, какие типы проектов наиболее оптимальны для выполнения обучающимися на уроках в рамках вашего предмета и в качестве метапредметных, в том числе выполненных во внеурочной деятельности.

Виды УУД

УУД, которые могут быть сформированы посредством проектной деятельности

Предметные

Метапредметные:

-регулятивные

-познавательные

- коммуникативные

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль как по результату, так и по способу действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный учебный и социальный проект.

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

- обобщать т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач;

- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

Выпускник получит возможность научиться.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность.

Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства..

Личностные

Выпускник научится:

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. 

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Начальная школа. Предмет: окружающий мир.

На уроках окружающего мира в начальной школе можно использовать как монопредметные: информационный, исследовательский, творческий, прикладной и игровой, так и метапредметные.

В рамках социального проекта на уроке окружающего мира можно  изучить проблему брошенных животных (Тема «Почему мы любим кошек и собак?», 1 класс).

В рамках исследовательского проекта изучить содержание витаминов в различных продуктах, полезность продуктов по содержанию в них витаминов (Тема «Почему нужно есть много овощей и фруктов»).

В рамках прикладного проекта можно сконструировать кормушку для птиц (Тема: «Почему улетают птицы зимой»).

Целый ряд тем окружающего мира: «Зачем нужны автомобили», «Зачем строят корабли» «Зачем люди осваивают космос» и т. д. позволяют организовать информационные проекты.

Творческие проекты могут быть реализованы при создании экологических листовок, написании экологических сказок, создании собственных журналов о животных и растениях.

Ролевые проекты на уроках окружающего мира также часто используются при имитации ролевых отношений: ветеринар и хозяин собаки или кошки («Почему мы любим кошек и собак»); эколог и житель планеты Земля (Тема: «Почему мы часто слышим слово экология»).

Каждый вид проекта позволяет решить различные учебные задачи: формирование ценностного отношения к окружающему миру, освоение навыков предметного действия или умение работать с информацией. На уроках окружающего мира все перечисленные проекты равноценны по своему влиянию на достижение планируемого результата обучения.

Метапредметные проекты в начальной школе использую реже, так как они трудны по реализации: требуют достаточно высокого уровня владения знаниями из разных областей. Однако математические знания могут пригодиться при проведении и обобщении результатов анкетирования, при расчете размеров кормушки. Владение  умением составить текст-описание или рассуждение, также необходимо при реализации проекта. Поэтому многие предметные проекты можно преобразовать и в метапредметные. Эти проекты продолжительны по времени, поэтому их выполнение проводится и во внеурочное время.

Во внеурочное время мы реализуем в основном проекты экологической направленности: создание экологического паспорта школы (частично реализован) с четвероклассниками, исследование экологически опасных зон города и т. д. данные проекты направление на решение задач в нестандартных или измененных условиях.

 



Предварительный просмотр:

Описание и структура учебного проекта

Проект

Характеристика проекта

Структура проекта

Оценивание проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавате...

Выступление "Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе представлены этапы работы над проектом во время урока...


 

Комментарии

Палилова Ирина Николаевна

Спасибо за интересный материал, обязательно воспользуюсь в работе. Предлагаю посмотреть книгу А.Гин "150 творческих задач о том, что нас окружает"