Личностное целеполагание как двигатель метапредметного урока
учебно-методический материал на тему

Кашапова Лилия Салиховна

 

 

Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах.

 Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

              Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать

формированию способности к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.

Поль Валери

             

        Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Хотелось бы более подробно остановиться на целеполагании – универсальном действии, которое  становится базой для учебной деятельности. Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Поэтому очень важно, чтобы цель была связана со всеми остальными компонентами педагогического процесса. Цель – это предвосхищение в сознании познающего человека результата, на достижение которого направлены его действия. Постановка цели является начальным этапом деятельности. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

              Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать

формированию способности к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей.

  1. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников.

 В своей работе я часто использую погружение детей в сказку, т.к. сказка близка  и интересна детям. Они с радостью погружаются в мир фантазий и волшебства и «открытие» нового знания для них становится тем «волшебством», которые они сами творят, поэтому и более интересным, чем обычные уроки. 

 

Урок русского языка в 1 классе. Тема урока: «Звуки и буквы»

      Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.

Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.

Одни в группу сестры, вторые - брата.

Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?

А          И      Ж   М    Н      Щ    Ы      У     Д       О    

Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?

Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Ярким пятном в данном случае выступила  сказка. Учитель формулирует тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: понаблюдаем, изучим, узнаем, проверим, нарисуем. Слова «помощники» детям помогают начать формулировку цели урока, включают в процесс целеполагания. Многие дети испытывают трудности, как начать цель урока, а опорные слова помогают правильно сформулировать, привести в систему мысли учащихся.

  1. « Проблемная ситуация».

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Урок математики в 1 классе. Тема урока: «Числовой отрезок».

  В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" ( это и является темой урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".

Здесь учебная задача скрыта, поскольку задание формулируется, как практическая задача, направленная на получение конкретного результата, поэтому учащиеся по просьбе учителя, должны определить чему они будут учиться, выполняя то или иное задание.

  1. Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».

            Земля – это одна из планет солнечной системы.                

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.                

Температура Солнца достигает 7000 градусов.                

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.                

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.          Земля движется вокруг Солнца.                

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.                

Формирование умения целеполагания во многом зависит именно от преподавателя, чем от УМК, но в учебниках так же представлены задания, основанные на приемах «яркого пятна» и «исключение».

Например: Математика. 1 класс. Записаны равенства 8+1=9   7-1=6 Задания: Рассмотри записи. Что необычного заметил? (дети замечают, что результаты действий обозначены цифрами разного цвета). О чём хотел бы узнать? (ученики формулируют цель). Далее с помощью учителя дети составляют план действий по достижению цели.

Задания по формированию умения целеполагания у школьников:

1)        задачи без вопросов;

2)        задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (на уроке русского языка учитель спрашивает детей, какие задания можно выполнить со словом   река);

3)        Задания-таблицы. Помогают ставить цели и осуществлять самооценку. Например: «Что я узнал по теме «Имя числительное»)

Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям дается  задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагается  план работы:

1.        Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.

2.        Выбрать несколько слов из списка.

3.        Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.

4.        Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.

5.        Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Далее провожу обсуждение:

- Как вы думаете,  поможет вам данный план в составлении кроссворда?

- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

             Следует помнить, что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание в компетентностно-оринтированном уроке

В современных школах набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, определяющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций  на...

Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС

Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его усл...

Доклад на тему: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Целеполагание  как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС...

Целеполагание в структуре современного урока (из опыта работы)

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельнос...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Что же такое цель, когда и какие цели урока ставит учитель?...

"Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС"

Методика проведения целеполагания в начальной школе...