Целеполагание в структуре современного урока (из опыта работы)
материал (4 класс) на тему

Вивдыч Светлана Васильевна

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целеполагание в структуре современного урока

(из опыта работы)

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.

 Современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Целеполагание в структуре современного урока занимает ведущее место и является самой важной частью конструирования урока. Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, необходимо в первую очередь продумывать цель обучения.

Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

В конце урока необходимо вернуться к цели и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется  домашнее задание.

Согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему:

  • направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;
  • представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели;
  • реальность выполнения поставленной цели в течение урока;
  • соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.

Основные категории учебных целей

Характеристика

целей

Ключевые слова для постановки целей

Образовательная

Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.

Повторить, дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить.

Развивающая

Формирование двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков, развитие мыслительных операций.

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений.

Воспитательная

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств.

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать.

     Цель урока (локальная цель) начинают формулировать с глагола в неопределённой форме. Цель должна включать в себя:

предмет – это объект воздействия, то на что воздействует педагог, то что формируется педагогом, то над чем работает педагог;

средство  отражает каким образом происходит это воздействие, т.е. средства достижения цели;

конечный результат – это конкретное знание, умение , которому хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью конкретного инструментария);

  способ действия.

Из этого можно сформулировать пять правил постановки цели, осознание которых учащимися и должен формировать учитель.

Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной.

Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.

Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.

Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.

Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.

Итак,  тема курса:  «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных». Тематика уроков №13-15: «Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного (Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?).

Центральный вопрос раздела - обучение правописанию безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.

Принцип обучения строится от освоения общих способов действия к решению конкретных задач.

Движение «от общего к частному» делает процесс обучения не только более эффективным, но и более экономным. «Открыв» для себя на одном уроке правильный способ действия, школьники получают возможность на всех следующих уроках накапливать опыт его свободного применения.

  1. Аналогия со способом выбора букв безударных гласных в корнях слов позволяет вывести общий способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных - подбор проверочного слова.
  2. Специально организованные «опыты» помогают учащимся «открыть», что проверочное слово для окончания должно быть словом того же склонения. На основе сделанного «открытия» устанавливается тот порядок действий, который должен обеспечить решение орфографической задачи в безударном окончании имени существительного любого склонения.

Выведенный алгоритм используется и на уроках, посвящённых имени прилагательному (13-15).

Ученики продолжают осмысливать сам принцип решения орфографических задач в окончаниях - с помощью проверочного слова, в роли которого для имён прилагательных выступает вопрос. За счёт подбора дидактического материала учащиеся, тренируясь в правописании имён прилагательных, продолжают тренироваться и в написании окончаний имён существительных.

Итак, цель данных уроков: «Отработать способ действия для решения орфографической задачи в  безударных окончаниях имен прилагательных.

Как реализуется целеполагание в моих уроках?

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:

«Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение»,  «Домысливание»«Моделирование жизненной ситуации»«Группировка»«Собери слово»«Проблема предыдущего урока»«Демонстрация множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация».

Я использовала приём:  «Проблемная ситуация». 

Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему.

Урок 13. Тему выводим из утверждения: «Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в тех же частях слова».

Известное правило подсказывает новое.

В каких случаях можно применить - подсказывают схемы (см. урок 13).

Мнения детей: «Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в корне и в окончаниях существительных».

- Как это делать?

1) Река - речка;  

2) Рука (1скл), плечо (2скл), грудь (3 скл)  - проверочные слова для окончаний существительных.

 Можем ли мы предположить, что это действие применимо и для безударных окончаний имён прилагательных?

      Итак, тема урока  «Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных»

Задачи урока. 1. Проверить предположение.

                        ? - проблема

Для этого необходимо:

-вспомнить  признаки имён прилагательных;

- пронаблюдать, с помощью чего устанавливается связь имени прилагательного с именем существительным.

Это служит планом к действию. Путём исследования устанавливаем.

Имя существительное, становясь главным членом словосочетания, подчиняет себе имя прилагательное в числе, роде и падеже. Оно как бы требует: «Всё делай, как я!»

Имя прилагательное выполняет эту команду и, как говорят учёные, согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже.

 - Вот почему форму имени прилагательного узнают по имени существительному, которому оно подчиняется. Вопрос от главного слова к зависимому подсказывает ещё и окончание имени прилагательного.

Обрати внимание: совпадают ли окончания в подчёркнутых словах и вопросе - подсказке?

Вывод. Совпадают.

- Какие слова будут проверочными для окончаний прилагательных?

Вывод. Слова - вопросы с ударным окончанием.

Гипотеза подтвердилась?

Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в тех же частях слова. 

 Это действие применимо и для безударных окончаний имён   прилагательных?

Рефлексия.

Проанализируем, что удалось сделать на уроке.

Какая была цель? Достигли ли цели?  

 Применимо ли для безударных окончаний имён прилагательных способ действия: «Буквы безударных гласных можно узнавать по буквам    ударных в тех же частях слова?

Сможете самостоятельно записать вопросы- подсказки и окончания прилагательных?

Урок14. На втором уроке сталкиваемся с затруднением.

Цель:  Выявить, что вопрос  подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно.

Безударные окончания прилагательных определяем по вопросу - подсказке.

Орфографические задачи в безударных окончаниях решать…легко?

Затруднение.

-А всегда ли легко?

- А все ли окончания прилагательных можно проверить по вопросу?

                       ? - прблема

- Можно ли склонять прилагательное? (предположение)

Проверить свои предположения.

Понаблюдайте, обратите внимание на окончания прилагательных и окончания вопросов - подсказок.

Вывод:  Вопрос подсказывает,  но не всегда точно.

Проанализируем, что удалось сделать на уроке.

Какая была цель? Орфограмма в окончаниях.

С какой трудностью столкнулись?

Вопрос подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно.

Чем будете пользоваться при затруднении? Памятка стр.164

Задача урока 15 - речевая направленность.     

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Выводим цель урока, отталкиваясь от домашнего задания. Опыт проверки окончаний уже есть. Обращаем внимание на употребление прилагательных в речи. У кого учимся красивой речи?  Учимся у художников слова.

Установка:      «Прилагательные употребляем  в речи часто. Должны уметь писать грамотно. На русском языке писать с ошибками стыдно. У нас есть право оставлять окошки. Если не знаешь, спроси у учителя, родителей, либо загляни в словарь».  

(см. урок15)

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.

Вывод.

 Все этапы представленных уроков работали на результат: «Отработать способ действия для решения орфографической задачи в  безударных окончаниях имен прилагательных».


Цель достигалась через реализацию системно- деятельностного подхода, через представление условий для личностного, интеллектуального развития детей, для их разностороннего, в том числе гражданского, воспитания.

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

К. Д. Ушинский

Федеральный государственный образовательный стандарт относит к метапредметным  результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целеполагание в структуре современного урока Из опыта работы Вивдыч С.В. учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 с. Ивановка Амурской области 2016 год

Слайд 2

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. планирование деятельности коррекция целеполагание - процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. контроль прогнозирование результата оценка волевая саморегуляция Регулятивные учебные действия

Слайд 3

Согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему: направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения; представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели; реальность выполнения поставленной цели в течение урока; соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.

Слайд 4

Основные категории учебных целей Характеристика целей Ключевые слова для постановки целей Образова-тельная Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить. Развива-ющая Формирование двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков, развитие мыслительных операций. Обеспечить развитие, способствовать формированию умений. Воспита-тельная Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать.

Слайд 6

Правило 1 . Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной. Правило 2 . Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет. Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем. Правило 4 . Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз. Правило 5 . Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.

Слайд 7

Т ема курса: « Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных » . Тематика уроков №13-15: « Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного (Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?). Центральный вопрос раздела: обучение правописанию безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.

Слайд 8

Цель данных уроков: « Отработать способ действия для решения орфографической задачи в безударных окончаниях имен прилагательных. П риемы по формированию действия целеполагания : «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно» , «Исключение» , «Домысливание» , «Моделирование жизненной ситуации» , «Группировка» , «Собери слово» , «Проблема предыдущего урока» , «Демонстрация множественности смыслов слова» , «Проблемная ситуация» .

Слайд 9

« Проблемная ситуация » . Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Вывод. Все этапы представленных уроков работали на результат: « Отработать способ действия для решения орфографической задачи в безударных окончаниях имен прилагательных » .

Слайд 11

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» К. Д. Ушинский

Слайд 12

Используемые рисунки: К. Д. Ушинский - http://www.gnpbu.ru/events/2014/ushinsky.png http://po-ua.com/gallery/d/17919-2/IMG_4341.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и виды контроля учащихся на уроке( из опыта работы)

Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной  из...

Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС

Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его усл...

Доклад на тему: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Целеполагание  как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Что же такое цель, когда и какие цели урока ставит учитель?...

"Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС"

Методика проведения целеполагания в начальной школе...