Исследование и проектирование в начальной школе
статья на тему

о типичных ошибках при выборе тем научно-исследовательских работ и творческих проктов в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_issledovanii_i_pooektirovanaii.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСАМ И НПК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Об исследовании и проектировании

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу и дезориентирует не только педагогов и родителей. И исследование, и проектирование принципиально разные виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины. Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или для других людей приятны  и полезны. Его задача искать истину, какой бы она не была.  В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

В качестве примера приведу несколько тем детских исследовательских работ и творческих проектов «поведение одноклассников на переменах», «прозвища и клички сверстников», «тайны шаровой молнии», «природа и свойства поваренной соли» и др. Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем частично. Проектировщики,  напротив, как правило, решают замечательные, но все же, приземленные задачи: «разработать супер-игрушку», «создать действующую модель реактивного двигателя», «решить проблему мусора в городе» и др.

В образовании и исследование, и проектирование, очень важны. Исследование – творчество в чистом виде, а проектирование – деятельность по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.

О типичных ошибках при выборе тем учебно-исследовательских работ и творческих проектов

Исследование и рукоделие

Для большинства родителей и педагогов обучение детей знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска и творческого проектирования – дело новое. Этому специально не обучали в институтах и университетах. С этим обстоятельством связан ряд трудностей, возникающих при исследовательском и проектном обучении детей, что находит свое отражение в детских работах. Отметим основные ошибки и опасности.

Не всегда осознается разница между детским исследованием и рукоделием. За исследовательскую работу часто пытаются выдать вышивку гладью или бисером, макетирование зданий из спичек или создание различных предметов из фольги или проволоки, модели из конструкторов.

Важно понимать, что при определенной подаче детское рукоделие легко трансформируется в проектирование и тогда рассуждения о проявлении познавательных потребностей и исследовательских способностях детей  тонут в терминологической неразберихе. Всем известно, что в итоге детской  исследовательской работы или проектирования могут появляться макеты, модели, приспособления и приборы, но при условии, что автор видел свою задачу в поиске новых знаний о мире, а не только в освоении способов виртуозной обработки бумаги, дерева, глины или металла.

Исследование и художественное творчество

Часто за исследования и проекты пытаются выдать самые разные продукты художественного творчества детей.  Яркая дизайнерская работа по созданию «новой школьной формы», замечательная сказка о животных или сценарий фильма об отношениях с одноклассниками не находят понимания у членов жюри и не получают высоких оценок.

Исследование и социально-значимые задачи

Еще одна угроза успешному решению задач исследовательского и проектного обучения – это стремление решить социально значимые задачи. Прежде чем бросить детей на решение проблем «уборки мусора», «наведения порядка на переменах», подумайте, интересно ли это самим детям. Будит ли эта проблема познавательные интересы детей. Главной задачей учебно-исследовательской деятельности в образовании – развивать природную потребность ребенка в познании, совершенствовать его исследовательские способности. Упаковывать в головы детей стереотипы, которые мы считаем социально-значимыми, другая задача. Изредка их можно совмещать, но злоупотреблять этим не стоит.

Исследование и реферирование

Рефератом называется краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов по определенной теме. Несмотря на то, что при определенных условиях краткое изложение объемных материалов требует творческих усилий. Нам все же следует понимать, что обычно в реферате акцент делается не на этом, а на понятии «изложение». Естественно, что излагая чужие мысли наивно рассчитывать на победу. При этом «реферирование» не следует путать с «теоретическим исследованием». В отличие от реферата итоги детских теоретических изысканий могут претендовать на самые высокие оценки. Редко, но даже среди младших школьников встречаются начинающие аналитики, способные не только выделять и пересказывать основные идеи других людей, но оказываются способными сопоставить с данными других изысканий и обыденными представлениями

Штампы и повторы

В современных публикациях, посвященных исследовательской практике, сформировался блок «беспроигрышных тем». К широко распространенным можно отнести: истории своей семьи, наблюдения за домашними хомячками и кошками, выращивание кристаллов, вулканы, динозавры… участнику  НПК, ориентированному на победу, наиболее продуктивно выходить на конкурс с креативной, оригинальной темой. Можно, конечно, брать темы, часто разрабатываемые разными авторами, но тогда нужно находить оригинальные пути их решения и добиваться выдающихся результатов.

Значительно хуже отмеченных штаммов в выборе направлений детских работ – прямые повторы – плагиат. Подобные попытки делают бессмысленной всю работу по воспитанию и обучению детей.

Исследование или пропаганда

Несложно найти выдающих себя за исследователей сторонников и пропагандистов идеи внедрения в школьный учебный план новых учебных предметов. Задача исследователя в этих условиях не продвигать какую-либо точку зрения, подбирая все новые «позитивные» аргументы, а объективно исследовать плюсы и минусы каждого из этих подходов.

Исследование и расследование

Говоря об исследовательской деятельности детей, мы, прежде всего, адресуемся к науке и исследовательскому подходу, принятому в научной деятельности. Причина проста – именно в науке исследование выступает в чистом виде, весьма близком к задачам обучения. В качестве примера рассмотрим работу «Бездомные животные». Вместо того, чтобы всесторонне исследовать проблему бездомных животных, авторы провозглашают своей целью «инициировать массовое движение в защиту брошенных животных». Авторы, не желая разбираться в проблемах бездомных животных и их появления на улицах, сразу начинают защищать «бедных» обитателей улиц. Это типичный пример «журналистского расследования». Задача журналиста – привлечь внимание, исследователь, же напротив, должен быть человеком с ясной и холодной головой, его главная задача – максимально объективно изучить действительность, а не поддаваться эмоциям.

Хотелось бы отметить то, что от участника не требуется докторская диссертация, роскошный плакат и поражающих воображение презентаций, главное увидеть маленьких, но заинтересованных исследователей и проектировщиков, а не начинающих зануд, рассказывающих по стандартной схеме. Разумеется работа должна соответствовать элементарным требованиям:

работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;

презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, видеофрагменты, макеты, не обязательны, но могут быть очень полезны. При подготовке всего этого, следует учитывать то, что все это ребенок должен выполнить сам, при минимальной помощи взрослого;

автор должен свободно владеть материалом и быть готовым к ответам на вопросы и защите своих идей.

Правила выбора темы

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро

C:\Users\Лола\Desktop\img18.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное проектирование в начальной школе

Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности....

Технология современного проектирования в начальной школе.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных...

Социальное проектирование в начальной школе "8 Марта"

Цель проекта: Ознакомление и привлечение учащихся к новому виду совместной работы – проектная деятельность.Формирование творческой инициативы и самостоятельности ученикаВоспроизведение полученны...

Презентация "Проектирование в начальной школе"

В работе отражаются основные этапы над проектом...

Особенности семейного проектирования в начальной школе: распределение различных видов деятельности между детьми и взрослыми в работе над проектами.

Наша встреча с моим новым классом началась с банального родительского собрания. Хочется отметить, что я, придя в школу, приняла ребят уже состоявшимися коллективом, мне достался 2 класс. Волею судеб т...

Исследование и проектирование в начальной школе.

В работе показаны основные принципы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...