Программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smolyaruk_e.l._programma_shahmaty.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждена приказом № 131 - о
от 31.08. 2016 г.
Директор школы_____________
Л.А. Маслакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШАХМАТЫ»
Направление – общеинтеллектуальное
Учитель высшей
квалификационной категории:
Смолярук Е.Л.
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
г.п. Игрим, 2016 г.
Программа ВД «Шахматы»
Пояснительная записка
В XXI веке человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.
В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.
Общая характеристика кружка. Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Главная цель внеурочного курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от нагляднообразного мышления докомбинаторного, тактического и творческого.
Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.А. Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».
Место в учебном плане. Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю.
В программе представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения по каждому модулю.
Ценностные ориентиры содержания кружка. Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию наглядно-образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину.
Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей молено ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств — вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал ещё Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».
Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» — одной из важнейших в школьном курсе информатики.
Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур.
Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
- развитие любознательности и сообразительности;
- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
Содержание программы
Модуль I
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Раннее развитие ферзя
Дебютные ловушки.
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
- шахматную доску и её структуру;
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути её достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Модуль II
Повторение
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
- Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
- Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.
К концу изучения модуля Пучащиеся должны знать:
- выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:
- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Модуль III
Повторение
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах
Тактические приёмы и комбинации.
Определение комбинации
Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
- основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Модуль IV
Атака в шахматной партии
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.
Оценка позиции
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.
Практическая игра
К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
- слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;
уметь:
- занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
- использовать базовые понятия.
Тематическое планирование
Модуль I
Фигуры и шахматная доска (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. Легенда о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.
Угроза, нападение, защита.
Превращение и взятие на проходе пешкой.
Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка.
Начальная позиция.
Запись шахматных позиций.
Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)
Способы защиты от шаха.
Открытый, двойной шах.
Мат.
Сходство и различие между понятиями шаха и мата.
Алгоритм решения задач на мат в один ход.
Пат.
«Бешеные» фигуры.
Сходство и различие между понятиями мата и пата.
Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.
Полная и краткая нотация.
Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.
Классификация дебютов.
Анализ учебных партий.
Раннее развитие ферзя.
Дебютные ловушки.
Модуль II
Повторение(6 ч)
Ходы и взятия фигур.
Понятия шаха, мата и пата.
Задачи на ценность.
Правила записи ходов.
Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита (6 ч)
Понятие о защите.
Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса (10 ч)
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.
Матовые и патовые позиции.
Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль (9 ч)
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили.
Практическая игра (3 ч)
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.
Модуль III
Повторение (3 ч)
Способы защиты от нападения.
Матование одинокого короля.
Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)
Тактические приёмы и комбинации.
Вариант, форсированный вариант, жертва.
Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.
Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций.
Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра (2 ч)
Модуль IV
Атака в шахматной партии (3 ч)
Король в центре.
Атака позиции короткой рокировки.
Атака при разносторонних рокировках.
Оценка позиции (3 ч)
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.
Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии (22 ч)
Что делать после дебюта.
Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры.
Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта.
Открытие и закрытие линий.
Два слона. 7 и 8 горизонтали.
Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5.
Слабость комплекса полей.
Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.
Практическая игра (6 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема |
Модуль I | ||
Фигуры и шахматная доска (3 ч) | ||
1 | 02.09 | Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. |
2 | 09.09 | Легенда о возникновении шахмат. |
3 | 16.09 | Шахматные фигуры и их обозначения. |
Ходы и взятия фигур (12 ч) | ||
1 | 23.09 | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. |
2 | 30.09 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. |
3 | 07.10 | Угроза, нападение, защита. |
4 | 14.10 | Превращение и взятие на проходе пешкой. |
5 | 21.10 | Значение короля. |
6 | 28.10 | Шах. Короткая и длинная рокировка. |
7 | 11.11 | Начальная позиция. |
8 | 18.11 | Запись шахматных позиций. |
9-12 | 25.11 02.12 09.12 16.12 | Практическая игра. |
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) | ||
1 | 23.12 | Способы защиты от шаха. |
2 | 13.01 | Открытый, двойной шах. |
3 | 20.01 | Мат. |
4 | 27.01 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. |
5 | 03.02 | Алгоритм решения задач на мат в один ход. |
6 | 10.02 | Пат. |
7 | 17.02 | «Бешеные» фигуры. |
8 | 03.03 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. |
9 | 10.03 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. |
10 | 17.03 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. |
Запись шахматных ходов (2 ч) | ||
1 | 24.03 | Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. |
2 | Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | |
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) | ||
1 | 07.04 | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. |
2 | 14.04 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. |
Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч) | ||
1 | 21.04 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. |
2 | 28.04 | Классификация дебютов. |
3 | 05.05 | Анализ учебных партий. |
4 | 12.05 | Раннее развитие ферзя. |
5 | 19.05 | Дебютные ловушки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...