«Технологический подход к формированию учебных умений учащихся при обучении математике в начальной школе»
статья на тему

Елена Николаевна Куркина

Технологический подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskiy_podhod.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технологический подход к формированию учебных умений учащихся при обучении математике в начальной школе»

Среди основных направлений стратегии модернизации общего образования отмечается необходимость выхода «на новую теорию и методику обучения в общеобразовательной школе» и «изменение методов и технологий обучения на всех ступенях образования» через придание целям и содержанию образования деятельностного характера. Важнейшим приоритетом начального общего образования является, как отмечено в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (2002 г.), формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, компетентности учащихся в познавательной сфере (умения учиться), уровень освоения таких умений в значительной степени предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Различные аспекты проблемы формирования учебных умений учащихся, в том числе на основе формирования приемов учебной деятельности, раскрыты в исследованиях психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, E.H. Кабановой-Меллер, В.А. Крутецкого, H.A. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и др. Для формирования у учащихся учебных умений на основе приемов учебной деятельности необходимо, как полагают психологи и педагоги, включать их в специально организованную учебную деятельность. В работах этих и других ученых представлены различные аспекты формирования приемов умственной деятельности и отдельных систем, этапы формирования приемов учебной деятельности в процессе изучения теоретического материала и решения задач. Как показывают исследования, овладение учащимися приемами учебной деятельности не только повышает уровень умения учиться и тем самым качество обучения, но и сберегает здоровье школьников. Большинство этих исследований относится к основной или старшей школе.

Значимость проблемы формирования учебных умений учащихся начальной школы придают следующие обстоятельства: распространение развивающих моделей обучения (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, М.А. Холодная и др.); внедрение в школьную практику вариативных и альтернативных программ обучения математике, новых технологий обучения, большого числа учебников математики на одной и той же параллели, отражающих многообразные авторские дидактические подходы к обучению математике в рамках традиционного обучения и систем развивающего обучения (Э.И. Александрова, И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Ф. Горбов, Л.Г. Петерсон и др.).

В отношении начальной школы можно отметить научно-методические исследования, направленные на: 1) совершенствование всей методической системы обучения математике в целом; 2) совершенствование отдельных компонентов методической системы начального обучения математике; 3) проектирование или адаптацию для начальной школы технологий обучения.Таким образом, отдельные вопросы формирования учебной деятельности в процессе обучения математике младших школьников присутствуют в учебно-методических исследованиях, но учебные умения нерассматриваются как уровень сформированности соответствующих приемов учебной деятельности и поэтому определенная система приемов учебной деятельности в них отсутствует. Учитывая преобладание в младшем школьном возрасте практически-действенного мышления, недостаточное внимание к формированию приемов учебной деятельности учащихся начальной школы приводит к формальному усвоению математических знаний и учебных умений, и, как результат, к низкому уровню учебной математической деятельности.

В ходе проведенного анализа исследований определены противоречия между:

-социальным заказом общества, сформулированным в требованиях нормативных документов (концепции, стратегии модернизации содержания и стандарте общего среднего образования) к повышению качества обучения и низким уровнем учебных умений младших школьников по усвоению математики;

-необходимостью рассмотрения проблемы формирования учебных умений учащихся как специальной методической проблемы и её ограниченной разработкой ситуативных методических приемов;

-потребностью школьной практики в научно обоснованной методике формирования учебных умений учащихся по усвоению математики и отсутствием такой методики;

-возрастанием роли педагогической технологии в образовании и недостаточной разработкой технологического подхода к обучению в начальной школе.

Следствием этих противоречий является отмеченное в стратегии модернизации содержания общего образования снижение уровня успеваемости и уровня школьной мотивации, увеличение тревожности в учебной деятельности и ухудшение здоровья учащихся.

Проблема данного исследования состоит в разрешении противоречия между требованием стратегии модернизации содержания общегообразования придать целям и содержанию обучения математике в начальной школе деятельностный характер, изменить подходы к обучению и внедрить здоровьесберегающие технологии обучения на всех ступенях образования и неразработанностью в настоящее время таких подходов и технологий в начальной школе. Это обусловливает актуальность данного исследования, посвященного адаптации для начальной школы технологического подхода к обучению математике, способствующего формированию учебных умений младших школьников.

Цель данного исследования - разработка научно обоснованного варианта технологического подхода к формированию учебных умений младших школьников при обучении математике. В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение: если адаптировать технологический подход к обучению математике учащихся для начальной школы, а именно, спроектировать и внедрить в учебный процесс систему:

- дифференцированных целей обучения математике, описанную на языке действий учащихся;

- соответствующих учебных задач, реализуемых через учебные задания и обеспечивающих достижение спроектированных целей;

- основных приемов учебной деятельности по решению учебных задач, то это позволит сформировать учебные умения учащихся и тем самым повысить уровень успеваемости и умения учащихся учиться по математике, способствовать сохранению их здоровья.

Объект исследования — процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет исследования — технологический подход к формированию учебных умений при обучении математике младших школьников.

Достижение цели исследования и проверка сформулированной гипотезы требует решения следующих частных задач:

1) изучить основные направления совершенствования методики начального обучения математике в теории и практике, а также возрастные психологические особенности младших школьников по усвоению математики с целью определения теоретических основ исследования;

2) выделить основные положения технологического подхода к обучению математике и адаптировать их для начальной школы;

3) разработать методику формирования учебных умений младших школьников на основе технологического подхода к обучению;

4) отобрать методы, формы и средства формирования учебных умений в процессе обучения математике и экспериментально апробировать их на практике.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической, научной и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме;

- анализ технологий обучения математике в средней общеобразовательной школе;

- беседы, анкетирование учителей и учащихся начальной школы;

- педагогический эксперимент по проверке основных теоретических положений диссертационного исследования и статистическая обработка его результатов.

Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что в нем проблема формирования учебных умений младших школьников при обучении математике решается с использованием технологического подхода на основе формирования приемов учебной деятельности.  

Ведущей идеей совершенствования математического образования сегодня является гуманизация школьного образования - поворот обучения к человеку, его многообразным связям с окружающим миром и практической деятельностью, повышение общекультурной и образовательной значимости изучаемого материала, и выражается тезисом: «не ученик для математики, а математика для ученика». Математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. В системе целостного непрерывного образования начальная школа рассматривается как первое важное звено. Обучение математике в начальной школе призвано не только вооружить учащихся основами математических знаний, необходимых для осуществления дальнейшего образования, но и сформировать у младших школьников желание и умение учиться.

В тоже время, начальное математическое образование, по мнению ряда учёных (М.И. Моро, A.M.Пышкало, Н.Б. Истоминой СЕ. Царёвой, Н.С. Подходовой и др.), имеет ряд недостатков в содержании и методах обучения, связанных с отбором изучаемого материала; определённой изоляцией в содержании и методах обучения от средней школы и, как следствие, отсутствием необходимой преемственности; формирование у младших школьников умений применять и переносить приобретённые в начальной школе теоретические знания и способы решения учебных задач в другие условия.

Необходимость разграничения формального процесса усвоения знаний, умений и процесса развития умений мыслить, формирования учебной деятельности отмечали многие учёные. В исследованиях психологов (В.В. Давыдова, H.A.Менчинской, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, E.H. Кабановой-Меллер и др.), дидактов (Ю.К. Бабанского, В.Н. Зайцева, A.B. Усовой и др.), методистов (О.Б. Епишевой, С.Е. Царёвой, Н.С. Подходовой и др.), важное значение придается решению проблемы обучения учащихся приёмам решения учебных задач - приёмам учебной деятельности, которые лежат в основе формирования учебных умений. Так, В.Н. Зайцев отмечает, что наибольшие потери «ударников» имеют место, когда дети ещё в первый класс поступают, и уже 40% из них обречены стать троечниками; ещё 18% общего количества учеников потеряны на первой ступени обучения. Причины спада здесь - отнюдь не гены, а низкий уровень развития учебных умений. Отсутствие в методической системе обучения направленности на формирование приёмов учебной деятельности приводит и к неготовности к обучению, и к отсутствию самостоятельности, и к организационной и умственной беспомощности учащихся в учебной деятельности [62].

Исследования по совершенствованию обучения математике в начальной школе, направленные на решение отмеченных выше проблем, можно представить по результатам проведенного анализа тремя направлениями:

1)совершенствование всей методической системы начального обучения математике в целом;

2) совершенствование отдельных компонентов методической системы обучения математике;

3) проектирование технологии обучения математике в начальной школе.

Под дидактической системой В.П. Беспалько понимает определённую совокупность средств и методов управления дидактическим процессом; в 70-е годы A.M. Пышкало ввёл понятие «методической системы обучения математике» (в частности, геометрии), компонентами которой являются: цели, содержание, методы, средства и формы обучения математике.

В современной дидактике (по В.П. Беспалько) цель, как начальный компонент педагогического процесса, состоит в том, чтобы его участники представляли себе конечный результат своего взаимодействия; содержание — есть часть опыта поколений, который передаётся учащимся для достижения поставленной цели; методы - это действия учителя и учащихся, посредством которых усваивается содержание; средства — это материализованные предметные способы «работы» с содержанием; формы обучения организует учитель, с целью активного и продуктивного управления учебным процессом по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе

Методическая разработка.Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе....

Самостоятельная работа 1 Курочкина С.Е. Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе

Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе...

Дифференцированный подход к учащимся в обучении математике в начальной школе

Опыт работы.Дифференцированный подход к учащимся в обучении математики в начальной школе...