Какой должен быть урок
методическая разработка на тему

Абдурахманова Людмила Михайловна

Какой должен быть урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект урока191 КБ

Предварительный просмотр:

Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

 

        Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными.

 

 

        Необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт       (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).

 

        Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

 

 

        Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы  обучения.

 

        Обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе.


РЕКОМЕНДАЦИИ учителям

school accommodations and modifications "fafilies and advocates partnershid for education

перевод Е. Скачковой

   Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Закон не дает определения терминам "изменение способов подачи информации" и "модификация", но существует некое соглашение о том, что следует понимать под этими определениями. В контексте данной статьи под "изменением способов подачи информации" понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

   Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.

   Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.

   Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

   Далее представлены некоторые соображения по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке, в классе и в заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Учебники и учебная программа 

Учебники 

  • обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;
  • обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;
  • предоставление краткого содержания глав учебников;
  • обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;
  • использование маркеров для выделения важной информации;
  • использование предложений с пропущенными словами;
  • обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;
  • использование учетных карточек для записи главных тем;
  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
  • обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей;

Учебная программа: 

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
  • альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
  • акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");
  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Работа в классе

  • наличие индивидуальных правил для учащихся;
  • оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
  • поддержание тишины во время интенсивных занятий;
  • отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
  • обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
  • близость учеников к учителю;
  • использование кабины для индивидуальной работы;
  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;
  • использование альтернативы кроссвордам;
  • сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания 

  • использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
  • поэтапное разъяснение заданий;
  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  • демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;
  • близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности 

  • подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
  • обеспечение помощи при передвижении.

Письменные задания 

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
  • дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
  • разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

Оценка знаний 

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
  • акцентирование внимания на хороших оценках;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • оценка переделанных работ;
  • использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты 

  • устное объяснение заданий;
  • обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);
  • обеспечение учащихся списком слов с определениями;
  • неограниченное время для выполнения теста;
  • проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке);
  • чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
  • разграничение тестов на секции по сходным проблемам;
  • использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
  • разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;
  • сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
  • оценка правописания отдельно от содержания работы;
  • обеспечение напечатанными учебными материалами;
  • разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;
  • предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;
  • написание первой буквы пропущенного слова.

Математика

  • разрешение использовать калькулятор;
  • группирование сходных проблем;
  • размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
  • использование малого количества заданий для получения оценки;
  • использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
  • предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
  • обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
  • поэтапное представление проблемных заданий;
  • использование визуальных пособий (картинок, графиков).

Дополнительная информация 

  • маркирование заданий в учебниках;
  • обеспечение обратной связи по каждому заданию;
  • использование линейки во время чтения для его облегчения;
  • обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;
  • ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;
  • возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;
  • одновременная раздача листов с упражнениями;
  • последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;
  • проецирование изображений;
  • использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;
  • практика записи заданий в тетради;
  • использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.

Поведение

  • организация учебного дня;
  • распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
  • обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
  • использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
  • использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
  • свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;
  • предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;
  • разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
  • игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
  • разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
  • знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.

Современный образовательный процесс в целом представлен достаточно широким спектром разнообразных форм обучения, которые различаются характером действий учителя и учеников, местом проведения, периодичностью, количеством занятий и тому подобное. Это и индивидуальная учеба, и экскурсии, и практикумы, и предметные недели, олимпиады и другие. Но, учитывая, что процесс учебы у нас осуществляется по классно-урочной системе, безусловно, основной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе был и есть урок. Проблемам четкого определения самого понятия «урок» как сложного педагогического явления, освещению его характерных признаков, типологии, путей повышения его эффективности посвящено значительное количество современных научных исследований, публикаций теоретического и практического направления.

Каждый учитель-практик должен понимать, что   проведение  качественного, эффективного  урока  (то есть такого, который достигает своей цели) является ведущим заданием педагога, основной составляющей его деятельности.

Как же реализовать на практике это сложное задание?

Критерии и требования к современному уроку многочисленные, многогранные и динамичные; они охватывают и общепедагогический, и дидактичный, и психологический, и воспитательный, и организационный аспекты.

Требования к современному уроку

Педагог обязан на уроке придерживаться целого ряда требований. Нужно отметить, что требований к современному уроку так много, что они подразделяются на несколько групп:

• требования к структуре урока;

• требования к подготовке и организации урока;

• требования к содержанию урока и процессу учебы;

требования к  технике   проведения   урока.

Проанализируем основные требования каждой группы.

Требования к структуре урока включают:

1) четко ли определены цели и задания урока;

2) определение типа урока, органическая связь всех частей урока;

3) связь урока с предыдущим уроком и закладка перспективы на следующий урок;

4) выбор оптимальных (исходя из целей и заданий урока) методов изучения и закрепления нового материала;

5) оптимальность домашнего задания (форма, объем, запись в дневнике, учет индивидуальных особенностей и т. д.).

Требования к подготовке и организации урока допускают:

1) подготовку и использование демонстрационного и раздаточного материала;

2) возможность для учеников получать часть знаний самостоятельно под руководством педагога;

3) использование контроля и самоконтроля учеников в процессе выполнения учебных заданий; проверку и самопроверку после выполнения ими задания;

4) при подготовке выделение сложных моментов новой темы, осмысление методики их объяснения.

Требования к содержанию урока и процесса обучения:

1) урок должен содействовать развитию познавательных процессов у учеников (восприятию, памяти, внимания, мышления);

2) формировать качества личности школьников (дисциплинированность, аккуратность, инициативность, и т. д.);

3) урок должен способствовать мотивации позитивного отношения учеников к учебе.

Требования к технике проведения урока:

1) определенный ритм и темп урока оптимален для учеников класса;

2) благоприятный психологический климат на уроке (взаимная доброжелательность, готовность учителя прийти на помощь ученику и т. д.);

3) взаимное сотрудничество учителя и учеников, педагогический такт;

4) использование разных видов деятельности учеников, поддержка интереса к уроку.

Учет всех требований обеспечит успех урока.


Причины неудачного урока:

1. Плохое самочувствие учителя

2.Неумение педагога воплотить задуманное в практических действиях.

3. Недостаточная продуманность каких-то моментов урока (или урока в целом)

4. Перегрузка учеников информацией, которую они не в состоянии обработать.

5. Отсутствие системы работы.

6. Неподготовленность к уроку учеников.

7. Раздражительность учителя, вызванная предыдущими уроками.

8. Нелюбовь к определенной теме урока.

9. Недовольство какого-то ученика класса, которое срывается на других учеников.

Безусловно, каждый учитель выводит свои критерии, по которым определяет причины, что объясняют неудачу урока. Интересно отметить, что причины неудачного урока, с точки зрения педагогов, изменяются в зависимости от их педагогического стажа.

Проблемы, с которыми сталкивается учитель при подготовке урока:

  • трудности, связанные с поиском такой организации уроков, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учениками, но и их самостоятельную познавательную деятельность, которая содействует умственному развитию;
  • нахождение способов и приемов создания проблемной ситуации и подборе проблемных вопросов, рассчитанных на индивидуальную, групповую работу;
  • необходимость формирования мотивов, проявление интереса учеников к теме, повышение их эмоционального настроения.

Конечно, любая деятельность начинается с подготовительного этапа, иначе говоря, урок сначала «рождается» в мыслях учителя и только потом реализуется на практике, анализируется, совершенствуется. В целом, учитель готовится к  проведению   уроков  в два этапа.

Первый этап — общая подготовка к преподаванию предмета — охватывает проработку научной литературы к соответствующим темам и знакомство с современными достижениями педагогической науки.

Второй этап — это непосредственная подготовка к  проведению  конкретного  урока  или системы уроков в пределах темы или раздела. И если раньше, когда в учебном процессе преобладал традиционный, четко регламентированный (как правило, комбинированный) урок, достаточно было говорить о планировании и подготовке к уроку, то нынешнее время характеризуется, в первую очередь, технологичностью подходов ко всем составным процесса учебы, требует от учителя именно проектирования, которое даст возможность перейти от хаотических действий к последовательной, научно обоснованной, системной, логично мотивированной деятельности.

Под педагогическим проектированием урока понимают разработку системы взаимодействий учителя и учеников, которая позволяет достичь определенной четко сформулированной цели учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность по своей сущности является и одновременно синтезирующей деятельностью выбора из всех знаний об уроке именно той информации, которая является необходимой для изучения конкретной темы, рациональной именно для этого занятия, именно для этих детей. По исследованиям доктора педагогических наук В. С. Безруковой, функция педагогического проектирования в целом занимает не менее чем 25 % времени профессиональной деятельности педагога.

Педагогическое проектирование конкретного урока состоит из трех последовательных этапов:

  • моделирование
  • создание проекта урока
  • конструирование

Моделирование урока.

На этом этапе учитель создает условную модель, можно сказать «версию», концепцию урока. Для этого необходимо:

  1. четко определить место урока и в содержательном, и в методическом аспекте в пределах учебного курса, раздела, темы;
  2. определив тему урока как обобщенного его содержания, сформулировать общую цель изучения этого материала. В настоящий момент значительное количество ученых и педагогов-практиков считает, что на уроке необходимо ставить одну общую цель учебы, все другие есть ее составными или производными подцелями. Хотя в поурочных конспектах школьных учителей мы видим три цели — учебную, воспитательную и развивающую. Но возможна ли их реализация независимо одна от другой? Поэтому логической, на наш взгляд, есть мнение доктора педагогических наук Ю. О. Конаржевского о необходимости все цели урока считать одними и называть «триединой» целью:
  1. отобрать из проработанной методической литературы, собственного опыта педагогические идеи, использование которых обеспечит достижение поставленной цели наиболее рациональным путем;
  1. определить тип и общую форму  проведения   урока;
  2. определить необходимую материальную базу, перечень информационных источников и наглядности.

Создание проекта урока.

Проект урока представляет собой записанную на бумаге структуру педагогического процесса соответственно с определенной целью.

Урок как педагогическую систему определяют его задачи, главные из которых на сегодня связаны, в первую очередь, с развитием личности. Наиболее важным элементом этой работы является разделение главной цели на составляющие — задания уроку. Для того, чтобы четко их сформулировать, необходимо представить все те простые действия, последовательность выполнения которых даст возможность достичь цели.

Способы представления

Типичные формулировки

1. Через учебное содержание

Рассмотреть вопрос о..., выучить... и тому подобное

2. Через деятельность учителя

Ознакомить учеников из..., дать знание о..., объяснить, рассказать о... и тому подобное

3. Через процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития

Сформировать представление о..., развивать экологическое мышление, формировать познавательную активность и тому подобное

4. Через учебную деятельность ученика (результаты учебы)

Называть, объяснять, находить на карте, анализировать

Исходя из того, каким образом эти учебные задания будут реализовываться, нужно сформулировать и воспитательные, и развивающие, задания. К сожалению, очень часто на практике понятие «цель урока» и «задачи урока» отождествляются. Русский ученый В. А. Щенев систематизировал способы формулировки цели, которые встречаются в поурочных планах (см. таблицу)

Способы формирования целей урока

(по В.А. Щеневу)

Очевидно, что первые два способа уже не отвечают современным. Ведь, признав главным субъектом учебного процесса самого ученика, и цель учебы также необходимо ставить в соответствии с его интересами, потребностями и мотивами. Поэтому более конструктивным и актуальным является формулировка цели через систему результатов учебы, что планируются, которые выражаются перечнем определенных заданий (задач) урока. Наиболее сложным является определение цели третьим способом, когда идет речь о формировании личностных качеств.

Что является первоочередным — учебные результаты или развивающая цель, что вообще является целью, а что средством ее достижения? Этот вопрос в педагогической литературе и до сих пор является дискуссионным. Поэтому мы можем встретить и классическую формулировку «триединой цели», и так называемую двухуровневую модель, которая состоит из цели, ориентированной на результаты учебы, и развивающей цели, которая рассматривается как средство достижения намеченных целей.

Важнейшим является соотношение цели урока и интересов, мотивов учеников и объективная возможность проверки достижения этой цели в конце урока. Традиционно важным компонентом подготовки к уроку является обработка содержательной части материала (отбор главного, последовательность и формы изложения). Логическим является одновременное определение и методов, приемов работы учеников с элементами содержания учебного материала. На этом этапе учителю уместно иметь под рукой собственную картотеку с их описанием.

Конструирование урока.

Так называемый конструктор урока (записанная на бумаге последовательность действий всех участников учебного процесса) может иметь вид плана урока, конспекта, сценария. Обязательными элементами конструктора  урока  являются четко сформулированные цель, задание, тип и форма  проведения   урока, выделенные этапы (структурные элементы) учебной деятельности, домашнее задание. Необходимым является запись действий участников учебного процесса (учителя и учеников) на каждом из этапов, желательно в нескольких возможных (спрогнозированных предварительно) вариантах.

Считается, что подробная запись конструктора урока нужна только начинающему учителю. Но развернутая форма записи дает возможность наглядно проследить соответствие каждой из действий определенной цели и заданиям урока, спрогнозировать проблемные моменты и пути их устранения, рационально распределить время между этапами и видами деятельности. То есть в какой-то степени провести первичную самопроверку качества проекта урока. Обязательным элементом работы над проектом  урока  является его доработка после  проведения  занятия на практике — внесение определенных корректив «свежими следами», исправление методических ошибок, устранения проблемных ситуаций, и тому подобное. Это предоставит возможность в будущем провести урок из этой темы более эффективно, будет способствовать приобретению опыта в проектировании других уроков.

Таким образом, проектирование урока является одним из важнейших функций учителя, которое должно занимать значительную часть его времени , и содержательную часть его педагогической деятельности, являть собой продуманную, спланированную и, главное, систематическую работу. Педагогическое проектирование в целом способствует постоянному самоанализу деятельности учителя, его творческому и профессональному росту.

Инструменты проектирования:

Технологическая карта как форма планирования позволяет представить учебный процесс в виде целостной системы учебных занятий, которые взаимосвязаны по этапам процесса обучения: целевым, смысловым, операционным-деятельносным, контрольно-регулирующим, рефлексивным.

Логика конструирования технологической карты может быть представлена таким образом:

1. -определение конечных результатов изучения темы в действиях учеников:

- ученики знают (факты, понятия, законы, формулы, правила, теорию и т.д. );

- ученики умеют (общеобразовательные умения, специальные учебные умения).

2. Определение первого и заключительного учебных занятий:

- вступительное учебное занятие;

- учебное занятие по проверке и оценивании усвоенных учениками знаний и умений;

- учебное занятие по коррекции знаний и умений;

- обобщающее занятие.

3. Распределение содержания темы на блоки.

4. Определение в каждом смысловом блоке количества и типов учебных занятий. 5.Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий

6.Подбор заданий для самоконтроля учеников.

На первом же учебном занятии (как правило, оно вступительное) учитель информирует учеников о новой теме, формулирует конечные результаты ее изучения в действиях учеников, знакомит их с содержанием учебного материала в соответствии с технологической картой (ее можно вывесить в кабинете на доске, в уголке и тому подобное).

Опорная таблица для конструирования темы

учебного занятия

1

2

3

4

5

6

Тема занятия

Что должен знать ученик?

Что должен уметь ученик?

Контроль учителя

Тип учебного занятия

Оборудова

ние

Домашнее задания


Технологическая карта дополняется вопросами для самоконтроля учеников в соответствии с уровнями усвоения ими знаний. Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление разнообразных связей между этапами в структуре занятия и связей внутри каждого этапа.


Конструктор урока

Идея конструктора  урока  принадлежит А. А. Гину, автору книги «Приемы педагогичной  техники», которую многие учителя хорошо знают и используют в своей работе. Идея действительно замечательна — из набора методических приемов, которые играют роль деталей конструктора, проектировать уроки.

Конструктор урока.

Формирова-

ние

мотивации

Удивляй

Фантас-

тические

добавки

Отсроченная

загадка

Кросс-

ворды

Читаем

(использо-

вание

худ.лит.)

Ассоциа-

ции

на доске

Показуха

Картинная галерея

Источники

информации

Мозговая

атака

Классификации

Альтернативы.

Проверка

домашнего

задания

Интеллек-туальная

разминка

Верю-

не верю

Да-нет

Цепоч-

ка

Узнай

меня

Рицар-

ский

турнир

Диктант

для

шпиона

Найди

ошибку

Снежный

ком

Тренинг

памяти

и

внима-

ния

Условные

обозначения

Светофор

Вместите-льная

корзина

Пинг-понг

Лото

Рецензия

Хоккей

Ідеаль-

ный

опрос

Щадящий

опрос

Тихий

опрос

Диалоги-ческая

пара

Тест-

рейтинг

Работа с

текстовыми

материалами

Поединок

Почта

Шпаргал-

ка

Конт-

роль

путем

выбора

заданий

Охранни-

ки

Актер-ское

мастерство

Театр

«Мим»

Шпаргалки

Шерлок

Холмс

Цепочка

Философы

Дискуссия

Диалог

Сократа

Лигнвис-

ты

Концен-трация

Изучение

основних

понятий

Паучки

Понятий-

ные

диктанты

Слабое

звено

Мяч со

словами

Вместите-льная

корзина

Видано-

невидано

Кроссвор-ды

Изучение

новой темы

Модель

будущих

знаний

Ассоциа-

тивные

схемы

Находчи-

вое

чтение

Диалог

Ривина

На вкус и

цвет….

Слепой

капитан

Модели,

которые

ожили

Познайко

«Руханки»

Эстафе-

та

Естафета

с варианта-

ми

Иван- покиван

Руки-ноги

Дружное

эхо

Дружное

эхо

по

половине

Испорчен-ный

телефон

Кто меня

слышит

Разведчи-

ки

Закрепление

и систематиза-

ция

Портрет

Ученые и

их

открытия

Крокодил

Рисунок

на

скале

Фантас-

тические

живот-

ные

Оратор-

ские

соревнова-ния

Анкетный

способ

обучения

Логика и

фантазия

Машина

времени

На шахмат-ном

поле

Домино

Аукцион

Погоня в

лабирин-

те

Интел-

лектуа-

льный

тир

Мой тезис

Эссе

Интеллек-туальное

лото

Уполно-

моченные

Узская

специали-

зация

Репортеры

На уроках

иностранного языка

Перепи-шу

пара-

граф

по-своему

Составь

тест

Рефлексия

Подобьем

итоги

Незакончен-ное

предложе-

ние

Само-

рефлексия

Двуряд-ный

круглый

стол

Эссе

Бортовой

журнал

Дневник

Синквейн

Портфо-

лио

Цвето-

вая

феерия

Домашнее задание

Творче-

ское

задание

Найди

задание

Беспроиг-

рышная

лотерея

Кубик

Ярмарка-

продажа

Выбери

сам

Одно

задание

на двоих

Предвори-

тельно




Педагогическая лаборатория

Банк приемов и методов

Удивляй: повседневные и будничные явления, предметы, события могут стать удивительными, если на них посмотреть с другой точки зрения.

Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса.

Пример: «Что произойдет , если…? ( при помощи таких вопросов рассматриваются парадоксальные ситуации.Ученики сами могут найти и предложить подобне ситуации для обсуждения).

Фантастическая добавка: в этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

Пример: перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, перенести реального или літературного героя во времени;

универсальный подход - написать фантастический рассказ, эссе, стихотворения, используя знания по предмету.

Отсроченная загадка: в начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивительный факт), отгадку на которую можна узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Кроссворды: предложите ученикам такие варианты работы с кроссвордами:

  1. Разгадать кроссворд , заполняя пустые клеточки.
  2. Сформулировать вопросы к словам в заполненном кроссворде.
  3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
  1. Составить кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

Ассоциации на доске: этот метод привлекает собственный опыт учеников , имеет высокий уровень заинтересованности, проводится фронтально. Зависимо от содержания имеет три формы проведения:

1.Понятия: учитель вертикально на доске записывает основные понятия , которые должны отработать ученики. Дальше он просит назвать признаки этого понятия или ассоциации , которые оно вызывает. Обязательным условием есть то, чтобы слова имели общие с основным понятием буквы.

2. Цветок: учитель рисует на доске цветок ( серединка и четыре лепестка). В середине записывает основное понятие. После этого он просит учеников назвать проявление и характеристики понятия и записывает их на лепестках.

3. Прямоугольник: учитель рисует на доске прямоугольник и записывает на нем основное понятие . Потом он просит учеников назвать его синонимы , антонимы, прилагательные, глаголы, которые , по их мне нию, связанные с этим понятием. Все они записываются на соответствующих сторонах прямоугольника.Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает учащимся из каждой группы отобрать по три самых характерных. С отобранными ассоциациями продолжается дальнейшая работа.

Показуха: учитель называет понятия, действие, процес сили явление. Объединив , учеников в несколько групп , он предлагает представителям каждой группы через минуту представить его в виде скульптуры (без слов). После демонстрации учитель организовывает обсуждение по таким вопросам:

-Что указывает на то, что именно названное понятие представлено груп пой?

- Какими способами их передали?

- Какие признаки понятия им удалось передать?

Картинная галерея : учитель вывешивает на доске 4-5 картин ( фотографий) , которые вмещают признаки основного понятия или явления. Объединив , учеников в несколько групп , он предлагает представителям каждой группы через какое-то время назвать Признаки понятия , которые изображены на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак. Учитель записывает их на доске.

Источники информации: для активизации работы и заинтересованности учеников в начале урока учитель раздает газеты, журналы или  страницы этих зданий , где размещается информация , которая соответствует теме урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию , подчеркивая важность ее ежедневного использования.

Мозговая атака: этот прием используется в коллективной творческой работе при решении конкретной сложной проблемы.

Всех учеников объединяет общая работа над поиском истины.

Классификация. Альтернатива: если основным содержанием, которое изучается на уроке, является моральне ориентации и ценности, уместно использовать этот метод. Суть метода состоит в том, что ученики получают рабочие карточки, на которых записаны разные признаки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт , ученики должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям.

В приеме «Альтернатива» ученики получают рабочую карточку, на которой записана определенная моральная проблема и ряд альтернативних предложений. Каждый ученик должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор.

Интеллектуальная разминка: это 2-3 не очень сложных вопроса для обдумывания; основная цель- настрой ребенка на работу.

Верю -не верю : этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается со слов :

« Верите ли Вы , что….» Ученики должны согласиться или не согласиться с этим утверждением.

«Да- нет» : эта универсальная игра , которая очень нравится ученикам и привлекает их к активному участию в уроке.

Учитель загадывает какой-то предмет, понятие , литературный персонаж . Ученики пытаются найти ответ ,

задавая вопросы. На эти вопросы учитель имеет право отвечать «да» или « нет». Вопросы не обходимо ставить так,

чтобы уменшать круг поиска. После игры нужно обязательно обсудить вопросы: какие были удачными , а какие

нет. Главное в этом приеме -научить вырабатывать стратегию поиска , а не закидывать учителя вопросами .

Блиц- опрос по цепочке : первый ученик ставит короткий вопрос второму, второй- третьому и т.д. Время ответа- несколько секунд,

учитель имеет право снять вопрос , который не соответствует теме. Каждый ученик имеет право отказаться от участия , поэтому учитель наперед выясняет , кто хочет принять участие в игре.

Узнай меня: Ученик выступает от имени известного героя , персонажа , при этом не называя его , но описывая поступки,

рассуждения.

Рыцарский турнир: ученик выходит к доске и по пройденому материалу ставит учителю зараннее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. В свою очередь учитель ставит вопросы ученику . Все действие занимает не больше 10 минут. Проведение турнюра объявляется зараннее. Вопросы должны быть краткие, ответы – точные и по существу. Ученики аплодисментами оценивают действия учителя и ученика.

Диктант для шпиона: класс разделен на 5-6 команд . Текст диктанта тоже делят на столько же частей . Листки с текстом прикріпляються к стене подальше от команд , для которых они предназначены. Каждый член команды становится « шпионом».

Он подходит к тексту ( столько раз , сколько ему нужно), читает его , запаминает, возвращается к команде и диктует свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа , которая закончит работу раньше и не сделает ошибок.

Найди ошибку: Вариант1: если материал , который проверяется, хорошо знакомый ученикам, то этот метод провоцирует ситуцию успеха на уроке. Если материал новый, то успешные поиски ошибок , позволят ученикам почувствовать себя экспертами и исследователями.

Учитель допускает ошибки , просит найти ошибки, при этом можно указать количество ошибок.

На уроках языка рекомендуется в тексте 2-3 явные ошибки, 2-3 типичные , 1 малозаметную.

Вариант2: этот же метод можно использовать как командную игру. Каждая команда готовит дома текст

С ошибками для другой команды. Польза двойная- чья команда лучше запрячет свои ошибки

и кто больше и быстрее найдет.

Снежный ком : как растет снежный ком , так и этот методичный прием привлекает к активной работе все большее количество

учеников. Алгоритм сжато можно описать так:

слово----------- предложение ------------ вопрос---------------- ответ

Вариант 1 : учитель показывает на ученика и говорит:» Слово!» , тот говорит слово , которое относится к теме урока.

Показывает на другого ученика :» Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим

словом. Третий ученик придумывает вопрос к этому предложению , четвертый – отвечает на него.

Вариант 2: каждый ученик добавляет к первому предложению свій литературный «шедевр», таким образом , чтобы

образовалась цепочка.

Светофор: очень простой , но эффективный методический прием. Светофор- это картонная карточка , которая с одной стороны-

красная , с другой- зеленая.Во время устного опроса все ученики сигнализируют учителю . знают ли они правильные

ответы. Пассивность не приемлема: хочешь-не хочешь нужно поднять или красную, или зеленую карточку.

Во время опроса можно пригласить 2-3 учеников , которые в приготовленных табличках отмечают работу конкрет-

ных учеников. Интрига состоит в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны в табличке, поэтому работают все.

Тренинг памяти и внимания: Вариант1: учитель дает ученикам лист , на котором размещенный отрывок из текста домашнего параграфа . Задание состоит в том , чтобы ученики смогли дописати фразы сверху и снизу.

Вариант 2 : учитель предлагает ученику прочитать домашний параграф и при этом закладкой закрывает часть текста. Ученик восстанавливает текст по памяти. Класс следит за учеником и оценивает однокласника.

Условные обозначения: в игре берут участие 2 команды. Каждая из них получает набор картонных карточек , на которых изображены условные обозначения каких-либо лингвистических понятий. По команде учителя ученик первой команды

поднимает карточку, суперники должны в течении 5 секунд назвать условный знак. Потом в игру вступает ученик второй команды. Побеждает команда, которая имеет большее количество правильних ответов.

Вместительная корзина: на листке бумаги ученики рисуют корзину, на ней предлагается написать термины изучаемой темы.

Главное, чтобы корзина была полностью наполнена. Через некоторое время учитель останавливает игру и просит одного из учеников зачитать слова. Ученики вычеркивают названия, которые повторяются.

Победителем становится ученик , у которого больше записано терминов, то есть у которого больше корзина знаний.

Пинг-понг: Вариант1: к доске выходят 2 ученика и по очереди ставят друг другу вопросы по домашнему заданию.

В этой игре можно применить небольшой яркий мячик.

Вариант2: один из учеников дома подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы должны быть

односложными. Он выходит к доске и бросая мяч любому ученику класса , задает вопросы.

Лото : на листке бумаги большими буквами записывают словарные слова , условные обозначения и т.д. , которые были выучены на предыдущих уроках. Потом лист разрезают таким образом , чтобы на каждой части остались отдельные слова, буквы , знаки. Разрезенные части лото перемешивают , учитель вызывает двух учеников и предлагает сложить лото. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и правильнее. Этот прием идеально подходит для индивидуальной работы. Положите лото перед замкнутым учеником и попросите его собрать лото. Таким образом Вы проверите его знания.

Рецензия: ответ ученика записывается на мобильный телефон , класс еще раз прослушивает и пишет рецензию по плану,

который записан на доске:

  1. Полнота ответа.
  2. Логика изложения.
  3. Наличие ( отсутствие) фактических ошибок.
  4. Языковая грамотность.
  5. Наличие примеров.
  6. Оценивание ответа.

Рецензии можно проверить выборочно, учитель дает свои комментарии к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Каким должен быть урок

Методические рекомендации к проведению тренировки...

Каким должен быть урок в современных условиях?

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача...

Статья "Каким должен быть эффективный урок "

Так что же для нас современный урок ? По словам Н. Е. Щурковой: “Современный урок – дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека...

Каким должен быть урок?

Учитель нач. классов-Самовалова Е. Ю.Каким должен быть эффективный урок?Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учен...

«Каким должен быть современный урок в начальной школе»

В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока.Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, лич...