Групповая работа в 1 классе
статья (1 класс) на тему

Волкова Ольга Николаевна
Из опыта работы учителя начальных классов. Основные этапы обучения детей работе в группе.Фрагмент урока в 1классе с использованием данной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_30.12.15.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги в обучении работе в группе (1 класс)

1 этап.

Обучение групповой работе начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Работу в парах начинают вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Дети учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником.

2 этап: парная работа.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Акцентируем форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия. Выводим конструктивное правило: "Свое мнение надо не навязывать, а доказывать". Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение". Лучше не говорить: «У него (у неё)  неправильно». Следует сказать: «Я не согласен (не согласна), потому что…» и привести свои аргументы.

Русский язык. Задание на доске: Рука, ручка, приручить.    

                                                           Крикун, крик, кричать.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать? или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают руки домиком (или сигнальную зеленую карточку).

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

Следующий этап: 

1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).        Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

 -Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

3 этап: групповая работа.

I. Подготовка к выполнению группового задания. 

 1. Постановка познавательной задачи /проблемы/. (конкретно сформулированной)

 2. Инструктаж о последовательности работы. ( Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.)

Правила организации групповой работы

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например: 

  • в разговоре участвует каждый;
  • говори только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • обращайся друг к другу по имени;
  • внимательно слушай товарища.
  • говори вполголоса, спокойно и ясно;
  • исправляй товарища так, чтобы не обидеть.

На доске показываем   правила работы в группах  и вспоминаем  правила перед тем, как они начнут работать в группах.

 3. Раздача дидактического материала по группам.   (Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.)

II. Групповая работа. 

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть. 

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

4. Образование групп.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек (1 класс – 3 человека), для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.

Как объединять детей в группы?

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Позже дети сами назначают лидера внутри группы.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе. Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли. Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

5. Ролевые функции членов группы.

Возможны следующие ролевые функции:

Начальная школа: 1) Писарь – записывает решение; 2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы; 3)  Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

 6. Контроль учителя за групповой работой.

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы: -         Как дети сидят? -         Внимательны ли они или отвлекаются? -         Как ведут себя: живо или апатично? -         Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения? -         Слушают ли друг друга? -         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры? -         Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

7. Обсуждение результатов групповой работы.

Обсуждения, исследования обучающиеся проводят совместно, а вот выступает от имени группы один человек. Тоже желательно, чтобы на протяжении всего урока устные ответы давал не один и тот же ребёнок, а все члены группы по очереди.

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена (колокольчик для подачи сигнала или дети поднимают руки домиком) , учитель организует обсуждение результата работы групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как форма взаимодействия и сотрудничества. Обсуждение с детьми их групповой работы.

Детей надо планомерно учить строить свои высказывания. Программы ФГОС второго поколения содержат требования о достижениях младшими школьниками метапредметных результатов. Среди которых есть и такие: о...

Рефлективный отчет по групповой работе в классе.

Работа в группах вовлекает в процесс обучения даже самых слабых и детей с барьерами......

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

Открытый урок литературного чтения (групповая работа) 4 класс «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин

Урок литературного чтения в 4 классе с использованием технологии критического мышления....