Конкурсное испытание "Образовательный проект"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лось Ирина Иосифовна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Пути совершенствования техники чтения в начальных классах"

возрастная группа: учащиеся 1 - 4 классов

срок реализации: 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Управление образования и молодежной политики администрации г.Рязани

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 40» г. Рязани

390010 г.Рязань, ул.Дачная, д.2-А, тел. 33-21-72, 38-82-82, факс 33-21-72

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Пути совершенствования техники чтения в начальных классах

возрастная группа: учащиеся 1 - 4 классов

срок реализации: 4 года

Составила  Лось И.И.,

учитель начальных классов

Рязань 2017

Содержание работы.

1. Обоснование необходимости проекта (педагогическая проблема).

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта.

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

5. Рабочий план реализации проекта.

6. Результативность.

Обоснование выбора темы проекта.

     Овладение полноценным навыком чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Кроме того, чтение -  один из основных способов приобретения информации во внеурочное время, один из каналов всестороннего развития школьника, важнейшее условие формирования его мыслительных способностей.  Поэтому каждый педагог согласится с высказыванием В.А Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура  малодеятельного мозга".

     Ребёнок, который в начальной школе не научился читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, будет вертеться, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.

     К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают "зависание" в сети Интернета чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

     Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению её в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного чтения, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

     Существует  непосредственная закономерная связь между скоростью чтения и успешностью обучения. Если учитель хочет, чтобы все его ученики в дальнейшем учились на "4" и "5", он должен добиться у них оптимального чтения. Оптимальное чтение - это осмысленное чтение в темпе разговорной речи, то есть от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.

     Для меня всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Опираясь на свой и чужой опыт, я поняла, что если ребёнок в начальных классах хорошо овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы научить детей работать с книгой, чтобы ученик уже в начальной школе умел читать с глубоким осмыслением того, что читает, чтобы мог самостоятельно разобраться в прочитанном, определить к нему своё отношение. С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих учеников с библиотекой, а делаю всё, чтобы они подружились с ней, с книгами, с систематическим чтением на всю жизнь.

Цель проекта.

     В своей         работе я поставила перед собой цель: добиться того, чтобы как можно больше моих учеников перешагнули рубеж в 100 слов и достигли скорости 120 слов в минуту.

     Я не использовала на своих уроках каких-то особых "секретов": все виды и приёмы работы описаны в литературе. Поэтому достигнутые мною результаты можно скорее объяснить систематичностью работы.

     Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
  • приобщение детей к литературе как к искусству слова, через практическое ознакомление с отдельными теоретическо - литературными понятиями;
  • воспитание интереса и любви к чтению (научиться "наслаждаться" чтением);
  • развитие устной речи (в том числе и обогащение словаря);
  • развитие творческих способностей детей;
  • расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.

Описание проекта.

Урочная деятельность

     Система работы младших школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного чтения и уроки внеклассного чтения. На практике все три категории связаны и подчинены одной цели.

     Остановлюсь сначала на уроках первой категории. При поступлении детей в первый класс проверила их умение  читать. К началу обучения в классе сложилось три группы учащихся, чтение которых имело свои особенности развития и свои задачи. Дети, составляющие первую группу, не умеют читать. Здесь задача на начальном этапе обучения - научить их чтению по слогам и особое внимание обратить на осознанность чтения.

     Для достижения этих целей я использовала следующие упражнения и игры:

  • "Угадай, какая гласная убежала": к.т (кот, кит), п.л (пол, пел, пил), с.н (сон, сын) и т.п.;
  • "Дочитай слово": со. (сон, сок, сор, сом); ко. (ком, кол, кот); ма. (мак, мат, мал) и т.п.;
  • "Слог потерялся": ки.. (кино, киты, киса), ..са (лиса, коса, роса) и т.п.;
  • "Найди слово в слове": воля (Оля), ветер (веер), волк (вол), вдруг (друг) и т.п.;
  • "Найди лишнее слово: бок, боб, бощ, бор, бот (лишним является сочетание букв  бощ, которое не является словом);
  • "Наборщик": из букв данного слова составить как можно больше других слов (космонавт - нота, сон, сом, тон, том, сова, кон);
  • составление по слоговой таблице слов или целых предложений;
  • слоговая разминка по таблице в начале каждого урока с целью автоматизации восприятия слога;
  • преобразование по таблице открытых слогов в закрытые прибавлением согласного;
  • постановка ударения над каждым слогом.

     Для детей второй группы (умеющих читать по слогам) задача состояла в переходе к чтению целыми словами. Здесь важно вводить упражнения, развивающие точность восприятия:

  • чтение слов, отличающихся одной буквой (воз - вёз, кон - кол);
  • чтение слов, в написании которых имеются все одинаковые буквы (куст - стук) или несколько одинаковых букв (крона - корона);
  • чтение слов, имеющих разные окончания (красный - красное) или одинаковые приставки (пришёл-прибил).

     Для детей третьей группы цель - совершенствование навыка чтения целыми словами с постепенной его автоматизацией, введение чтения про себя и отработка выразительности чтения. Здесь важны такие задания, которые давали   бы возможность в процессе чтения решать маленькую умственную задачу (подготовить ответ на поставленный вопрос или сделать вывод), подготовить выразительное чтение (соблюдение пауз и логических ударений).

     Кроме уже названных приёмов, со всем классом использовала следующие  приемы на уроках классного чтения:

  • хоровое чтение (особенно помогает робким и слабочитающим детям);
  • "Фотоглаз" (можно использовать с начала обучения грамоте, постепенно усложняя):

- за короткое время (15-20 минут) ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение (можно использовать карточки со словарными словами);

- "сфотографировать" столбик слов и ответить есть ли данное;

  • "Губы": используется в целях чёткого разграничения детьми чтения вслух и "про себя", а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении (шевеления губами). К плотно сжатым губам по команде читать "про себя" дети прикладывают палец левой руки;
  • "Буксир": учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст "про себя", стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове. Дети должны остановиться на этом месте и, не называя слова, показать его. Учитель выборочно проверяет учащихся (хорошо использовать при первичном восприятии текста);
  • "Чтение - спринт": на максимальной скорости, читая "про себя",(1-2 абзаца), за 1 минуту найти ответ(ы) на вопрос(ы).

     Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко я использую в своей работе упражнения, которые мне понравились простотой и эффективностью. Это многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

     Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Проводилось это таким образом.

     После того, как начало нового рассказа мною прочитано и осознано, осмыслено учениками, я предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении одной минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (у всех по-разному). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у школьников, им хочется читать ещё раз (но не более трёх). Затем переходим к следующему упражнению.

     При чтении в темпе скороговорки я не требую от учеников выразительного чтения, так как это две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь пониже, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны "проглатываться" учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длиться не более 30 секунд. Затем я останавливаю учеников и начинаю третье упражнение, обращаясь к ним так: "Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно".

     Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, но я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если систематически проводить такие упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

     На всех уроках чтения обязательна работа над трудными словами и сочетаниями, иначе не устранить "спотыканий", не приобрести навыка уверенного чтения. Подобные слова выписываются на доске, прочитываются по слогам, затем хором. Детям даётся задание "увидеть" в тексте длинные (многосложные) слова, прочитать их про себя, поставить ударение. Знакомое слово уже не пугает, не останавливает при чтении.

     Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Именно тогда ребёнок открывает в тексе что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы.

      Существует много известных всем видов работы над текстом на уроках чтения, которые использую и я:

  • чтение "цепочкой";
  • чтение с ответом на вопросы;
  • чтение по ролям;
  • чтение с пометкой непонятных слов; чтение стихотворения, расстановка пауз;
  • конкурсное чтение стихотворения;
  • чтение с нахождением отрывка к иллюстрации;
  • чтение отрывка к данной пословице;
  • чтение отрывка, выражающего главную мысль произведения;
  • чтение с делением на части по готовому плану; чтение с составлением плана уже поделённого на части текста;
  • чтение с продолжением уже начатого плана; чтение с сокращением текста (подготовка к краткому пересказу).

Все перечисленные виды работы учат ребёнка работать с текстом, творчески относиться к его анализу

Уроки внеклассного чтения

     Теперь остановлюсь на уроках внеклассного чтения, которые в течение всей начальной школы составляют несколько этапов.

     Подготовительный этап (первое полугодие первого класса).

   Детям называла такие уроки "Учимся любить книгу". Задача этих уроков - развить интерес, внимание к книге настолько, чтобы захотеть читать самому. Пока навык чтения несовершенен, дети рассматривают книгу "по правилам" (автор, название, художник, иллюстрации). Я читала эту книгу сама и практически показывала, как с книгой надо работать, чтобы она "заговорила". Иногда к чтению привлекала хорошо читающих учеников. Остальные слушали или, по желанию, следили за читающим. Книги на эти уроки подбирала яркие, красочно оформленные, с крупными иллюстрациями. Давала возможность детям посмотреть, полистать их до и после урока, старалась заинтересовать рассматриванием картинок, зажечь желание узнать об их содержании подробнее - прочитать текст.

     Начальный этап длится второе полугодие первого класса. Мы с детьми называли такие уроки "Учимся читать книгу". Основным методом работы было чтение  -  рассматривание книги под руководством учителя.

     Основной этап (2 - 3 класс). "На урок с домашней подготовкой". По моему заданию ученики находили нужную книгу в библиотеке и читали её дома самостоятельно и в классе под моим руководством. На дом дети получали задание прочитать определённое количество глав или страниц и поработать с текстом, выполнив определённое задание.

     Заключительный этап (4 класс) показывает результат обученности по чтению. Он предполагал продолжение работы во 2 - 3 классе и расширял знания детей о книге. Дети осваивали названия книжных служб (форзац, аннотация, предисловие, послесловие).

     Впервые в школьную библиотеку дети пришли во втором полугодии первого класса на экскурсию, а затем вместе со мной посетили ближайшую детскую библиотеку №2 (филиал). И уже при этой первой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, места отдыха и общения. Во время посещения они узнали новые для них слова: абонемент, книгохранилище, каталог, читательский билет, читальный зал. В результате регулярного посещения библиотеки дети овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале.

     Вся описанная выше работа была подчинена одной цели, поставленной перед детьми: достичь скорости чтения 120 слов в минуту. И каждый ребёнок должен постоянно видеть своё приближение к этой цели. Поэтому в течение всего учебного года один раз в неделю в классе проходил самозамер скорости чтения. Дети в течение одной минуты читали текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам). Замечали, до какого слова дочитали, затем пересчитывали прочитанные слова и записывали результат в дневник.

     Работа над совершенствованием техники чтения невозможна без тесной связи учителя и родителей.

Работа с родителями

     В первом классе после завершения периода обучения чтению я провожу родительское собрание на тему "Как приучить ребёнка к чтению". На нём родители получают необходимые рекомендации, которые помогут им правильно организовать детское чтение в семье, процесс воспитания интереса к чтению, любви к книге. Среди данных рекомендаций особенно хочется выделить следующие:

  • Прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием многих детских книг. Покупая ребёнку книгу, просмотреть её самому.
  • Начинать самостоятельное чтение надо с книг с большими рисунками, так как страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребёнка.
  • Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихотворения, басни, фольклор, научная фантастика.
  • Первое время желательно посещать библиотеку вместе с ребёнком. Помочь выбрать книгу, посоветовать самую интересную.
  • Организовать семейное чтение. Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением, похожими чувствами.
  • Громкое чтение, как и чтение про себя должно войти в ежедневную привычку ребёнка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку.
  • Важно завоевать доверие у ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
  • Не заставлять ребёнка часами сидеть над книгой, пока не выполнит данное задание. Гораздо лучше проводить домашнюю тренировку в чтении тремя порциями по 5-10 минут. Небольшой рассказ ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час - два ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки выше, чем тренировка в течение час - полутора за один приём.
  • Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8-10 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию, и у ребёнка возникает потребность в ежедневном чтении перед сном.

     Во втором классе проводится анкетирование родителей, они отвечают  на следующие вопросы:

1) Как регулярно ребёнок читает художественную литературу (каждый день, через день, несколько дней в неделю, раз в неделю и т.д.)?

2) Как долго продолжается процесс чтения (в минутах)?

3) В какой форме проходит чтение (про себя, вслух, в паре с одним из членов семьи)?

4) Какой жанр предпочитает ребёнок (сказки, стихи, рассказы о животных и т.д.)?

5) Обсуждаете ли вы вместе с ребёнком прочитанную книгу?

6) Как регулярно посещает ребёнок библиотеку?

     Подобные вопросы заставляют родителей задуматься над тем, правильно ли организовано литературное чтение сына (дочери). В результате анализа анкет складывается ясная картина домашнего чтения моих учеников.

     В 4 классе на родительском собрании происходит знакомство родителей с прогностической таблицей. В ней наглядно видна зависимость успеваемости учеников в средних классах от уровня учебных умений при переходе в 5 класс.

Чтение

Письмо

Вычисления

Отметки

150

80

40

"5"

120

60

30

"4"

90

40

20

"3"

     Читается она так: "Если при переходе в 5 класс ребёнок читает 150 слов в минуту, пишет со скоростью 60 знаков в минуту, успевает вычислять 40 цифр за минуту при умножении двузначных чисел, то он будет заниматься по большинству предметов на "5" и т.д. аналогично. Я стараюсь объяснить родителям, что нормативная скорость 90 слов в минуту будет недостаточна при обучении в 5 классе. Это объясняется тем, что в 4 классе суммарный объём учебников составляет 56 печатных листов, а в 5 классе - 106. Удвоенная информация - и хороший ученик становится троечником. Таким образом, попыталась убедить родителей не останавливаться на достигнутом и продолжать работу по повышению скорости чтения.

Результативность

 Грамотное, осмысленное чтение является  важнейшим условием успешного обучения в основной школе. Чтение -  важный источник приобретения информации, один из каналов всестороннего развития школьника, условие формирования его мыслительных способностей, нравственного развития личности.

Планомерная последовательная работа в этом направлении дает положительные устойчивые результаты.  

Результаты проверки техники чтения (слов в минуту)

2012 - 2016 уч.г.

Ф.И.

при поступлении

в 1  класс

1 класс

II полуг

2 класс

I полуг.

2 класс

II полуг.

3 класс

I полуг.

3 класс

II полуг.

4 класс

I полуг.

4 класс

II полуг

1.Андрианов М.

15

43

55

67

75

88

98

106

2.Афонькин М.

10

36

52

58

60

65

74

88

3.Балан С.

19

40

58

66

78

86

95

119

4.Воронкин А.

10

45

53

70

79

89

93

105

5.Григорьев Д.

---

19

31

40

48

55

67

85

6.Ильинский П.

5

25

46

56

60

75

83

97

7.Корчин А.

13

48

64

75

83

91

100

115

8.Кузменков А.

---

46

54

60

68

72

84

99

9.Кулакова П.

12

37

55

65

76

80

96

115

10.Лаушкина А.

---

48

60

65

74

93

108

123

11.Ли М.

8

52

65

70

80

91

104

124

12.Мареев В.

11

48

60

65

81

90

99

110

13.Маркин Д.

15

65

72

76

79

84

100

118

14.Панфёров С.

---

29

36

45

55

60

75

94

15.Пенхасова В.

---

37

52

66

70

75

80

96

16.пестов И.

9

36

50

62

76

80

96

113

17.ПолитиковаЕ.

14

36

53

65

78

89

101

117

18.Родин А.

---

22

33

45

56

69

76

93

19.Сапунова Р.

17

56

73

85

89

93

110

132

20.\\\сидоров П.

18

42

50

62

74

86

103

118

21.Сотскова В.

20

46

55

63

75

80

115

124

22.Сурова Е.

21

46

55

61

78

85

94

120

23.тимохина М.

10

34

41

48

57

70

80

98

24.Царёва К.

---

40

52

59

65

75

99

111

25.Чистяков Е.

---

36

44

48

52

56

70

85

Среднее значение

38

53

62

71

81

88

108

     В заключение я хотела бы пожелать моим коллегам  успехов на  таком важном направлении работы, как  формирование навыков грамотного вдумчивого чтения.  Надеюсь, что данный проект «Пути совершенствования техники чтения в начальной школе» поможет им в этом.

Использованная литература:

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.

3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

6. Сальникова Т . П . Методика обучения чтению. - М., 2012

7. Школа рационального чтения : Курс обучения чтению самых маленьких. - М.: ШРУ, 2010

8. Начальная школа, 2012, № 12

9. Первое сентября, 2004, №23

10.Бодрова Е.В. Когда мы читаем детям. Календарь для родителей.

11. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н - М.: Педагогика, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Работа над проектом к 8 марта. Конкурсно-игровое мероприятие "А ну-ка, девочки!"

Паспорт проетаСценарий конкурсно - игрового мероприятия "А ну-ка девочки!"Дидактические материалы...

Конкурсная работа проектов "потенциал"

Проектная работа учащегося....

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КНИГА ГОДА» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ.

Как сформировать положительную, устойчивую, внутреннюю мотивацию к чтению у обучающихся? Эту проблему решали педагоги г. Серова школы №1 с углубленным изучением отдельны предметов "Полифорум"...

Работа над проектом к 8 марта. Конкурсно-игровое мероприятие "А ну-ка, девочки!"

Методическая разработка мероприятия для 2 класса в группе продлённого дня....

Развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся через учебные и конкурсные проекты

В теоретической части методической разработки рассматривается современная классификация проектов, уделено большое внимание этапам работы над проектом, отличию учебных и конкурсных проектов, совместной...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...