Роль системы дополнительного образования в развитии одаренных детей
статья на тему

Бобровникова Светлана Викторовна

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования. Именно дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Викторовна Бобровникова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский» муниципального образования город Ноябрьск.

Роль системы дополнительного образования в развитии одаренных детей

        «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

        Одной из самых интересных и актуальных тем в современной педагогике и психологии является тема одаренных и талантливых детей. Интерес к одаренности в настоящее время очень высокий. Прежде всего, это объясняется потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, и именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

        Что же такое одаренность? Это социальная реальность или редкий индивидуальный дар? Как нужно относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства не только детей, учителей, но и родителей. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются реальные жизненные проявления одаренности, способы их выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

        Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Д.Гилфорда, П.Торренса Ф.Баррона, К.Тейлера. На основе идей психологов Д.Кэролла и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Отечественные психологи также изучали проблемы одаренности: МатюшкинаА.М. «Концепция творческой одаренности», Чистяков Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур». Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Это совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников. Одаренных детей отличают высокая любознательность и исследовательская активность.

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности ученика, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования. Именно дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Оно ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

В данной статье представлен опыт работы педагогов по развитию творческого потенциала учащихся начальных классов через систему дополнительного образования в школе.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы дополнительного образования.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. Нами была разработана и апробирована программа дополнительного образования «Эрудит» для учащихся 3-4 классов, в которую были включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

В процессе работы, помимо традиционных методов обучения,  на занятиях кружка использовались групповые методы обучения, а именно: кооперативное обучение,  креативные методы (мозговой штурм, метод придумывания), групповая дискуссия и другие. Дети учились обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Наша  программа учитывает пять основных этапов творческого акта:

  1. Исследовательская активность.
  2. Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.
  3. Проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя).
  4. Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.
  5. Профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания).

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

        В своей работе мы использовали элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
  2. Формирование внутренней мотивации.
  3. Организация образовательного процесса при «субъект – субъектных отношениях».
  4. Предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
  5. Рефлексия.
  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
  7. Соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими», которые создают благоприятный морально-психологический климат.
  8. Интегративный подход.

        Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого мы старались широко использовать на занятиях кружка  различные методы, в том числе и метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

       Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В нашей школе стало традицией в конце учебного года проводить конкурс проектных работ,  в ходе которого учащиеся представляют результаты своей работы над проектами, победители принимают участие в городском конкурсе проектных и исследовательских работ, их работы занимают призовые места как на всероссийском, так и международном уровне:

- 4 победителя городского конкурса проектных работ (проекты «Зимующие птицы нашего края», «Что в имени твоем поселок мой родной?», «Дорогами войны наших прадедов»);

-   1 лауреат  VIII окружного заочного соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» (проект Тюменцева А. «Как экономить электроэнергию дома)

- 4 участника Всероссийского проекта для одаренных детей социальной сети работников образования «Алые паруса» nsportal.ru;

- 1 победитель Всероссийского открытого фестиваля исследовательских работ «Я познаю мир»  (проект «Все о снежинках»);

- 1 победитель Всероссийского творческого конкурса «Рассударики», номинация «Детские исследовательские и научные работы»  (проект  «Снег и лед в жизни человека»);

-  1 победитель Всероссийского конкурса «Медалинград», номинация «Детские исследовательские и научные работы»  («Зимующие птицы нашего края»).

- 1 лауреат 3 степени  международного   интернет-конкурса  исследовательских работ для детей «От проекта к открытию» (исследовательский проект «Бабочки – чудо природы»).

        Основными  направления  деятельности  детского объединения «Умники и умницы» были:

- организация и проведение  как групповых  занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Прогнозируемыми  результатами стали  следующие:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и  логического мышления учащихся;

             В течение нескольких  лет проводилась просветительская работа среди родителей через:

- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников», «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы»);

- консультации для родителей и индивидуальные встречи;

- открытые занятия и внеклассные мероприятия;

- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

- творческие отчеты перед родителями.

За время обучения по программе «Эрудит» у воспитанников объединения заметно повысилось:

  • качество знаний,
  • уровень интеллектуального развития,
  • умений  применять их в нестандартных ситуациях;
  • повысился уровень общей эрудиции,
  • расширился их кругозор;
  • повысился уровень творческого  мышления.

Об этом свидетельствуют следующие результаты:

Отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения «Умники» (% выполнения заданий на занятиях)

Вывод: за 3 года показатели высокого уровня выполнения заданий повысились на18%,  показатели средне-высокого  - повысились на 3%, среднего уровня снизились на21%.

Отслеживание уровня  развития творческого мышления воспитанников ДО «Умники» (методика П.Торренса)

Вывод: как видно из диаграммы, у учащихся повысился самый высокий уровень развития творческого мышления  (на 30%), высокий уровень  снизился на 4%,  средний уровень творческого мышления снизился на  25%.

Отслеживание  уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР):

       

     Вывод: у всех учащихся объединения есть позитивные изменения в уровне интеллектуального развития, по всем субтестам значительные изменения роста.

Опыт работы по авторской программе «Эрудит» был представлен на сайте http://festival.1september.ru/. Программа стала победителем на городском, окружном и Всероссийском уровне в рамках I Всероссийского открытого конкурса авторских программ,  учебно-методических материалов  и электронных ресурсов по развитию творческой  активности детей, подростков и молодёжи.

Итак, целенаправленная работа по развитию творческого потенциала и интеллектуального развития  в рамках кружка дополнительного образования дала положительный результат. Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы, викторины, марафоны и конференции различного уровня для учащихся являются «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

        В заключении хочется отметить, что педагогам, воспитателям и родителям, работающим с одаренными детьми,  надо помнить, что одаренный и талантливый ребенок – это прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Необходимо создать ту среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Важно уважать его точку зрения, как если бы он был взрослым. Уважать его любопытство как великую ценность, поощрять его интересы. Нужно не забывать, что ребенку необходим тот же опыт, что и всем детям, ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.

Список литературы

  1. Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети» // «Завуч».- 2001.- №4.- с.39-45.
  2. Беляева Н.М., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
  3. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // «Завуч».- 2000.- №1.- с.107-116
  4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .
  6. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // «Дополнительное образование детей».- 2001.- № 24.- с. 37-39.
  7. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
  8. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // «Завуч».- 2000.- № 6.- с. 132-137.
  9. Савенков  А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Курсы по работе с одаренными детьми» в системе дополнительного образования.

Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития. Цели программы:·   созд...

Участие в краевом семинаре-практикуме по теме: «Проблемы и перспективы развития детского театра в системе дополнительного образования детей Ставропольского края

Опыт работы Учителя начальных классов и руководителя театрального кружка «Буратино» МБОУ   «Начальная  школа»г-к  Железноводска.Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца....

Статья "Роль Центра дополнительного образования в системе внеурочной деятельности"

Статья представлена на Краевых рождественских чтениях, описывает опыт работы....

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

Роль внеклассных мероприятий и системы дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления...

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...