Главные вкладки

    Статья по теме:
    Статья "Роль Центра дополнительного образования в системе внеурочной деятельности"

    Кокорина (Лыткина) Ольга Сергеевна

    Статья представлена на Краевых рождественских чтениях, описывает опыт работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль Центра дополнительного образования

     в системе внеурочной деятельности

            

    Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

    Задача школы нового поколения - создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

    Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Кроме того, внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время. Каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

    Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организуется деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. 

    Учреждения дополнительного образования призваны в полной мере удовлетворить потребности детей, родителей, школы в предоставлении услуг, в организации внеурочной деятельности.

    Центр «РОСТ» является одним из 7 учреждений дополнительного образования города Соликамска, активно организующий различные формы внеурочной деятельности для школьников города Соликамска, а также территорий Верхнекамья.

    В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

    Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом Центра.

    В нашем Центре организации внеурочной деятельности строится  в соответствии с приоритетными направлениями программы развития Центра, состоит из подпрограмм:

    - «Одаренный ребенок»

    - «Воспитание РОСТом»

    - «Я – исследователь»

    - «Совершенствование профессионализма педагогов».

            В рамках подпрограмм ежегодно планируются и организуются мероприятия для вовлечение детей в интересную, полезную деятельность вне школьных программ и программ дополнительного образования.

    В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.

     В рамках подпрограмм  эти направления деятельности реализуются.


    Направление

    Виды деятельности

    Формы работы

    Решаемые задачи

    Общекультурное

    (Социальное)

    Очные и заочные конкурсы по иностранным языкам, мероприятия воспитывающего характера «Масленичные гуляния», «Пасхальный переполох», «Рождественские встречи», реализация социальных проектов  

    Праздничные, развлекательные  программы, беседы, игры, конкурсы

    Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, социализация ребенка, приобщение ребенка к культурным традициям, организация полезного досуга.

    Общеинтеллектуальное

    Олимпиады «Знаток иностранного языка», Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит», Олимпиада «Познай свой край», конкурсы исследовательских работ, конференции, шахматные турниры

    Беседы, игры, проектированиеисследовательская деятельность, конференции, выставки

    Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных проектов.

    Развитие у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности способствование формированию функциональной грамотности

    Духовно-нравственное, патриотическое

    «Мероприятия в рамках РДШ,

    Совместные мероприятия с домами престарелых, акции «Я-дед Мороз», «Цветочек», экскурсии, экспедиции,

    Акции, тематические беседы в объединениях, экскурсии, театральные постановки, квесты

    Развитие нравственных качеств личности; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;

    Умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми

    Художественно-эстетическое

    Конкурсы художественного и декоративно-прикладного творчества  («Семейный Новый Год», «Подарочки для мамочки», «Ситцевые зверушки» и др.) международные театральные фестивали

    Занятия в театральном объединении, художественное творчество, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов, выставки рисунков и ДПИ

    Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

    Спортивно-оздоровительное

    Шахматные турниры, «Спартакиада успешности», профильные лагеря

    Соревнования, квесты, турниры, спортивные конкурсы, беседы о ЗОЖ

    Укрепление физических сил ребенка, оздоровление, профилактика заболеваний, приобщение к спортивному, здоровому образу жизни

               



            На сегодняшний день есть существенные результаты деятельности Центра «РОСТ» в организации внеурочной деятельности:

    - вовлечение в конкурсное движение детей всех общеобразовательных учреждений города Соликамска, школ города Березники, Соликамского района, города Чердыни и Чердынского района, г. Красновишерска и Красновишерского района;

    - подготовка детей к результативному участию в конкурсах исследовательских работ краевого уровня и всероссийского уровней, в выставках художественного творчества;

    - помощь в организации и участие в международном театральном фестивале в Германии и Швейцарии;

    - создание «досугового центра» для детей и родителей микрорайона, для семей национальных общественных организаций города Соликамска.

            Впереди еще поставлены задачи.

    Итак, внеурочная деятельность – это здорово! Внеурочная деятельность помогает ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Роль Центра дополнительного образования в системе внеурочной деятельности Методист, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦТР и ГО «РОСТ» Кокорина Ольга Сергеевна

    Слайд 3

    МАОУ ДО ЦТР и ГО «РОСТ»

    Слайд 4

    Подпрограмма «Одарённый ребенок» Цель – поддержка и развитие разных видов одарённости обучающихся в сфере творческого развития и гуманитарного образования Подпрограмма «Я – исследователь» Цель – развитие исследовательских умений обуч-ся через включение в образовательную среду Центра «РОСТ» Подпрограмма «Воспитание РОСТом » Цель – создание воспитательной системы Центра «РОСТ» в соответствии с современными запросами общества Подпрограмма « Сов-е профессионализма педагогов» Цель – сов-е проф. компетентности педагогов через обновление содержания научно-методической работы Центра «РОСТ»

    Слайд 5

    Направление Виды деятельности Формы работы Решаемые задачи Общекультурное (Социальное ) Очные и заочные конкурсы по иностранным языкам, мероприятия воспитывающего характера «Масленичные гуляния», «Пасхальный переполох», «Рождественские встречи», реализация социальных проектов Праздничные, развлекательные программы, беседы, игры, конкурсы Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, социализация ребенка, приобщение ребенка к культурным традициям, организация полезного досуга.

    Слайд 7

    Направление Виды деятельности Формы работы Решаемые задачи Общеинтеллектуальное Олимпиады «Знаток иностранного языка», Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит», Олимпиада «Познай свой край», конкурсы исследовательских работ, конференции, шахматные турниры Беседы, игры, проектирование , исследовательская деятельность , конференции, выставки Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных проектов. Развитие у детей мышления, логики , суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности способствование формированию функциональной грамотности

    Слайд 9

    Направление Виды деятельности Формы работы Решаемые задачи Духовно-нравственное, патриотическое «Мероприятия в рамках РДШ, Совместные мероприятия с домами престарелых, акции « Я-дед Мороз», «Цветочек», экскурсии, экспедиции, Акции, тематическ ие беседы в объединениях, экскурсии, театральные постановки, квесты Развитие нравственных качеств личности; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности , чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества; Умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми

    Слайд 11

    Направление Виды деятельности Формы работы Решаемые задачи Спортивно-оздоровительное Шахматные турниры, «Спартакиада успешности», профильные лагеря Соревнования, квесты , турниры, спортивные конкурсы, беседы о ЗОЖ Укрепление физических сил ребенка, оздоровление, профилактика заболеваний, приобщение к спортивному, здоровому образу жизни

    Слайд 13

    Направление Виды деятельности Формы работы Решаемые задачи Художественно-эстетическое Конкурсы художественного и декоративно-прикладного творчества («Семейный Новый Год», «Подарочки для мамочки», «Ситцевые зверушки» и др.) международные театральные фестивали Занятия в театральном объединении, художественное творчество, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов , выставки рисунков и ДПИ Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

    Слайд 15

    Показатели эффективности организации внеурочной деятельности Ежегодное увеличение числа участников конкурсного движения, расширение «территорий» участников. Рост количества призеров и победителей конкурсов краевого уровня. Социальное партнёрство с ОУ, коллективами города, края, на международном уровне. Создание досугового центра для жителей микрорайона, семей национальных общественных организаций города Соликамска. Увеличение количества обучающихся в Центре «РОСТ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Построение системы внеурочной деятельности в классе на основе взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования.

    • Проект подразумевает под собой целенаправленное взаимодействие ребят одного класса с Центральной детской библиотекой, Краеведческим музеем, Музеем Декабристов, Станцией юннатов во внеурочное в...

    Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»

    Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...

    Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Профориентация» «Юный железнодорожник»

    ·        Поисково-собирательная деятельность (альбомы, загадки, пословицы, стихи, сочинения и др.).·        Формирование мотивации...

    Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс

    Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...

    Проектирование и разработка учебного занятия в системе внеурочной деятельности

    Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе внеурочной деятельности существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, вклю...