Категориально – понятийный аппарат исследования – основа исследования.
консультация на тему
В разработке представлен мастер-класс по составлению категориально – понятийного аппарата ученического исследования с анализом образцов научного аппарата исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apparat_issledovaniya.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Категориально – понятийный аппарат исследования – основа исследования.
ФГОСы ориентируют на инновационные технологии и, в частности, исследовательскую технологию, потому что она формирует самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций (формируя УУД), добывая самостоятельно логическим путем новые знания.
Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные задачи. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
В последнее время исследовательская технология стала не столько необходимой технологией в арсенале учителя, сколько модной, выгодной для портфолио учителя на аттестации. Ничего предосудительного в том, что учителя стремятся показать свое владение этой технологией, нет. Но как любому делу исследовательской технологии надо учиться, а затем совершенствоваться в ее использовании.
Составляем научный аппарат ученического исследования
1) Формулируем проблему исследования
ПРОБЛЕМА
Исследование начинается с ПРОБЛЕМЫ, с которой ребенок столкнулся, и решить её с имеющимся уровнем знаний он не может.
Например, в школе мы учим детей правилам произношения слов, а в деревне жители говорят на диалекте, совершенно по-другому произнося слова. Вот эту проблему, то есть противоречие и надо словесно обозначить. Она должна быть очевидна для всех после ее прочтения.
Первоначально ребенок выдвигает на этом ещё этапе первоначальные гипотезы. Их может быть очень много. Не надо ребенка ограничивать.
Но важно ему при этом напомнить, насколько он уверен в своих предложениях? Какие из них можно отбросить, а какие стоит проверить?
То есть вселить в ребенка уверенность, что он сам может эту проблему решить, и решать её стоит.
Как проверить, насколько верно Вы сформулировали проблему?
Эта формулировка должна обнаружить, обнажить некое противоречие. Оно должно быть очевидным для всех, в том числе и жюри конкурсов.
Проблема не может формулироваться как вопрос, она должна показать противоречие, которое ребенок не сможет решить для себя, объяснить себе.
Поэтому анализируем проблему, задавая себе вопрос:
Противоречие есть? Оно очевидно?
Это, действительно, противоречие?
Ты знаешь, как его решить? Можешь предположить?
Это проблема? Или просто трудность?
Если Вы ответили да, значит, все верно. Если нет, надо корректировать!
Теперь можно переходить к составлению все категориально - понятийного (или научного) аппарата исследования.
- Формулируем актуальность исследования
Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации.
Актуальность учебного исследования понимается как объяснение того, почему ученик заинтересовался исследованием, а не актуальность его для всего человечества.
Формулируем актуальность своего исследования.
Следующий шаг - формулировка темы будущего исследования.
- Формулируем тему исследования, или что должно и чего не должно быть в теме.
Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.
Неудачные формулировки темы:
«Забыто ли имя Н.И. Пирогова?» (не должно быть вопроса в теме);
«Что скрывается в тюбике зубной пасты?» (не должно быть вопроса в теме);
«Баба-яга. Кто она? » (некорректная формулировка, не должно быть вопроса в теме);
«К вопросу о …» (лишние слова в формулировке темы);
«Анализ некоторых вопросов…» (лишние слова в формулировке темы);
«Изучение…»(лишнее слово в формулировке темы);
«Исследование…»(лишнее слово в формулировке темы);
«Архимед и его закон…» (это аксиома, нет проблемы в теме);
«Атмосферное электричество» (нет проблемы в теме);
«Графические редакторы» (нет проблемы в теме);
«Аукционы мира» (нет проблемы в теме);
«Геометрия Н. И. Лобачевского» (нет проблемы в теме);
«Малоизвестные факты из жизни великих … мира» (нет проблемы в теме);
«Художники моей страны» (нет проблемы в теме);
«Сертификация товаров: за и против» (некорректная формулировка);
«Жизнь иконы» (нет проблемы в теме);
«Благоустройство города» (очень широкая тема);
«Мой дом – моя крепость» (художественное название);
«Опыт с бархатцами»;
Почему неудачные?
Чего не должно быть в формулировке темы:
- не должно быть вопроса в теме,
- не должно быть художественных названий ( афоризмов/ крылатых слов и выражений);
- лишних слов, особенно , «исследование»;
- нет проблемы в теме;
- некорректных формулировок;
- названия методов исследования ( анализ, сравнение, сравнительная характеристика и т.д.);
- общеизвестных фактов, аксиом, которые не требуют доказательств;
- очень широких тем.
Посмотрим на конкретных примерах формулировки тем
Ошибки в формулировках тем:
Вопросы в теме | Художественные названия, афоризмы | Лишние слова | Некорректные формулировки |
«Забыто ли имя Н.И. Пирогова?» | «Мой дом – моя крепость» | «К вопросу о …» | «Сертификация товаров: за и против» |
«Что скрывается в тюбике зубной пасты?» | «С цепочкой родительных падежей …» | «Изучение…» | «Прелесть и опасность компьютерных игр» |
«Баба-яга. Кто она? » | «Неравнодушным гражданам посвящается» | «Исследование…» |
|
| «Музыкальный секрет»
|
|
|
Названия методов исследования | Общеизвестные факты, аксиомы, не требующие доказательств и исследований | Очень широкие темы |
«Анализ некоторых вопросов…» | «Архимед и его закон…» | «Благоустройство города» |
«Опыт с бархатцами»; |
|
|
«Сравнит. характеристика фауны беспозвоночных в гнёздах деревенской ласточки» |
|
|
Нет проблемы в теме |
«Творчество Майкла Джексона» |
«Атмосферное электричество» |
«Графические редакторы» |
«Аукционы мира» |
«Геометрия Н. И. Лобачевского» |
«Малоизвестные факты из жизни великих … мира» |
«Художники моей страны» |
«Жизнь иконы» |
«Музыкант в годы войны» |
«Секрет успеха пяти фильмов» |
«Гололед»; |
О зеркалах |
«Отходы в доходы, доходы в бюджет техникума» |
«Физика скрипки» |
«Американизмы»; |
Что должно быть в теме?
Проблема исследования.
Теперь обращаемся к своему исследованию и формулируем тему, исходя из этих рекомендаций.
После формулировки темы логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования.
- Формулируем объект и предмет исследования
Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и на которое обращено внимание исследователя.
Предмет исследования – это способ видения объекта; это своего рода ракурс, та точка зрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, признаки, связи изучаемого.
Предмет исследования – это та сторона, (аспект изучения объекта, «проекция»), с которой исследователь познает объект, выделяя в нем главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
Например:
Объект исследования - обучение грамоте учащихся начальной школы (объект - процесс обучения - общий процесс).
Предмет исследования: принципы обучения, или содержание обучения или формы обучения, или методика обучения, или методы обучения, или способы обучения, или программы обучения, или средства обучения, или технология обучения, или особенности обучения, или возможности обучения, или готовность к обучению грамоте учащихся начальной школы и т.п. (предмет исследования – один из аспектов объекта исследования). У одного объекта исследования может быть несколько предметов исследования.
Примеры формулирования объекта
Из имеющейся проблемы необходимо вычленить объект исследования – процесс, результат которого можно изменить (оптимизировать, улучшить, увеличить и т.д.) в ходе самого исследования:
перевод текста;
воздействие звуковых волн;
влияние алкоголя;
защита электронных схем;
употребление компьютерного сленга;
создание генеалогического древа;
раздельный сбор и вторичная переработка твердых бытовых отходов;
нахождение углов между прямыми, прямой и плоскостью;
защита картофеля от колорадского жука.
В объекте исследования определить предмет исследования - какой-либо аспект, ракурс, сторону, способ видения, «проекцию», точку зрения, связи изучаемого, с помощью которых можно познать объект, выделяя в нем главные, наиболее существенные признаки объекта.
Чтобы найти решение проблемы, ребенок хочет провести исследование. Что же ему для этого надо сделать? Как его провести по дороге исследования? Какова логика исследования? Посмотрим внимательно на проблему.
Какой процесс должен быть исследован? Какие процессы связаны с проблемой? Какой из них вам непонятен?
Вот этот процесс и будет ОБЪЕКТОМ исследования - называть мы его буем не глаголом, а отглагольным существительным, например, не «выбирать», а «выбор»; не «переведение», а «перевод» и т.д.
ПРЕДМЕТ
Нужен не весь процесс, а его поворот, ракурс, часть, особенность. Это и будет ПРЕДМЕТ исследования.
Итак, формулируем объект и предмет своего исследования с учетом данных рекомендаций.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Целенаправленность – важнейшая характеристика деятельности человека, отличающая его и от инстинктивного поведения животных, и от хаотичных, не ориентированных целью действий человека.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
Теперь переходим к определению цели и задачам исследования.
- Формулируем цели исследования
Примеры формулировки цели
Выделим наиболее типичные цели:
определение характеристики явлений, не изученных ранее;
выявление взаимосвязи неких явлений;
изучение развития явлений;
описание нового явления;
обобщение, выявление общих закономерностей;
создание классификаций;
обоснование содержания;
уточнение технологии….
Цель формулируется с помощью существительного.
Цель логически вытекает из предмета исследования.
Не нужно торопиться после первого формулирования цели переходить к задачам. Ведь цель еще полностью не сформулирована.
Почему? Сначала сформулируем гипотезу, посмотрим, насколько точно цель ее отражает. Возможно, придется после формулирования гипотезы опять вернуться к формулировке цели.
Только после этого можно переходить к формулировке задач исследования. Но до задач пока нам еще далеко!
А с какой целью мы будем исследовать предмет? Зачем? Что в результате исследования хотим получить? (ключевой вопрос: Зачем?)
Первое слово в формулировке цели – это опять - таки отглагольное существительное (определение, формирование, создание ит.д.) Ключевые понятия цели – это название результата, к которому ребенок планирует прийти. Что в результате исследования я должен узнать/выяснить/определить?
Как проверить, верно ли сформулировал цель?
Все просто, проанализируйте цель по следующим критериям:
1)обозначен ли предполагаемый результат исследования;
2)направлена ли поставленная цель на решение проблемы.
Если да, то всё правильно. Если нет, то нужно корректировать.
Итак, сначала формулируем первоначальную цель.
- Формулируем гипотезу исследования
Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение следующего вида: «если А, то В», которое описывает, как можно разрешить проблему.
Гипотеза обычно формулируется по схеме: «Если …, то …, так как …», что позволяет реализовать описательную, объяснительную и прогностическую функцию гипотезы.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений). Гипотеза бесполезна, если нет способа подтвердить ее;
должна содержать предположение;
не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
не должна содержать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
должна быть логически непротиворечивой;
требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
- «если..., то...»;
- «это возможно, если…»;
- «будет обеспечено, если…»;
- «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…»;
- «предположим, что…»;
- «может быть…»;
- «при условии, что...»;
- «так..., как ...»;
- «использование (создание)…позволит обеспечить…» и др.,
т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно–следственных связей.
С помощью таких словесных конструкций она вставляется в научный аппарат исследования.
Логику формулирования гипотезы упрощенно можно представить следующим образом:
«Если я сделаю то-то и то-то с помощью того-то и того-то, то получу то-то и то-то.»
Принцип формулирования гипотезы: ребенок сам для себя планирует, что он будет делать для решения своей проблемы. В формулировке гипотезы, конечно, не нужно использовать «Я-конструкции», а необходимо глаголы в безличной форме, «Если использовать/определить/разделить… , то можно получить/насчитать…» и т.д.
Как себя проверить, что ты правильно сформулировал гипотезу?
Проанализируйте по следующим критериям:
- Что предлагаю?
- Указал ли каким способом (методом исследования)?
- Что в результате предполагаю получить?
Если на все вопросы ответили утвердительно, то всё в порядке. Если же нет, то надо корректировать.
Гипотезы типа:
Он - лайн переводчики нельзя использовать для связного перевода текста
Из наших кранов течет грязная вода, поэтому нельзя ее использовать в пищу
Деревья - легкие нашей планеты, поэтому их надо сажать
нельзя считать верно сформулированной гипотезой, так как здесь нет предположения ребенка в той форме, которая необходима.
После составления гипотезы и проверки ее с помощью цели и проблемы можно переходить к уточнению цели и составлению задач.
Формулируем гипотезу. Уточняем цель.
Переходим к формулировке задач исследования.
- Формулируем задачи исследования
ЗАДАЧИ
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее.
Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Фактически, задачи – это уточнение плана исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (что нужно сделать для достижения цели?), позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования, определяют алгоритм поэтапных действий для достижения, формулируются глаголом:
прочитать…; изучить…;
ознакомиться с…; уточнить и дополнить понимание…;
анкетировать…; интервьюировать…;
наблюдать…; измерить…; описать…; систематизировать…
выявить…; сравнить…; проанализировать…;
разработать…
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав.
3 группы задач:
Историко-диагностическая задача связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных оснований исследования (чаще всего она связана с анализом взглядов ученых на предмет исследования);
Теоретико-моделирующая задача связана с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития, с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;
Практически-преобразовательная задача связана со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки, с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом, с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации процесса, его предполагаемого преобразования и с возможной разработкой практических рекомендаций.
Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех (в некоторых случаях достигает пяти):
изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
выявить степень разработанности проблемы в теории и практике;
выявить формы и методы …..деятельности с … в условиях …;
апробировать ……;
определить результативность … в соответствии с разработанным планом.
Итак, цель исследования (то есть предполагаемый результат) определен (виртуально). Можно переходить к тому, как к этому можно прийти – задачам исследования.
Ключевой вопрос – что делать?
Логика рассуждения следующая:
Предполагаемый результат в цели дан. Что надо сделать, чтобы его достигнуть? Для этого мы должны посмотреть еще и на формулировку гипотезы, это тоже подсказка для формулирования задач.
Как проверить? Правильно ли определены задачи?
Все просто: нужно проанализировать, можно ли вы выполнив все задачи, достигнуть цели?
Если - да, то все верно.
Если нет, то что-то упустили, надо доработать!!!
Итак, формулируем задачи исследования!
ВОПРОСЫ К КАТЕГОРИАЛЬНО - ПОНЯТИЙНОМУ АППАРАТУ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема | Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? |
Тема исследования | Как это назвать? |
Актуальность темы | Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? |
Объект исследования | Что рассматривается? |
Предмет исследования | Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? |
Цель исследования | Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? |
Теперь можно переходить к выполнению задания темы!
Приведу анализ образцов категориально - понятийного аппарата исследования.
Работа 1
Проблема | Количество подростков, которые не умеют самостоятельно регулировать своим поведением. | Нет ротиворечия? Что чему противоречит? Это противоречие должно быть очевидным. До него не надо додумываться. Здесь этого нет. Нет проблемы - нет исследования. |
Тема исследования | Эмоциональная саморегуляция поведения у социально дезадаптированных подростков. | Чтобы все было правильно, в теме должна быть проблема. А проблемы у нет - поэтому судить трудно. |
Объект | Саморегуляция поведения социально дезадаптированных подростков. | Должен быть общий процесс, затрагивающий проблему, но ее нет. Общий процесс сужен тут, объект «притягивают» к теме исследования. Это доказывает и предмет исследования. |
Предмет | Эмоциональная саморегуляция поведения социально дезадаптировнных подростков. | Здесь указан не ракурс, а конечный конкретный результат- продукт. Именно это изучить собирается автор. То есть конечный продукт работы известен заранее. Это значит, что автор запланировал проект, а не исследование. Это доказывает и цель. |
Цель | Изучить особенности эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков. | Цель как предположение о конечном результате. Что мы тут видим? Конечный продукт известен заранее -особенности эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков, их просто надо изучить. Чисто проектная цель. |
Гипотеза | Эмоциональные паттерны выступают детерминирующим фактором в организации саморегуляции поведения. Эмоции определяют особенности взаимодействия ценностно - смысловой сферы и рефлексии на деструктивные формы поведения. | Много терминов, которых в предыдущих элементах не было. Далее - гипотеза –это предположеиие ребенка о том, что он хочет сделать, чтобы решить проблему.Тут этого нет вообще. Следовательно, неверно. |
Задачи | Проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования. Изучить психологические особенности регуляции поведения социально дезадаптированных подростков. Охарактеризовать эмоциональную саморегуляцию поведения социально дезадаптированных подростков Выявить типы эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков. Разработать и реализовать программу психологической реабилитации социально деадаптированных подростков в условиях специализированного учреждения. | Невозможно анализировать задачи исследования, если цель проектная. Сначала надо уточнить цель. |
Работа 2
Проблема | Пожилые люди одиноки | Нет противоречия. Что чему противоречит? Следовательно, проблема сформулирована неверно. |
Тема исследования | Старость и одиночество | В теме должна быть проблема, а ее нет. Следовательно, тема сформулирована неверно. |
Актуальность | В последние годы в нашем городе происходят процессы, которые приводят к одиночеству пожилых людей. | Это констатация факта. Почему это актуально? Чем именно ученика заинтересовала эта проблема? |
Объект | Защита пожилых людей от одиночества | Трудно анализировать, если проблемы нет. |
Предмет | Принципы защиты пожилых людей от одиночества | Проблемы нет, общий процесс подходит или нет – непонятно. А это для научной работы не подходит. |
Цель | Изучение явления одиночества пожилых людей | Как цель представляет себе решение проблемы? |
Гипотеза | Если пожилые люди будут одиноки, то ухудшиться качество их жизни. | Это предположение вообще, а не о том, как ученик будет решать проблему. |
Задачи | 1.Изучить литературу по теме Геронтология и и Гериатрия. 2. Уточнить и дополнить значение терминов одиночество и пенсионная болезнь. 3. Анкетировать бабушек и дедушек студентов «Одиноки ли Вы?». 4. Систематизировать теоретические знания по проблеме ухудшения качества жизни пожилых людей в результате их одиночества. 5.Проанализировать, к каким в жизни и осложнениям в здоровье пожилого человека может привести одиночество. 6. Разработать сценарий проведения благотворительной акции «Неделя добра на Байконуре» с целью посещения пожилых людей студентами - медиками и общения с ними.
| Трудно анализировать задачи, так как цели настоящей исследовательской нет. 1 - верно 2 - не обозначено, как связана с темой и проблемой 3 - не указано, с какой целью. 4 - задача похожа на конечный продукт проекта 5 - не указано, на основании чего это будет делаться и с какой целью. Предыдущие элементы не дают возможность полноценно оценить задачи. 6 - задача проектная, а не исследования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Использование интернет - сервисов при работе над понятийным аппаратом на уроках ОРКСЭ"
В презентации раскрыта возможность использования интернет - сервисов по созданию облака тегов. Может быть использована учителями, реализующими курс ОРКСЭ .при подготовке к урокам, для выступлений на м...
Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги
Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги 1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения младшего школьного возраста безопас...
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра...
Методическая разработка комплексов упражнений для детей с тяжелыми и множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе специальных пластических тренингов и гимнастики.
Обучение в МБОУ "Школа-интернат № 4 г. Челябинска" имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восст...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...
Методическое пособие "Практические занятия для учащихся 3 класса по выполнению компетентностно - ориентированных заданий, на основе исследований программы "TIMSS".
Представленное методическое пособие разработано на основе исследований программы TIMSS и предполагает решение задач: обеспечение прочного и сознательного овлад...
На основе исследования "Оценка тайм-менеджмента младшего школьника"
Тайм-менеджмент - технология организации времени, осваивать которую лучше начинать как можно раньше. В данной статье на основе проведения исследования и анализа научной литературы, обобщения передовог...