На основе исследования "Оценка тайм-менеджмента младшего школьника"
статья по зож (4 класс)

Тайм-менеджмент - технология организации времени, осваивать которую лучше начинать как можно раньше. В данной статье на основе проведения исследования и анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе обосновано использование технологии тайм-менеджмента и разработаны рекомендации в виде краткого плана по планированию времени ребенка младшего школьного возраста.

На первый взгляд, такой научный подход по управлению временем более свойственен взрослым для планирования рабочего процесса. Однако психологи говорят, что обучать младших школьников планировать время на уроки и на развлечения следует как можно раньше, чтобы к подростковому возрасту, привыкшему жить «как получится», ребёнку не пришлось нагонять упущенное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym-menedzhement.docx50.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на основе исследования "Оценка тайм-менеджмента младшего школьника"

Тайм-менеджмент - технология организации времени, осваивать которую лучше начинать как можно раньше. В данной статье на основе проведения исследования и анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе обосновано использование технологии тайм-менеджмента и разработаны рекомендации в виде краткого плана по планированию времени ребенка младшего школьного возраста.

На первый взгляд, такой научный подход по управлению временем более свойственен взрослым для планирования рабочего процесса. Однако психологи говорят, что обучать младших школьников планировать время на уроки и на развлечения следует как можно раньше, чтобы к подростковому возрасту, привыкшему жить «как получится», ребёнку не пришлось нагонять упущенное.

Цель проведенного нами исследования:оценить качество использование категории тайм-менеджмента, как компонента регулятивных универсальных учебных действий (ууд) у младших школьников и создание рекомендаций по их использованию

Задачи, поставленные нами при проведении исследования:

- изучитьлитературу по интересующему нас вопросу;

- проанализировать, правильно ли организовывается время школьников;

-провести анкетирование у детей на тему «Тайм менеджмент» (изучить личное суточное распределение времени, найти «потерянное время»)

- освоить разные приемы тайм-менеджмента и выбрать для детей наиболее подходящие;

- написать рекомендации по планированию времени ребенком младшего школьного возраста;

Объект исследования: тайм-менеджмент школьника.

Предмет исследования: оценка управления временем.

Методы исследования: диагностические (анкетирование, тестирование), аналитические (обработка результатов исследования и их сравнение).

Гипотеза: можно научиться управлять временем с помощью инструментов тайм-менеджмента.

Практическая направленность: данный материал может быть использован на классных часах, а также для внеурочной деятельности школьника.

Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий, как одна из составляющихсамостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. (УУД).

Реализация требований ФГОС требует от преподавателя не традиционных форм организации деятельности обучающихся. Как показывает практика учащиеся испытывают трудности в правильном распределении времени, что является компонентом регулятивных ууд. Исходя из этого мы можем предположить, что необходимы новые инструменты планирования и организации совместной продуктивной деятельности.

Для того, чтобы узнать на сколько грамотно дети пользуются своим временем, мы провели анкетирование «Как используете свое время» в 4 «а» классе в школе № 316, и обработали результаты исследования:

62% респондентов ежедневно планируют свой день, поэтому успешно выполняют все дела, намеченные на каждый день, а 38 % ответили отрицательно. В предложенной анкете учащиеся показали, что каждый день (в среднем до 3 часов) тратят на подготовку домашнего задания, хотя по нормативам они должны выполнить до 2,5 часов. Они мало читают дополнительную литературу. Большинство респондентов отметили, что часть времени ежедневно тратят впустую. Какие же «хронофаги» мешают респондентам? Анализ анкет показал следующие: неумение довести начатое дело до конца отмечено – 44%, чрезмерно долгая игра на компьютере - 45%; телефонные разговоры с друзьями мешали – 32%; просмотром телепередач увлекаются – 38% учащихся; незапланированные визиты друзей, болтовня отнимает время у 29%; личная неорганизованность, лень отмечены у 45% опрошенных (Приложение № 4).

Исходя из результатов, которые мы обработали, можно сделать вывод, что большая часть учащихся не грамотно распределяет своё время. Таким образом, мы можем предложить учащимся приемы тайм-менеджмента, которые помогут учащимся формировании регулятивных ууд в школьное и внеклассное время, тем самым помогут учащимся проходить общую образовательную программу.

Примерами приёмов тайм-менеджемнта может служит:

Составляем план по матрице Эйзенхауэра

таблица-матрица-эйзенхауэра

Один из известнейших инструментов управления временем предполагает расстановку задач по приоритетам в квадрате, разделённом на 4 сектора: «срочное важное», «срочное неважное», «несрочное и важное», «несрочное и неважное».

Детский планинг младшему школьнику рекомендуется составлять вечером, перед сном, когда уже определённо понимаешь, что сделано, а что пришлось перенести. В нём разными цветами нужно раскрасить дела, которые выполняются «без вариантов» в определённое время, и те, которые к времени не привязаны, но сделать их нужно.

Можно предлагать детям изображать все этапы работы с целью в виде древовидной карты, которая будет нарисована цветными фломастерами и в сопровождении красочных картинок, отражающих предполагаемые этапы. В центре карты – цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т. д. Лучше называть эти ветки, используя слова понятные ребенку, например, «риски» -поглотители времени:

переделывание неправильно сделанной работы;

пустые споры;

волнение, беспокойство;

ожидание;

постоянное переключение с одного дела на другое;

общение с друзьями, в том числе в социальных сетях;

просмотр телевизора;

интернет;

компьютерные игры;

излишние разговорчивость и общительность.

Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, а также делают процесс целеполагания интересным и занимательным.

Мы сделали для себя такие выводы: (Для грамотного планирования времени для школьника, мы бы хотели порекомендовать)

-Научить учащихся в самого начало планировать свой день хотя бы в школе, используя различные приемы.

- Нужно поддерживать порядок во всем. В школе учащийся может следить за порядком на своей парте (полке).

- Отдыхать каждые 40 минут, иначе организм начнет это делать независимо от желания – человек начнет работать медленно и отвлекаться.

- Волнения, беспокойство и страх часто возникают из-за плохих поступков и невыполненных обязательств. Нужно стараться не брать на себя невыполнимых обязательств и не совершать плохих поступков. Самому не быть «поглотителем» чужого времени.

-А также соблюдать режим дня:

-Правильно чередовать труда и отдыха.

-Регулярно принимать пищу.

-Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

-Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

-Определять время для приготовления домашних заданий;

-Определять продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Обучение детей навыкам планирование было и будет задачей школы. Без навыков планирование ребёнку будет сложно получать дальнейшее образование, так как он не освоил навыки самоорганизации.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» - Москва: Проспект, 2014-160с.
  2. Аболенина, Т. И. Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника / Т. И. Аболенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № (). — С. 3-5. — URL: (дата обращения: ).
  3. Бизнес-словарь с сайта
  4. Мороз А. Семь навыков. Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг. Москва, 2018. – с. 176
  5. Тайм-менеджмент для школьников: видеолекции. - URL:
  6. Хайнц М. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым. Москва, 2018. – 192 с.
  7. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников // МНКО. 2019. №1 (74). URL: (дата обращения: ).

Приложение 1

Анкета «Как используете свое время».

  1. Фамилия, имя, возраст
  2. Знаешь ли ты, что такое тайм – менеджмент?
  3. Как ты считаешь, нужно ли беречь время?
  4. Соблюдаешь ли ты режим дня?
  5. Планируешь ли ты свой день (дела, которые нужно выполнить в течение дня)?
  6. Успеваешь ли ты сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?
  1. Считаешь ли ты, что твоё время часто тратится впустую?
  2. На что у тебя уходит время зря? За какими занятиями у тебя теряется время?
  3. Сколько времени (примерно) у тебя уходит на выполнение домашних заданий?
  4. Сколько времени (примерно) тратится на просмотр телевизора, за компьютером (игры, общение)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Система мониторинга как основа формирования конкурентоспособной личности младшего школьника

Профессию учителя считают вечной. Так как именно его  называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чу...

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор рассматривает работу научного общества учащихся начального общего образования с позиции реализации аксиологического подхода....

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"...

Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"

          Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...

Доклад на педсовете "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Доклад "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников" для выступлеения на педсовете, посвященный развитию экологической культуры в начальной школе.На современном эт...

Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Презентация предназначена для родительских собраний, выступлений на педагогическом совете и заседании МО...