Системно-деятельностный подход в обучении как средство реализации современных целей образования.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Грачева Наиля Рашитовна

В статье определены особенности реалиации системно-деятельностного подхода , его цель, принципы и выявлены основные результаты обучения и воспитания по ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении

 как средство реализации современных целей образования.

Аннотация. В статье раскрыта актуальность и приведены доказательства необходимости применения системно-деятельностного подхода в современном образовании. Определены особенности реализации системно-деятельностного подхода, его цель, принципы и выявлены основные результаты обучения и воспитания в соответствии с ФГОС НОО. В помощь учителю предложена структура школьного урока с подробным описанием каждого этапа. В заключении выявлены возможные ошибки педагогов и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, личностный смысл, технология деятельностного метода, дидактические принципы, результаты обучения.


  «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н.Толстой

    Образование в последние годы претерпевает множество изменений. Не только расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, но и меняется методологическая основа педагогики. Школу уже невозможно представить без современных средств обучения: компьютеров, интернета, интерактивных досок и т.д. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный   подход. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Он предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?»  к модели «Как учить?».  Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию. Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

     Системный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности. Он выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром. «Опыт современного познания, — пишет российский философ и системолог В.Н.Сагатовский, — показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система».

     Деятельностный подход в образовании – это способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее развитие в процессе деятельности ребенка в предметном мире. «Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!» (А.Н.Леонтьев).

     Суть деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Об этом писали А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Д.И.Писарев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. «Именно понятие деятельности, - подчеркивал В.В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер». Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно «активизации деятельности» детей на уроке. Значит, для формирования у учащегося деятельных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Иначе возможно возникновение одной из острых проблем, с которой сталкивается учитель, - бессмысленность сообщаемых знаний для учеников. Смысл может быть только личностным, а большинство школьных знаний обезличенно-нормативные. Многие дети не стремятся хорошо учиться, потому что не понимают значимости тех или иных конкретных знаний. Преподавание знаний как нечто отвлеченно-научного приводит к тому, что у школьников не возникает понимания ценности того, что происходит на уроке; они не видят связи между изучаемым на различных предметах, не проецируют его на жизнь за порогом школы; выполняют то, что от них требуют, зачастую не вникая в суть дела, то есть формально. Отсутствие личностного смысла ученика на конкретных уроках – это упущение учителя. Еще классик советской психологии и теории деятельностного подхода А.Н.Леонтьев доказал, что смысл деятельности тождественен ее мотиву, что смыслу нельзя обучить, смысл только воспитывается. Ребенок вынужден его искать, вырабатывать. А учитель может создать условия для этого. Личностный смысл – это глубокое осознание человеком ценности для себя получаемых знаний, пришедшее через личные переживания, и потому оно всегда окрашено эмоциями. Личностный смысл не может быть навязан извне, он вырабатывается ребенком самостоятельно и является одним из главных факторов «самостроительства» личности.

     Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

     Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

     Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
  • Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
  • Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
  • Принцип минимакса заключается в следующем: школа предлагает каждому ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 

     Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты.

     Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

     Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

     Приёмы работы: (учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи; учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

     Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий, подводящий диалоги;
  • мотивирующий приём «яркое пятно» – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

     Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения). На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

     Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

     На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут.

     Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала),

фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5 минут.

     Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 задания). Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

     Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

     Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

     Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?
  • Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?

     Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.

     Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; 

     Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

     Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

      Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

          Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий: проектной деятельности; интерактивных методов обучения; проблемно–диалогового обучения; интегрированного обучения на основе межпредметных связей.

     Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в управлении процессом обучения. Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».  

     В процессе реализации системно-деятельностного обучения возникают следующие проблемы. Ранее задачей учителя была передача ребенку знаний, и не возникало проблем с подготовкой такого учителя – «урокодателя». Но сейчас задача усложняется: учитель сам должен понимать суть деятельностного подхода и осуществлять его на практике. Только перестроившийся внутри учитель будет работать на совершенно ином профессиональном уровне, и только тогда он сможет учить детей учиться. Не менее важно и собственно педагогическое мастерство: учитель должен понимать, что такое межпредметные связи, проектная деятельность, должен владеть современными образовательными технологиями, системно-деятельностным подходом. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика. «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» (японская пословица).

     Существует и вторая «опасность». Создавая урок в соответствии с системно-деятельностным подходом учителям следует быть осторожными. Очень часто в процессе деятельности теряется содержание предмета. Деятельность есть, а ожидаемого образовательного результата она не дает.  Ресурсы Московской электронной школы помогут учителю избежать подобных ошибок. Сценарии уроков МЭШ созданы с учетом деятельности на основе содержания предмета. Интерактивный урок, как конструктор, собирается из элементов содержания с учетом деятельности школьников.

      Итак, в условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики, обеспечивает организацию учебной деятельности с четко заданной целью и гарантируемым результатом. Правильный выбор современных образовательных технологий с учетом предъявляемых к ним требований и внедрению их в практику школы позволит успешно решать сегодня основную дидактическую задачу школы в условиях введения ФГОС нового поколения − учить всех обучающихся, добиваясь планируемых результатов обучения, обеспечивать формирование личности школьника.

     

Список литературы.

Васина Н.С. Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/nauchnometodicheskaya-razrabotka-deyatelnostniy-podhod-v-obuchenii-597800.html (дата обращения: 02.10.2017)

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1966.

Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: Центр педагогического образования, 2008.

Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419748/  (дата обращения: 03.10.2017)

   

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.

Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.

В докладе рассматривается системно-деятельностный подход  на уроках в свете ФГОС....

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования...

Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе

Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...