Работа с гиперактивными детьми
консультация на тему

Некрасова Людмила Анатольевна

Рекомендации учителю начальных классов по организации работы с гиперактивными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_giperaktivnyh_detey.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей с гиперактивным поведением

Часто мы сталкиваемся на уроках с учащимися, внимание которых неустойчиво, которые плохо себя ведут, несобранные, недисциплинированные. Они выводят нас из себя своим поведением, срывают уроки. Мы сердимся на них, вызываем родителей в школу, но результата нет. В чем же причина такой ситуации? В нашей с вами некомпетентности, как не неприятно нам это слышать. Я говорю о гиперактивных детях. Гиперактивность возникает вследствие повреждения ретикулярных формаций или стволовых структур мозга. Гиперактивность - главная составляющая синдрома "мозгового повреждения", или  ММД (минимальных мозговых дисфункций), т.е. множественное микроповреждение мозговых структур. Я подробно остановилась на этом так как хочу подчеркнуть- гиперактивность - это заболевание, а не вина ребенка. Причем чаще всего гиперактивность связана с перинатальным периодом ( токсикозы, применение лекарственных препаратов, курение матери во время беременности, алкоголь, ранняя беременность, переношенная беременность, длительные роды, родовые травмы, заболевания на первом году жизни. Гиперактивность может передаваться генетически, а также возникать вследствие отравления свинцом (выхлопы автотранспорта, проживание вблизи автомагистралей и т.д.) Именно поэтому количество гиперактивных детей неуклонно увеличивается. Если 10 лет назад таких детей было 1 - 2 человека в классе, то сейчас их примерно 20 %, по некоторым данным до 40 %. Среди мальчиков таких детей 22 %, среди девочек  10 %.

Хочу обратить ваше внимание на то, что ГДВ (гиперактивность с дефицитом внимания) не затрагивает интеллектуальных способностей, но 50 % этих детей учатся плохо, т.к. учителя не умеют работать с такими детьми.

Выделяют три симптома гиперактивности:

  1. Гиперактивность.
  2. Импульсивность.
  3. Невнимательность

Рассмотрим основные характеристики гиперактивного ребенка:

  • имеет много незаконченных проектов
  • непоследователен в поведении
  • не может долго удерживать внимание
  • не слышит, когда к нему обращаются
  • с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
  • имеет трудности в организации поведения
  • теряет вещи
  • избегает скучных задач
  • часто бывает забывчив
  • ерзает как червяк
  • беспокоен (барабанит пальцами, двигается на стуле, забирается куда - либо)
  • спит на много меньше чем другие дети (даже в младенчестве)
  • находится в постоянном движении
  • очень говорлив
  • отвечает до того, как его спросят
  • не может дождаться своей очереди в игре и на занятиях
  • часто вмешивается, прерывает говорящего
  • плохо сосредоточивает внимание
  • не может отложить вознаграждение
  • не умеет подчиняться правилам

Для того, чтобы предположить гиперактивность достаточно проявления хотя бы 6 из перечисленных характеристик. У таких детей проявляется в 50 % случаев возбудимость и беспокойство, в 46 % двигательная активность и недисциплинированность, в 41 % импульсивность, в 32 % агрессивность. У 72 % детей отмечены колебания умственной работоспособности. Это порождает негативное отношение к ним учителей (некомпетентных) и, как следствие, учащихся. 58 % таких учащихся не пользуются авторитетом среди окружающих, 31 % детей являются отвергаемыми в школьном коллективе. И только 7 % таких детей учатся без троек, а я еще раз обращаю внимание на то, что интеллектуальные, умственные способности таких детей не нарушены! Таким образом, наша некомпетентность плодит низкую успеваемость, и что самое страшное отрицательно влияет на нервно - психическое состояние и, как следствие, на здоровье таких учащихся. Не умея работать с такими учащимися, учитель нервничает, а невротизированный учитель невротизирует учеников. Врачи давно отследили закономерность между психологическим климатом в классе и количеством соматических заболеваний у учащихся. Особенно в начальной школе четко прослеживается взаимосвязь высокого уровня тревожности учащихся и большим количеством пропусков ими уроков по болезни. У взрослых картина такая же, т.е. как только в организме накапливается усталость, стрессы и т.д. человек, например, простывает.

Существуют несколько объективных несоответствий возможностей ребенка школьным требованиям. Я остановлюсь на них очень кратко. Кроме того для каждого из этих несоответствий существуют возможности компенсации данного дефицита. Но в целях экономии времени я потом скажу общие рекомендации, а подробные мы рассмотрим на семинарах мобильных групп или в индивидуальном порядке с заинтересовавшимися учителями. Несоответствия:

  • потребность ребенка в движении и малая подвижность на уроке
  • импульсивность поведения ребенка и нормативность поведения на уроке
  • многоканальное восприятие ребенка и недостаточный арсенал предъявления учебного материала
  • большой игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе
  • неустойчивая работоспособность и стандартная система оценивания ЗУН

Рекомендации учителям в работе с гиперактивными детьми.

  1. Доски в классах. Если нет возможности расположить доски по всем стенам как сейчас требует современная педагогическая наука, то необходимо располагать на всех стенах наглядность и все время переключать внимание учащихся с одной стороны на другую. Методики Базарного.
  2. В начальной школе необходимо завести игрушки, которые позволили бы детям снимать накопленную двигательную активность.
  3. Подвижные игры.
  4. Шведские стенки, канаты, маты.

Рекомендации родителям в работе с гиперактивными детьми.

У меня есть подборка игр для работы с такими детьми. Эти игры делятся на две группы: те которые помогают сбрасывать излишнюю двигательную активность и игры - тренинги на развитие  и тренировку слабых функций.

Однако возрастная динамика этого синдрома такова, что его проявления постепенно уменьшаются с возрастом и к 12 - 14 годам почти исчезают, особенно при правильной работе педагогов и родителей.

И последнее, все эти дети искренне хотят сделать как лучше, но не всегда могут справиться со своими эмоциями. Представьте себе эмоциональное состояние этих детей, их чувства. Что чувствуют дети, которых постоянно ругают и стыдят учителя и родители за плохое поведение, за забывчивость, за потерянные вещи. Которых родители упрекают в том, что учителя им выговаривают за плохое поведение и в том, что они не оправдывают их надежд. Эти дети также нуждаются в любви и они не виноваты в том, что мы не готовы их учить.

Открытое письмо гиперактивных детей учителям.


Рекомендации родителям в работе с гиперактивными детьми.

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте постоянных слов "нет" и "нельзя".
  3. Говорите мягко, сдержанно и спокойно.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок  времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для укрепления устных инструкций используйте наглядный материал. Например, если вы говорите ребенку, что ему во столько-то надо прийти домой, следует показать на часах это время.
  6. Поощряйте ребенка на все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с конструктором).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность  на воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Постоянно учитывайте недостатки ребенка. Гиперактивность есть, но ее можно удерживать под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации педагогам в работе с гиперактивными детьми.

  1. Игнорировать вызывающие поступки ребенка.
  2. Поощрять его хорошее поведение.
  3. Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, каковыми могут быть шум, "веселые соседи", чрезмерное количество наглядного материала и т.п.
  4. Выбор места за партой для гиперактивного ученика - в центре класса напротив доски.
  5. Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений, например, разрешить спрашивать, не поднимая руки, отвечать с места и т.п.
  6. Занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  7. Гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем, в который бы записывалась вся необходимая информация: что принести, что сделать, где и во сколько быть и т.п.
  8. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.
  9. На определенный отрезок времени дается лишь одно задание.
  10. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося  необходимые коррективы.
  11. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения. Например, прогулка на свежем воздухе после 3,4 урока, физкультминутки в течение урока, специально организованные перемены и т.п.

Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка.

  1. Является ли полной семья?
  2. Не было ли в семье усыновления?
  3. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
  4. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
  5. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму, к употреблению наркотиков?
  6. Страдал ли кто-нибудь в семье дефицитом внимания?
  7. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
  8. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?
  9. Каковы особенности раннего развития ребенка?
  10. Не является ли он аллергиком?
  11. Является ли ребенок правшой или левшой?
  12. Какова амплитуда настроений ребенка?
  13. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
  14. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
  15. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
  16. Легко ли приходит состояние гнева?
  17. Трудно ли справиться с гневом?
  18. Является ли чрезмерно агрессивным?
  19. Каков уровень развития мелкой моторики?
  20. Насколько хорошо развита координация движений?
  21. Страдает ли нарушением сна?
  22. Часто ли проявляет беспокойство?
  23. Часто ли приходит в ярость?
  24. Склонен ли к депрессиям?
  25. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
  26. Нет ли склонности принижать свои успехи?
  27. Трудно ли ему доводить до конца начатое?
  28. Легко ли его отвлечь от выполнения задания?
  29. Имеет ли он привычку лгать?
  30. Учится ли ребенок ниже своих способностей?
  31. Характерна ли для него низкая переносимость огорчений?
  32. Умеет ли он планировать последствия своего поведения?
  33. Каков уровень самооценки?
  34. Нравится ли ему, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
  35. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?
  36. Теряет ли ребенок свои вещи?
  37. Нет ли у него привычки "перепрыгивать" с одной программы ТВ на другую?
  38. Умеет ли следовать указаниям взрослых?
  39. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?
  40. Часто ли нарушает правила?
  41. Характерна ли для него роль "клоуна" в группе?
  42. Трудно ли ему хранить секреты?
  43. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
  44. Подчиняется ли правилам, инструкциям?
  45. Трудно ли ему дождаться своей очереди в игре, на занятиях?
  46. Способен ли он длительное время ждать вознаграждения?
  47. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
  48. Как ребенок реагирует на замечания взрослых?
  49. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?

Несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям.

  1. Потребность ребенка в движении и малая подвижность на уроке.

Возможность восполнения данного дефицита:

  • организация физкультминуток в течение урока
  • организация прогулок на свежем воздухе после 3-4 уроков
  • учителю рекомендуется использование разных видов деятельности на уроке, избегать монотонии, например нельзя весь урок решать примеры
  • рекомендуется учителю записывать задания на доске, так как такой ученик может его просто не слышать
  • рекомендуется иметь в классе несколько досок на разных стенах для возможности переключения внимания, большего движения.

  1. Импульсивность поведения ребенка и нормативность отношений на уроке.

Возможность восполнения данного дефицита:

  • рекомендованное место такого ученика - в центре напротив доски
  • рекомендуется контролировать выполнения каждого задания ребенком
  • рекомендуется разрешать ответ с места
  • рекомендуется предупреждать ребенка о том, что ему задается вопрос
  • рекомендуется ввести "останавливающие" факторы для ребенка, например, можно отвечать, если учитель делает какой - то знак, а успехи ребенка заносить в специальный дневник, и хвалить ребенка за хорошую динамику.

  1. Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем.

Ограниченный диапазон учителя приводит к маленькому диапазону ребенка. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны невыявленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.

Возможность восполнения данного дефицита:

  • при предъявлении материала рекомендуется использовать наглядные опоры - фиксация на доске, плакаты, карты и т.п.
  • рекомендуется давать детям возможность всесторонне изучить предъявляемое, например, цифра "пять" такая по форме (дать обвести ее пальчиком), означает столько-то (постучать пять раз или пропрыгать пять раз) и т.п.

  1. Большой игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе.

 

Игровое пространство имеет важное значение для гиперактивных детей. Оно позволяет отыграть агрессивность, демонстративность и отгороженность; скорректировать механизмы эмоционального реагирования; способствует снятию статичного напряжения и повышению работоспособности, а также улучшает отношения внутри классного коллектива.

Игровое пространство в начальной школе имеет разное функциональное значение:

  1. шумные игры на снятие напряжения и создание положительного восприятия класса,
  2. игры, направленные на снятие мышечных блоков и зажимов (подвижные игры)
  3. игры - отыгрывание личностных особенностей
  4. сюжетно - ролевые игры.

Поскольку в школе пространство для игры не определено, то ребенок строит его сам, где считает возможным, что не всегда уместно.

Возможность восполнения данного дефицита:

  • спортивные уголки
  • специальная организация перемен
  • использование игровых моментов на уроке
  • театр
  • наличие игровой комнаты в школе

5. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков.

Гиперактивных детей отличает эмоциональная нестабильность. В связи с этим в силу объективных причин у них быстрее (по сравнению со здоровыми сверстниками) наступает состояние утомления, когда дети становятся крайне возбудимыми, расторможенными, подвижными. В связи с неустойчивостью и истощаемостью внимания дети начинают допускать большое количество ошибок при ответах или выполнении письменных работ, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя.

Ребенок, особенно в начальной школе воспринимает оценку как отношение к себе в целом, а не как оценку своей работы, и в этом смысле оценка выполняет функцию не регулирования, а санкционирования для ребенка. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется агрессия.

Возможность восполнения данного дефицита:

  • не рекомендуется давать ответственные работы в конце урока, в конце дня, в конце недели (контрольные, проверочные)
  • рекомендуется давать ребенку возможность дописывания, например, после уроков, на перемене, не ограничивать во времени.
  • рекомендуется дозировать задания, т.е. на определенный период времени давать конкретное задание
  • рекомендуется большое задание разбивать на части
  • рекомендуется использовать качественное оценивание.

Основные характеристики гиперактивного ребенка:

  • имеет много незаконченных проектов
  • непоследователен в поведении
  • не может долго удерживать внимание
  • не слышит, когда к нему обращаются
  • с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
  • имеет трудности в организации поведения
  • теряет вещи
  • избегает скучных задач
  • часто бывает забывчив
  • ерзает как червяк
  • беспокоен (барабанит пальцами, двигается на стуле, забирается куда - либо)
  • спит на много меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
  • находится в постоянном движении
  • очень говорлив
  • отвечает до того, как его спросят
  • не может дождаться своей очереди в игре и на занятиях
  • часто вмешивается, прерывает говорящего
  • плохо сосредоточивает внимание
  • не может отложить вознаграждение
  • не умеет подчиняться правилам

Критерии гиперактивности с дефицитом внимания.

Гиперактивность.

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда это неприемлемо.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда - то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  5. Часто бывает болтливым.

Импульсивность.

  1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  6. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  7. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
  8. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность.

  1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Причины гиперактивности.

Гиперактивность возникает вследствие повреждения ретикулярных формаций или стволовых структур мозга. Гиперактивность - главная составляющая синдрома "мозгового повреждения", или  ММД (минимальных мозговых дисфункций), т.е. множественное микроповреждение мозговых структур. Гиперактивность - это заболевание, а не вина ребенка. Причем чаще всего гиперактивность связана с перинатальным периодом (токсикозы, применение лекарственных препаратов, курение матери во время беременности, алкоголь, ранняя беременность, переношенная беременность, длительные роды, родовые травмы), заболевания на первом году жизни. Гиперактивность может передаваться генетически, а также возникать вследствие отравления свинцом (выхлопы автотранспорта, проживание вблизи автомагистралей и т.д.) Именно поэтому количество гиперактивных детей неуклонно увеличивается. Если 10 лет назад таких детей было 1 - 2 человека в классе, то сейчас их примерно 20 %, по некоторым данным до 40 %. Среди мальчиков таких детей 22 %, среди девочек  10 %.

ГДВ (гиперактивность с дефицитом внимания) не затрагивает интеллектуальных способностей, но 50 % этих детей учатся плохо, т.к. учителя не умеют работать с такими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Рекомендации в работе с гиперактивными детьми

Эти рекомендации помогут организовать работу с детьми....

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "

    Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

Детям с СДВГ в школе трудно. Они требуют к себе особого подхода. Рекомендации помогут учителю в работе с такими детьми....

Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.

Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....